...Что есть человеческая жизнь? Крохотный трепетный огонек в бесконечном холодном мраке вселенной, короткий «миг между прошлым и будущим». Все наши деяния приобретают смысл лишь благодаря тому, что продолжают жить в делах будущих поколений. Хочется верить, что и жизнь этих поколений, и их свершения будут значительно ближе к идеалу, которого невозможно достичь, но к которому можно стремиться приблизиться. Путь этот долог, и все идут и идут по нему представители рода человеческого, пытаясь слепить из того, что есть плоть от их плоти, улучшенное, усовершенствованное (надеясь, что разумнее и красивее, надеясь, что - удачливее и счастливее), но все-таки - подобие себя. И когда мы стоим на пороге нового тысячелетия, любопытно, что же готовит грядущее женщине, изменится ли она, будет ли счастлива? Станет ли сама собой, наконец? Беседа с доцентом Киевского института театрального искусства Татьяной Болгарской - попытка дать ответ на эти вопросы.
- Татьяна Дмитриевна, в своем курсе «Мировая история женщины», разработанном для вечерних женских гимназий, какие типы женщин вы прослеживаете на протяжении столетий?
- B Учении сказано, что создал Бог женщину из ребра мужчины. И многие женщины возмущаются этим. Но давайте поразмышляем. Ребро - это кость, кость - опора тела, ребро - кость caмая близкая к сердцу: так что женщина и была создана для самого близкого пребывания у сердца мужчины. Еще там сказано, что женщина была создана как помощница мужчины, как ближайшая соратница на всех путях его, как его второе «я». Но очень долго в истории женщина выполняла лишь единственную миссию - воспроизводство рода человеческого. И была, разумеется, почитаема за это, печально, однако, что только за это. Но напрасно современная женщина обижается, когда ей приписывают как главную эту функцию. Во всех эпохах и во всяком государстве прежде всего мы видим женщину-мать.
Другое дело, что мир, в котором мы живем, с незапамятных времен устроен по мужскому типу - женщина вынуждена к нему приспосабливаться и, делая это, часто живет не своей жизнью. И в течение человеческой истории бросалась во многие крайности, стремясь стать самой собою. Древняя Греция по праву гордилась своей системой воспитания, но она была ориентирована в основном на мужчину. Ксенофонт, к примеру, говорил так: «Женщина должна быть воспитана таким образом, чтобы она как можно меньше говорила, слышала и видела». Платон призывал женщину повиноваться родителям, а затем - мужу, Аристотель приравнивал её к рабам и детям: ни тем, ни другим не полагалось иметь ни своего мнения, ни общественных прав.
Раннее христианство ненадолго вызвало к жизни другой тип женщины, его представительница - поздняя римлянка: достойная, осознающая свое место в обществе, хотя и не очень интересующаяся общественной жизнью, но, при желании, поднимающая свой голос, разговаривающая с мужем на равных.
Далее в истории цивилизации для женщины наступает очень печальный период (эпоха очень раннего средневековья, варварства, переселения народов), когда в общественных отношениях доминировали такие человеческие качества, как агрессия, физический натиск, грубая сила. Женщина - мускульно или мышечно слабая, с очень уязвимой на первый взгляд нервной системой (которая в процессе жизни становится более выносливой, чем мужская), была признана несостоятельной, поскольку не могла защитить себя с оружием в руках, и мужчина вновь стал доминировать как в обществе, так и в семье - женщина на века утратила свои общечеловеческие и раннехристианские права...
- Но ведь существовало, к примеру, государство амазонок, славившихся своей физической силой и ловкостью?
- Такое государство в IX веке существовало на территории современной Чехии. Многих вводит в заблуждение название, и это государство женщин часто приписывают американской территории, а самих амазонок считают чуть ли не первыми в истории феминистками. Амазонки действительно ненавидели мужчин, они были воительницами, скакавшими на конях и стрелявшими из лука. Чтобы удобнее было натягивать тетиву, они выжигали себе грудь: отсюда слово «амазонка» - «безгрудая». Раз в году эти женщины встречались с мужчинами в условленном месте, а через год отдавали им мальчиков, а себе оставляли девочек - будущих амазонок. Заметьте, даже эти женщины-воины не отказывались от основной женской функции - рождения ребенка. Так они существовали полтора века, пока одна из них, полюбив мужчину, указала ему, как проникнуть в лагерь. Мужчины застали их врасплох и перебили всех. Обычная история, стара как мир.
- И все-таки женщине больше свойственно пользоваться своей слабостью, чем силой...
- Что и произошло в XVIII веке во Франции. Возникла новая тенденция - француженки стали превращаться в некие цветы, украшающие жизнь мужчины. В эпоху рококо, барокко им казалось, что это и есть истинная близость к мужчине, возвращающая женщине её права.
Но, разумеется, ощущение равенства с мужчиной было лишь иллюзией - если женщина желанна, любима, избалованна - это еще вовсе не означает, что она - равна. Женщинам дарили дорогие подарки, беря на содержание, тратили состояния в сотни тысяч, из-за них стрелялись на дуэли и погибали и все-таки их не уважали. На этом фоне сложился тот особый ментальный тип женщины, которая счастлива быть диванной подушкой, частью интерьера и не имеет никаких иных целей в жизни, - он существует и сейчас, и наверняка перейдет в XXI век. Кстати, при всей лживости так называемых галантных отношений именно в те времена и родилась особая культура отношения к женщине - куртуазная: набор определенных слов и действий в определенных ситуациях. Этот набор ослеплял многих женщин в те времена и до сих пор на многих действует неотразимо.
В первой половине XIX века в Англии возникает раннефеминистское движение женщин, боровшихся за свои права, которое распространится затем и на другие государства. Этот тип женщины, стремящейся реализовать себя не только в семье, но и в обществе, в его социальной жизни, в профессии, - женщины самостоятельной, независимой, зарабатывающей на жизнь своим умом и талантом, очевидно, в XXI веке будет доминирующим.
Как и многие хорошие идеи, идеи феминизма на рубеже XIX-XX веков приобрели искаженные формы: феминистки с негодованием отвергали саму мысль о том, чтобы нравиться мужчинам. В это время в Европе возник так называемый стиль реформ - полное неприятие всего того, что составляет обаяние, очарование женщины, что всегда культивировалось в дворянских системах воспитания: быть приятной. Феминистки периода реформ перестали носить корсеты, отказались от косметики, локонов и завитушек - волосы крепко стягивались в узел на голове. Они носили обувь только без каблуков. Образ этот известен нам как «синий чулок» (в эпоху средневековья ученые одевались в синие чулки и мантии. Подразумевалось, что ученой женщине не до рюшечек-оборочек). Справедливости ради следует отметить, что движение реформ очень быстро сошло на нет, а роль женщины в европейском обществе продолжала возрастать.
- Следующая крайность, я так понимаю, советская женщина? Хочется надеяться, что этот тип останется в веке ХХ...
- Советская женщина во всей фантасмагории её бытия в основном была счастлива тем, что не знала, насколько она несчастна. Она еще жива в большинстве постсоветских женщин, но постепенно себя изживет. Если решающий толчок к возрастанию роли женщины в европейских странах дала первая мировая война, когда погибло очень много мужчин и женщина должна была работать, воспитывать детей, по возможности учиться и содержать престарелых родителей, то советскую женщину «осчастливила» советская власть: задекларировала равные с мужчиной права. Но какая это ловушка! Женщина получила возможность работать на неженских работах бесконечно долгий рабочий день, что убивало не только ее здоровье, это убивало в ней женщину! Феминистические движения едва коснулись России, поэтому после рабочего дня женщина заступала на следующую изнурительную вахту - дома. И если советской женщине при этом удавалось еще сохранить свою живую душу, не утратить способности любить, оставаться доброй и великодушной - её жизнь можно назвать подвигом.
- Лицемерие советской власти заключалось и в том, что, наряду с женщиной в оранжевом жилете, она культивировала еще и парадный тип женщины не для всех - тип Любови Орловой, демонстрировавший всему миру красоту и счастливую судьбу советской женщины.
- Вот такая поляризация на постсоветском пространстве, наверное, в XXI веке исчезнет. Останется другая: противопоставление добра и зла, света и тьмы, гуманистического духовного отношения к миру и меркантильного утилитарного. В большинстве своем это, конечно, будут промежуточные типы, но наивно было бы думать, что женщина XXI века окажется лишенной абсолютно всех недостатков. Ведь мы уже фактически живем в нем, и все язвы века двадцатого, все его достижения перейдут с нами. Женщина XXI века принципиально не будет отличаться от женщины двадцатого, но на неё ляжет больше ответственности, она уже не сможет спрятаться в семью и возложить на мужа ответственность за мир и войну, за судьбы общества. Хотя, конечно, и в XXI веке останется тип «мусульманской» женщины (он есть во всех обществах) - женщины за мужем, как за каменной стеной, его молчаливая тень.
- Какими вы видите взаимоотношения мужчины и женщины в XXI веке? Станут ли женщины, наконец, в равной с мужчинами степени уважаемы в обществе и семье?
- Я думаю, это случится при условии реформирования европейской системы воспитания и образования. Мне очень близка японская модель, где из мальчиков воспитывают совершенных мужчин, а из девочек - совершенных женщин. Мужчина и женщина - каждый как особая галактика - две системы в мироздании, которые имеют много точек соприкосновения, но никогда не сольются и не станут абсолютно идентичны. Мужчина - создатель конструкции жизни, «балок» и «перекрытий», он строит мир, но этот мир - мертв. Женщина одухотворяет построенный мужчиной мир. Так было и так будет всегда: женщина приносит в этот мир семь своих бесценных даров: любовь, терпение (источник его - вера и надежда), воспитание, знание и передачу смысла жизни, врачевание ран душевных и телесных, красоту, стремление к совершенству. Никто другой не принесет их, кроме неё, в этом смысле роль женщины в мире уникальна. Если в XXI веке информацию ребенок будет получать всеми суперсовременными средствами, то тепло и нежность материнского прикосновения ему не заменят никакие роботы. Несмотря на все неимоверные достижения генетики, клонирования, вряд ли женщина позволит отнять у неё детородную функцию. Ведь развиваются не только наука и техника, развивается высокое сознание общества. Еще в Древнем Египте существовала наука евгеника - об облагораживании человеческой породы, когда заботились о здоровье современников ради тех, кто родится через три-четыре поколения. Но тогда наука была сокровенной. Сегодня ее можно обернуть как во благо, так и во зло. О том, чтобы не допустить в неё злой разум, способный принести гибель человечеству, должны позаботиться люди XXI века. И в первую очередь - женщины.
- Многие женщины представляют себе, что в XXI веке все в доме будет автоматизировано и роботизировано...
- Скорее всего появятся высокопрофессиональные наемные работницы и работники, имеющие специальный диплом, и этот труд будет уважаем. Конечно, еще больше возрастет автоматизация домашнего труда, но все равно соучастие и сотворчество человека и машины останется. Грубо говоря, кто-то же должен нажимать кнопки. Пирог получается вкусным, когда его готовят с любовью. И никакая технология любви не заменит.
- Каким вы представляете себе эталон женской красоты XXI века?
- Это не тип современной топ-модели. Женщине самой природой предназначено быть прекрасной, насколько это возможно. А женщины, о которых я говорю, отталкивают: у них каменные лица, тяжелый угрюмый взгляд исподлобья, их тела неженственны и более напоминают мужские, походка резка. На лицах написаны суровость, недовольство, агрессия, презрение. Нет того элементарного, что всегда требовалось от женщины, - обаяния, теплоты. Этот тип уже изживает себя.
Я думаю, все более распространяющиеся идеи гуманизации, терпимости, толерантности определят высокое сознание общества, которое не позволит предъявлять к разным женщинам одинаковые требования. Будет уважаться индивидуальность. В моде одновременно будут разнообразные типы красоты, ведь на них влияют различные расовые, национальные, региональные факторы, различные типы питания, строения тела, черт лица. Кроме того, в XXI веке у женщины будет больше возможностей для самосовершенствования. Я надеюсь, что общество XXI века не станет мучить и давить женщину своими предрассудками, но все же она сохранит понятие стыда, то есть не будет появляться в обществе полностью обнаженной. Ведь сколь ни эстетична физическая красота женщины, она может быть совершенна лишь до определенного возраста.
За все время существования человечества его жизнь вообще-то в большой степени изменилась лишь внешне (внешние атрибуты), а основные моменты пути человека все те же: рождение, познание мира и себя, встреча со своей второй половиной, рождение детей, передача им своих знаний, опыта, системы жизненных ценностей и смерть... И в этом великая тайна бытия и залог бессмертия.