Работа над проектом нового закона о свободе совести и религиозных организаций перешла в стадию согласований. Об этом сообщили члены рабочей группы, занимавшиеся разработкой законопроекта в рамках Министерства юстиции, куда входили юристы, религиоведы, представители большинства украинских церквей и религиозных организаций. Все это вместе должно было гарантировать максимальное соответствие нового закона всем требованиям заинтересованных сторон.
Как сообщили члены рабочей группы на конференции, посвященной представлению этого законопроекта, в целом новый закон должен оказаться более четким в определениях и более либеральным — функции сводятся к регулирующим, а не разрешительным. На стадии разработки абсолютное большинство участников согласились со всеми формулировками. Исключение составил представитель УПЦ КП, который отказался голосовать за законопроект, содержащий норму о статусе юридического лица для церкви. Как известно, это абсолютно соответствует позиции патриарха Филарета, который считает вопрос об этом статусе «несвоевременным» — до тех пор, пока не будет у нас Единой поместной церкви, которая и должна стать тем самым единым и неделимым «юридическим лицом». Впрочем, законопроект был принят рабочей группой большинством голосов и передан на согласование в Минюст.
После чего началось, видимо, нечто такое, что вынудило членов рабочей группы собрать пресс-конференцию. Сначала на заседании Всеукраинского совета церквей главы церквей, которые еще недавно с удовольствием приняли идею о совместной разработке законопроекта и направили в рабочую группу своих делегатов, встретили документ пожиманием плеч. Никакой оценки от них разработчики не добились — ни за, ни против. Фактически уважаемые первоиерархи проявили полнейшее равнодушие к предложенному им «профильному» законопроекту. Потом, после прохождения согласования в Минюсте, из законопроекта исчезло несколько принципиальных положений. В первую очередь те, которые еще недавно дебатировались в парламенте — касательно права религиозных организаций на учреждение учебных заведений всех уровней. Кроме того, не стало положения о том, что государство может участвовать в финансировании социальных благотворительных акций, организованных религиозными организациями.
Все это вызывает у разработчиков подозрение, что после согласования в Кабмине от предложенного законопроекта не останется камня на камне. И даже в этом случае очень мало шансов, что депутаты Верховной Рады (которые, в свою очередь, тоже могут «доработать») все равно не проголосуют за него, а предпочтут законсервировать ситуацию на том основании, что и старый закон, в общем, неплох. О «непроходимости» подобного законопроекта, кстати, на пресс-конференции предупредил и народный депутат Ю.Болдырев (фракция Партии регионов), член комитета по культуре и духовности. Во-первых, отметил он, в зале заседаний ВР сидят в основном атеисты, которым, соответственно, мало дела до церкви в межвыборный период. А во-вторых, это все, действительно, ни к чему — ведь жизнь так быстро меняется. Вот пока писали законопроект, возродился Госкомрелигий, а вы его не учли. И вообще, давайте ничего не будем трогать, а то только людей будоражите...
В общем, радужного будущего попыткам переформулировать советского еще образца закон, регламентирующий свободу вероисповедания и регулирующий взаимоотношения государства и церкви, не предрекает никто. Значит ли это, что ситуация не меняется и при этом всех устраивает? Или просто мало кто верит, что самый распрекрасный закон, даже если его по ошибке примут, будет работать и защищать интересы церквей и граждан вообще, независимо от их вероисповедания.