У детей спрашивают: «Почему вы такие хмурые?» На что те отвечают: «Мы играем во взрослых».
Чувство юмора у детей свидетельствует о прохождении определенной стадии развития. Так, любящей маме кажется, что ее сынок или доченька улыбались уже при рождении. На самом деле улыбаться дети начинают месяца в три-четыре. Когда матушка целует малыша или отец поднимает его высоко над головой, или бабушка щекочет пятку, удовольствие ребенка выражается в смехе. То есть в таком возрасте смех — это просто реакция на приятные ощущения.
Четырехмесячный малыш любит также рассматривать свое изображение в зеркале и улыбаться ему. Месяцев с пяти ребенок, чтобы привлечь внимание родителей, издает какие-то звуки или улыбается. Уже такому маленькому человечку понятно, что улыбка не может не привлечь мамино или папино внимание.
Психологи считают: база для формирования адекватного чувства юмора формируется в возрасте восьми-девяти месяцев. Как раз в это время у детей формируется представление о постоянстве объекта, что позволяет им помнить увиденные ими предметы.
Вспомните, как в мультфильме «Ледниковый период» саблезубый тигр играл с человеческим малышом. Закрывал лапой глаза и спрашивал: «Где ребенок?» и сам грозно отвечал, раскрывая глаза: «Здесь!» Мальчик повторял этот жест, а когда раскрывал глаза, звонко смеялся. Интересно, что простая игра в прятки — важный шаг к настоящему смеху. Ведь эта игра возможна только при том условии, что ребенок уже понимает: предмет или человек исчезли из его поля зрения только на некоторое время, а не насовсем. Чтобы воспринимать игру в прятки как веселую, нужна определенная зрелость. Следовательно, не зря некоторые ученые понимают юмор как некую интеллектуальную игру с идеями, символами или словами. Известный педагог Мария Монтессори в своих работах писала: «Маленькие дети с удовольствием находят предметы на соответствующих для них местах. В таких играх появляется радость, вызывающая удивление взрослых якобы отсутствием логики».
Дети восьми-десяти месяцев чрезвычайно любят где-то спрятаться и притаиться, а когда мама или бабушка начинает искать их и спрашивать: «А где же это моя крошечка?», «Куда девалась наша красавица?», с громким смехом выглядывают из тайника.
Малыши в таком возрасте чрезвычайно любят пошутить. Например, еще день назад ваш ребенок безошибочно показывал, где пирамидка. А сегодня, когда вы просите его показать пирамидку, он указывает на кубики. Таким образом малыш может пошутить, ведь это так скучно — все время показывать одно и то же. «Мамочка, папочка, я это уже выучил, давайте начнем новую и более интересную игру».
Иногда ребенка может рассмешить то, что не кажется смешным его родителям. Ведь ассоциации ребенка совершенно не такие, как у взрослых. В одном из чатов я прочла следующее: «Вчера мой муж резал бумагу. Подложил под листок доску для резки и по линейке ножом для резки бумаги — «вжик»! Наш семимесячный сын, сидевший у меня на руках, наклонился вперед и громко засмеялся. Каждый «вжик» сопровождался пароксизмом неугомонного веселья. Сначала мы решили, что дело в необычном звуке. Но когда малышу показали нож, он начал громко смеяться. Теперь сидим и думаем».
Четырехлетний Сильвестрик разговаривает со своим прадедушкой по телефону: «А что делают твои курочки?» Прадедушка отвечает, что курочки несут яички. Мальчик задумывается и переспрашивает: «А куда они их несут?»
Возраст от двух до пяти лет, наверное, самая богатая пора веселых фраз и смешных выражений. Недаром Корней Чуковский выпустил книжку с одноименным названием, посвященную детскому юмору. Хотя, конечно, нельзя это оценивать как стопроцентный юмор. Ведь он тесно связан с непосредственным восприятием мира ребенком, с каламбурами, языковыми и логическими ошибками. А вот, например, такие формы юмора, как сарказм и ирония, дети еще не могут ни понять, ни воссоздать. Высоко развитое чувство юмора характерно для одаренных детей. Они с раннего возраста любят шутки, небылицы, каламбуры и часто замечают смешное там, где их ровесники этого не видят.
Сын собирается первый раз в детский сад. Спрашиваю его: «Ты будешь в садике хорошим мальчиком?» Он смотрит на меня и, показывая себе на грудь, говорит: «Ах, мамочка, что-то здесь мне та-ак мешает быть хорошим мальчиком...»
В подростковом возрасте юмор очень ценится и является одним из способов наладить контакт с миром, показать свою принадлежность к определенной группе, бросить вызов нормам, которые установили серьезные взрослые. И всегда можно отступить от сказанного, не потеряв при этом свое лицо: «Ну я же просто пошутил».
Смех — это добрый посредник между мирами детей и взрослых. С помощью смеха и юмора можно совладать с детскими капризами, упрямством и даже страхами. Если ваш малыш сделал что-то не так и сам перепугался от неожиданности и оттого, что сейчас ему достанется, не кричите на него. Лучше улыбнитесь, чтобы разрядить ситуацию. А объяснять, почему так нельзя делать, лучше немного погодя.
Смех может пригодиться, когда ребенку… очень страшно. Ведь недаром знаменитый Вольтер писал: «То, что стало смешным, не может быть опасным». Вот и в чрезвычайно популярной книге «Гарри Поттер и узник Азкабана» современной писательницы Джоан Ролинг учитель-волшебник учит детей, как одолеть боггарта. Это существо меняло свой вид и превращалось в то, что могло больше всего напугать человека. Однако профессор Люпин объяснил своим ученикам, что «самое лучшее оружие против боггарта — смех. Поэтому попытайтесь заставить боггарта превратиться во что-то смешное, и вы его победите».
Оптимистам и тем, кто любит юмор, живется намного легче. Поэтому чувство юмора безусловно, необходим в жизни. Развить его у детей можно так же, как развивают вежливость, грамотность или эстетический вкус — с помощью веселых книг и мультиков. Книжки о веселом медвежонке Винни-Пухе и его друзьях, мужчине в расцвете сил Карлсоне и его друге Малыше нельзя вспоминать без улыбки. И список этих добрых и веселых книг можно продолжать долго.
Правильно выбирайте мультфильмы для детей. Да, безусловно, «Том и Джерри» занимает достойное место в мировом сборнике мультфильмов, но юмор там специфический. В некоторых современных зарубежных кинофильмах и мультиках, основанных на так называемом физиологическом юморе, герои издают различные неприятные звуки. Дети смеются над этим, однако ничего хорошего в этом нет. Что ни говори, но старые мультфильмы без излишних спецэффектов и с адекватным чувством юмора намного полезнее для малышей.
Улыбайтесь и радуйтесь жизни вместе со своими родителями и детьми.
Комментарий
художника-карикатуриста Олега СМАЛЯ
Наверное, не очень хорошо, если юмор служит основой профессии, то есть частично и способом добывания хлеба насущного. Но подобный труд позволяет вести постоянное тестирование «потребителя» смешного. Самая признательная аудитория — не рафинированные интеллектуалы, а дети. Небольшой жизненный опыт и неперегруженность нужными и излишними знаниями вполне компенсируются искренностью восприятия мира и свободной от условностей мира взрослых реакцией. Недаром же «устами младенца глаголет истина». Порой детская реакция на бестолковость и фальшь «голого короля» бывает убийственной, словно сатира Свифта.
В воспоминаниях Отто Бисмарка описан интересный эпизод из российского дипломатического периода карьеры «железного канцлера». На ужине в одном из императорских дворцов четырехлетняя великая княжна подошла к Бисмарку и произнесла «он милый», а указав на какого-то генерала — высокое должностное лицо, наивно охарактеризовала его: «Он воняет». Конфуз!
Очень жаль, что наивное восприятие мира чрезвычайно быстро загоняется в догматическую казарму дошкольных и школьных учреждений, которые почему-то устроены как исправительно-трудовые учреждения. Перечитайте Диккенса — наверное, никто лучше не описал страдания детской души от несправедливости взрослых.
Однажды меня охватило ощущение отчаяния и возникло желание забросить в угол свой карандаш. В фойе перед актовым залом одного из государственных учреждений я вместе с коллегами-художниками открыл экспозицию лучших работ демократичного жанра карикатуры. Одновременно в арендованном зале проходило собрание какой-то из новейших христианских церквей. Сотни людей, совершенно не унылого вида, вместе с детьми раздавали буклеты о Царстве Божьем, коллективно смотрели видео с примитивной мультинтерпретацией библейских легенд. Но ни один ребенок не подошел посмотреть на выставку карикатуры. И что самое досадное — я видел, как в глазах у них загоралось любопытство и сразу гасло, как только их взгляды встречались с родительскими...
Запомнилась горькая ситуация, свидетелем которой я был еще в школьные годы. Физически вполне здоровые ребята хохотали оскорбляя своего умственно отсталого ровесника, страдавшего какой-то врожденной болезнью. Несчастная мать подбежала к своему беспомощному сыну и, прижав его к себе, простонала: «О Господи! Они глупее, чем ты!»
Дети сознательно циничными бывают редко. Цинизм зачастую просто защитный рефлекс. Посмотрите, на ком сгоняют злость в общественном транспорте неудачники-пенсионеры — на подростках.
Некоторые метаморфозы в восприятии того, над чем можно и стоит смеяться, случаются и в зрелом возрасте. Я всегда считал аксиомой, что над увечьем смеяться грех. И однажды с удивлением увидел бельгийский каталог с карикатурами на инвалидов. Какой цинизм! Изумило то, что издатель этой книги — общество инвалидов. Может, осмеяние своей беды помогает этим людям чувствовать себя комфортнее, нежели под постоянным, часто фарисейским давлением сочувствия окружающих?
Спрашиваю сына: «Над чем смеетесь в школе?» — «Над учителями!» Жует на уроке тетя-педагог жвачку. Оп — и получила прозвище — Бумер зеленый. А разве не смешно, когда учительница географии говорит на уроке: «Дети, Бразилия дикая и нецивилизованная страна». Сын приносит справочник, в котором сравниваются ВНП разных стран — у Бразилии он почти втрое выше, чем у Украины. «Над этим можно смеяться?» Разве я могу сказать: «Нет!»
Устами
младенца
Загадка
Сын в четырехлетнем возрасте загадывает отцу загадку:
— Что такое: дзинь-дзинь мяу-мяу?
— Не знаю.
— Это кошка в трамвае приехала.
А что такое: дзинь-дзинь гав-гав?
— Это собачка в трамвае приехала.
— Нет, это мама с работы пришла.
Знание — свет
Дед внуку:
— Я тебе расскажу, как Бог сотворил первых людей на Земле.
— Это я уже знаю. Лучше расскажи, как сотворили третьего человека.
Зуб
Маленький мальчик едет мимо мамы на велосипеде:
— Эй, мама, а я еду без рук! — кричит он, скрываясь за поворотом. Через минуту он возвращается:
— Эй, мама, а я еду без жуба!
Мамина школа
— А красивую я репку нарисовала?
— Очень! Прямо пальчики оближешь!
— Не надо, а то червяки в животе заведутся.
Много любви
Трехлетний мальчик говорит папе: «Папа, я тебя люблю сильно, и много».
Насмешки
— Дедушка, а ты был маленький?
— Был, внучек.
— Ну и смеялись, наверное, дети над твоей лысиной.
Парик на тумбочке
— Мама, ты индеец?
— Сынок, думай, что ты говоришь!
— А почему у тебя скальп лежит на тумбочке?
Планы на будущее
— Мама, когда я вырасту, у меня тоже будет дочка. Утром я отведу ее в садик, а потом ты отведешь меня на работу...
Проверка
Маленький мальчик, любимец своей тетушки, протягивает ей большой стакан.
— Отпей хоть немножко из него!
— А зачем?
— Я хочу посмотреть, папа говорит, что ты чай пьешь, как лошадь.
Самостоятельный ребенок
Сыну сестры четыре года. Он решил жениться.
Мама спрашивает: «А кто же вас кормить будет?»
— А мы уже сами кушать умеем.
(Uucyc.ru)