Хотя в нашей стране успешно работают более 700 социальных предприятий, этот термин еще не прижился среди украинцев.
В ответ на вопрос "что такое социальное предпринимательство?" вы, вероятно, услышите, что это нечто связанное с благодетельностью или волонтерством. Но это не совсем так.
Так чем же занимаются социальные бизнесмены? Как и традиционные предприниматели, они продают товары или услуги, нанимают работников и платят налоги. Но если главной целью бизнеса является прибыль, то социальный предприниматель хочет решить какую-то важную для общества проблему - уменьшить негативное влияние человека на экологию, дать молодежи работу, искоренить дискриминацию, помочь людям с ограничениями или особенностями. Например, основатели магазина OZERO решили уменьшить количество бытовых отходов и нашли альтернативу всем пластиковым предметам, которые мы используем ежедневно, а со временем открыли собственный шоу-рум экотоваров.
Кто этим занимается
Социальными предпринимателями чаще всего становятся люди, сами столкнувшиеся с определенной проблемой и решившие посвятить жизнь ее решению. "Общаясь с социальными предпринимателями, всегда чувствуешь, что их что-то объединяет. Они хотят сделать мир лучше, не могут сидеть сложа руки и поэтому сами изменяют мир", - говорит основатель Украинской социальной академии Михаил Мельник.
Во время событий на Майдане организатор инициативы TacCat Александра поняла, насколько важно, чтобы украинцы могли оказывать первую помощь. Ее коллега Людмила волонтерила в АТО, собирала современные аптечки для военных, но на фронте ими никто не умел пользоваться. После возвращения в Киев они основали инициативу TacCat, и теперь на тренингах учат людей помогать пострадавшим до приезда "скорой" (останавливать кровотечение, делать сердечно-легочную реанимацию) и использовать современное снаряжение.
Социальное предприятие vs обычный бизнес
Традиционные предприятия создаются ради получения прибыли. Для социального предприятия она тоже важна - ее величина свидетельствует об успешности бизнеса, но не является самоцелью. Самое важное - решить ту или иную проблему, ведь именно для этого предприятие создается.
Каждый предприниматель выбирает собственную бизнес-модель, которая окупит расходы и поможет решить выбранную проблему. Например, социальный предприниматель может отдавать часть прибыли на решение определенной проблемы. Основатели туристического бюро VseSvoe предлагают путешествия по Украине. 10% от прибыли они отчисляют на уход за историческими памятниками.
Если деятельность предприятия сама по себе решает какую-то проблему, например трудоустройства определенной категории людей, то вся прибыль направляется на развитие предприятия. Эту модель также используют и неприбыльные организации, поскольку она позволяет не зависеть от доноров.
Часто социальными предприятиями называют компании, имеющие собственные социальные программы, но это не всегда так. Если благотворительность - не обязательное условие работы компании, и она может в любой момент ее прекратить, эту компанию нельзя назвать социальным предприятием. А социальные предприниматели указывают свою цель и процент прибыли, которую они планируют на нее тратить, в учредительных документах.
Как этому можно научиться
Несмотря на относительную молодость украинского социального предпринимательства, на рынке появилось много предложений. Чему, как и где учиться, зависит от конкретных целей. Это могут быть отдельные лекции, короткие курсы или более подробные программы, предусматривающие работу с менторами и поиск инвестиций. Их, например, проводят в Украинской социальной академии.
Если вы владеете английским - задача очень упрощается. Ведь в Сети можно найти много лекций, статей, онлайн-курсов или даже получить грант на обучение или реализацию своей идеи.
Как выбрать сферу деятельности
В значительной степени сфера деятельности зависит от цели предпринимателя. По статистике, большинство социальных предпринимателей (67%) работают в сфере услуг, ведь этот тип бизнеса не нуждается в значительных инвестициях. Еще 26% комбинируют предоставление услуг и производство товаров, и только 7% что-то производят - обычно это товары легкой промышленности и сувениры.
Нередко социальные предприниматели изобретают продукты и сервисы, которых раньше не было. Примером такой социальной инновации является мастерская bobry.in.ua - место, где каждый желающий может воплотить свой самый смелый инженерный или дизайнерский замысел. Резиденты мастерской зарабатывают, продавая изготовленные изделия, а часть прибыли от мастерской направляется на реализацию социальных проектов.
Как оформить социальное предприятие
В нашей стране нет закона о социальном бизнесе. Поэтому каждый выбирает ту форму организации труда, которая ему кажется удобнее в пределах действующего законодательства. В Украине среди социальных предприятий преобладают неприбыльные организации (60%). Еще 30% оформлены как бизнес, а 10% объединяют эти формы организации.
Но во многих странах Европы и США есть законы и льготы для социального бизнеса. Государству выгодно поддерживать такие инициативы, ведь их деятельность позволяет сокращать социальные выплаты. На сегодняшний день в Европе уже два миллиона социальных предприятий - это приблизительно 10% от всего бизнеса на континенте.
Несмотря на все препятствия у социального предпринимательства есть все шансы стать новым трендом. Об этом свидетельствует, в частности, популярность этических товаров - их выбирает 81% молодежи. Это может свидетельствовать о том, что мы, наконец, перестали бояться взять на себя ответственность за свое будущее. Ведь единственный способ жить в мире, в котором мы будем счастливыми, - создать его самим. И социальное предпринимательство - прекрасный способ реализоваться в собственном деле и сделать жизнь других немного лучше.