Как правило, с сентября, ежегодно, как минимум, в 20 странах мира начинаются романтические соревнования - первые этапы сбора на ралли «Кэмэл Трофи». В Украине таковой состоялся единожды осенью 1991 года под Киевом в Конча Заспе. Я впервые тогда столкнулся с неугомонным и ни на кого не похожим сообществом искателей приключений - «кэмэлтрофистов». Столкнулся, заразился, начал болеть....
...Как-то полвека назад фронтовые побратимы, кадровые офицеры британских вооруженных сил решили провести свой отдых на колесах. Им привычны были армейские джипы «лендроверы», бездорожье джунглей, бивачные костры и искусственно создаваемые трудности (если таковых им не хватало). Друзьям это очень понравилось и стало традицией.
Они заметили, что старость их не берет, что это все более увлекательно и следует поделиться идеей со всеми. Так с весны 1980 года отдых с приключениями превратился в самое популярное в мире ралли-приключение. Тогда бездорожье Трансамазонии - 1600-километровую трассу испробовали лишь три тщательно отобранных экипажа из Германии. Но группа журналистов, освещавших ралли, сумела донести запах и дух приключений до миллионов мечтателей, спортсменов-автолюбителей.
Сегодня нет ралли популярнее. Наконец, ходят упорные слухи о включении украинских экипажей в отбор на ралли «Кэмэл Трофи».
Весной этого года был заключительный отбор на ралли, которое затем прошло в джунглях Калимантана.
Казалось бы, ну где в благополучной красавице Севилье, благопристойной испанской провинции Андалусии найти места с ужасным бездорожьем и полигоны для так называемых «специспытаний»? Однако организаторы «Кэмэл Трофи» отличаются фантастической изобретательностью в сотворении искусственных трудностей. Всего лишь за 50 километров от административного центра провинции, среди зеленых гор и оливковых рощ расположилась старинная, запущенная и непомерно огромная по территории ферма, хозяин которой охотно предоставил все в распоряжение организаторов. Средства на ралли и отбор отпускаются весьма солидные.
И вот на полянах рядом с хозяйственными постройками раскинулся палаточный городок, забурлил пресс-центр, подъезжают автобусы со зрителями «Эх как здорово у нас оживится «глубинка», проведи мы хоть что-либо подобное!» - подумал я тогда и... Придумал. Если нам не по плечу полная программа таких отборов и ралли, то можно ведь и свое, хоть немного похожее провести. Начнем прямо нынешней осенью...
Восемьдесят претендентов на 40 мест в раллийных экипажах также живут в палатках рядом с трассой. А по ней в 10 пунктах еще и места для специальных испытаний - невероятнейших. В сравнении с ними ущелья и склоны окрестных гор - милый прогулочный ландшафт.
Один из самых интересных тестов в отборе - тест на выбор потенциального лидера, капитана. Две команды собирают в одну - им ставят три сложных задачи, которые решаются лишь сообща. И вот восемь доселе незнакомых людей в кратчайший срок ориентируются и выдвигают лидера, который и ведет их к правильному решению. Кстати, очень актуально в нашей нынешней жизни.
А были в этот раз еще и женщины. Впервые за 17 лет существования «Кэмэл Трофи» они участвовали в отборе и пятеро попали в экипажи (то есть в мини-сборных пяти стран были женщины-водители и штурманы), и все тяготы двухнедельного ралли поровну ложились на мужские и женские плечи: переправы через бурные реки, сооружение мостов из тяжеленных бревен, перетаскивание бочек с горючим, гонки по джунглям без сна и отдыха...
Здесь на отборе в Андалусии нашлись местечки, дающие фору джунглям индонезийского Калимантана. Чего стоила хотя бы переправа на огромных каноэ через бурную горную реку. А на последнем горном участке трассы приключений было даже с лихвой. Вот опрокидывается на крутом склоне джип голландской команды, там в кабине, рядом с водителем-мужчиной, девушка-штурман... Без раздумий останавливаются и бросаются на помощь те экипажи, что были позади. Из зависшей над обрывом машины спокойно без лишней суеты освобождают обоих. Только на «Кэмэл Трофи» есть специальный приз за столь ярко проявляющиеся человеческие качества. Да и нигде больше, ни в каких соревнованиях, так крепко не дружат, так остро не сопереживают, так человечно не живут небольшим, временным сообществом. За это мы и влюблены в «Кэмэл Трофи» - соревнования, восстанавливающие самые святые человеческие традиции и ценности.
Я лишь однажды - где на машине, где пешком прошел трассу такого ралли в непролазных джунглях и жарких саваннах южноамериканской Гайаны, участвовал в двух отборах, но неповторимое чувство всеобщего человеческого братства, азарт борьбы с неизведанным, экзотика жизни в гуще дикой природы заразили меня стойким вирусом желания - снова и снова месить красную грязь того, что называют трассой ралли, быть пищевым продуктом для москитов и поджариваться на солнце, спать по три часа в сутки и видеть рядом таких же «больных» ралли «Кэмэл Трофи» людей.
Вот почему, не дожидаясь приглашения от организаторов, я предлагаю нам самим провести нечто подобное, пусть это будет «Кэмэл трохи». У нас ведь трудностей предостаточно, их и выдумывать не надо. А если серьезно, то с нынешней осени и украинские экипажи начнут отбираться. Вот тогда посмотрим...