ЗА МАСКОЙ ПОДЧИНЕНИЯ

22 августа, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 34, 22 августа-29 августа 1997г.
Отправить
Отправить

Меня в ее лице поразили губы - сжатые в тонкую полоску, они красноречиво свидетельствовали о непреклонности и жесткости...

Меня в ее лице поразили губы - сжатые в тонкую полоску, они красноречиво свидетельствовали о непреклонности и жесткости. Все остальное в этой хрупкой, невысокой, светловолосой женщине Галине - модная стрижка, утонченная элегантность, ухоженность - было как бы в тени кричащей властности. Галина не искала помощи. Она и так все сама знала и считала себя во всем правой. Говорила она с напором, без тени сомнений и раздумий:

«Моя дочь Ольга была тихим и послушным ребенком. Что я ей говорила, то она и делала. Хотя мой муж и пытался ее баловать, но я пресекала эти попытки, так как прекрасно понимала, в отличие от него, как нужно правильно воспитывать детей. Потом, уже где-то с двух-трех лет, в Ольге стало появляться своеволие. Тогда я усилила свое влияние: не доест - из-за стола не выпускаю, сломает игрушку - не выходит гулять и так далее. В общем - воспитывала как надо. Так и меня в детстве воспитывали. Но девочка становилась все вреднее и упрямее. Видимо, мой муж тайком от меня ее баловал.

Когда Ольга пошла в школу, я решила: хватит! Так он испортит девочку вконец. Развелась с мужем и стала уделять ее воспитанию еще больше времени. Все ее школьные отметки были у меня под контролем. Получит тройку - не пойдет гулять с одноклассницами, даже на день рождения к ее лучшей подружке однажды не пустила!

Но чем больше сил я тратила на ее воспитание, тем дочь становилась хуже. Ее детское своеволие переросло в открытое, молчаливое упрямство. А когда она поступила в институт (конечно, в тот, который я сама ей выбрала) и почувствовала себя взрослой, она стала совершенно невыносимой. Через год бросила учебу и несколько месяцев скрывала это, обманывая меня: каждое утро уходила, говоря, что на занятия, а сама гуляла по городу. Что я ей устроила, когда об этом узнала!.. После она уж должна была бы понять, что к чему, и стать на правильный путь. А дочь сказала, что ненавидит меня и ушла из дома.

Сейчас Ольга живет с отцом. Не позвонила мне ни разу за полгода. Вы представляете, какая наглость! Я, конечно, не пойду ее просить вернуться, у меня есть характер! Но, несмотря на это, душа все-таки болит. Я ведь столько сил на нее затратила, а похоже, потеряла дочь».

Упрямые дети - часто результат воспитания авторитарных родителей - твердых, несгибаемых, волевых. Они жестко контролируют своего ребенка и лишают права выбора. «Делай, как я сказала. Мне неинтересно, что ты сама хочешь!» - под таким девизом воспитываются эти дети. Они лишены права голоса, свободного выбора - всего того, что помогло бы им приобрести полезные в жизни умения и навыки, развило бы их личность.

- Надень куртку!

- Не хочу!

- Я кому сказала?

- Ну, мам...

- Кому говорят...

- Не кричи на меня.

- Ты с кем так разговариваешь! Да я тебя...

Если вы узнали в этом диалоге собственные «элементы» разговоров с сыном или дочерью, то советую изменить свой стиль общения. Потому что, как определили психологи, если в общении родителей с ребенком преобладают приказы, указания, контроль, наказания - ребенок часто растет упрямым и агрессивным. Ему не нравится постоянное навязывание того, что он должен есть, куда он должен идти и с кем ему дружить. И постепенно в нем накапливается сопротивление, перерастающее в протест. Выражается он у разных детей по-разному. Очень ярким является молчаливый протест, когда ребенок всем своим существом кричит: «Нет! Не заставишь меня!», но при этом не произносит ни одного слова. И добивается победы.

Узнав ее вкус, он не повинуется снова и снова. Уже не только молча, но и открыто бунтуя. Так, постепенно, упрямство становится чертой характера человека, составной частью его несостоявшейся личности, у которой полностью отсутствует ответственность, подавлена творческая природа, плохая самоорганизация и саморегуляция.

Советы, даже разумные, а тем более требования такой человек воспринимает враждебным неприятием. Он видит в людях диктаторов, поэтому голос разума не проникает в его деформированное сознание. И тому немало примеров, когда упрямцы шли на риск, получали травмы и даже лишались жизни только потому, что не хотели (а на самом деле в силу своего упрямства не могли) прислушаться к разумному совету в критической ситуации.

Итак, очень важный вывод: когда ребенок постоянно вынужден делать то, что ему велят, даже если он этого не хочет, в нем развивается внутренняя враждебность и к тому, что он делает, и к сильному «командиру». Чтобы стать «неуязвимым», он начинает показывать полное пренебрежение к любым требованиям в форме неповиновения и протеста. Это причиняет боль, разрушает доверие и отчуждает взрослого и ребенка.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК