ЮБИЛЕЙ, ОБРАЩЕННЫЙ В БУДУЩЕЕ

Поделиться
Январь 1918 года. Внутренние политические и социально-экономические противоречия, реальная угроза ...

Январь 1918 года. Внутренние политические и социально-экономические противоречия, реальная угроза нападения Советской России после непринятия ультимативных требований ее Совнаркома, невозможность проведения выборов и созыва суверенного Учредительного собрания, дискуссии о целесообразности провозглашения независимого государства, необходимости законного оформления данного акта и другие неурядицы - все это свидетельствовало о том, что молодая Украинская Народная Республика после своего рождения в ноябре 1917 года переживала чрезвычайно сложные времена.

Казалось бы, Центральной Раде, Генеральному секретариату, политическим партиям, имевшим в их составе своих представителей, прежде всего необходимо было решать названые проблемы, имеющие первостепенное значение для судеб государства. Но киевские читатели, первыми открывшие морозным утром 12 января 1918 года газету «Народна воля», с удивлением ознакомились на одной из ее страниц с законом о персонально национальной автономии, утвержденным Центральной Радой 9 января 1918 года. Оказывается, украинская демократия, прежде чем решить вопрос о провозглашении независимости республики, позаботилась о дальнейшей судьбе русских евреев, поляков и других национальных меньшинств, проживающих на ее территории.

Случайным ли было принятие данного документа? Современному читателю следует знать, что Центральная Рада, не успев родиться в марте 1917 года, сразу же заявила о своих серьезных намерениях относительно защиты интересов этой части населения, то есть каждого четвертого гражданина республики.

Уже в первых выступлениях лидеров Центральной Рады по поводу утверждения украинской государственности прослеживались очертания будущего закона о персонально национальной автономии.

На национальном конгрессе провозглашалось, что «мы стоим на основе определения полной гарантии, полного обеспечения права национальных меньшинств в свободной Украине, кем бы это меньшинство ни было: или московцы, или евреи, или поляки, или белорусы, или татары. На другой основе мы не можем и не должны стоять».

И в последующем Центральная Рада не отказывалась от своих планов предоставления национальным меньшинствам права обустраивать свою жизнь в республике. Так, согласно І Универсалу, украинская общественность, которая живет «вперемешку с другими национальностями», принимала обязательство «немедленно прийти к согласию и взаимопониманию с демократией тех национальностей и вместе с ними приступить к подготовке новой правильной жизни». Вместе с тем, высказывалось пожелание, что и «народы неукраинские, которые живут на нашей земле, также будут заботиться о порядке и спокойствии в нашем крае и в это тяжелое время всегосударственного хаоса дружно, единодушно станут работать с нами в организации автономии Украины».

Через некоторое время Центральная Рада доказала, что подобные заверения не являются популистскими лозунгами. Напомним, что после известных переговоров между ее делегацией и тремя министрами Временного правительства в июне 1917 года в Киеве представители политических партий национальных меньшинств вошли в состав Рады, что было обещано им ее ІІ Универсалом.

Защищать интересы национальных меньшинств в составе первого украинского правительства должно было Генеральное секретариатство межнациональных дел, перед которым была поставлена задача «как можно быстрее найти взаимопонимание с демократией национальных меньшинств на Украине» и вовлечь их в государственное строительство в республике. С этой целью при руководителе данного ведомства работали три его заместителя, представляющие интересы великороссов, евреев и поляков.

О последовательности Центральной Рады в подготовке закона о персонально национальной автономии, в целом ее национальной политики убедительно свидетельствуют ее дальнейшие шаги в этом направлении. И прежде всего, повышение статуса заместителей в делах вышеобозначенных национальных меньшинств до уровня полноправных генеральных секретарей, что случилось в ноябре 1917 года после провозглашения Украинской Народной Республики. «Украинский народ сам долгие годы боролся за свою национальную свободу и ныне ее завоевал, будет твердо охранять свободу национального развития всех народностей, проживающих на Украине, - подчеркивалося в ІІІ Универсале, - поэтому сообщаем: что народам великорусскому, еврейскому, польскому и другим в Украине признаем национально-персональную автономию для обеспечения им права и свободы в делах их национальной жизни».

Очень быстро национальные меньшинства смогли убедиться в реальности намерений Центральной Рады предоставить им возможность самостоятельно устраивать жизнь на территории Украины.

Такова настоящая предыстория выхода в свет закона о персонально национальной автономии 9 января 1918 года. На заседании Малой Рады, где он обсуждался и принимался, председательствующий М. Грушевский высказал искреннюю радость и удовлетворение, что в крайне неблагоприятных условиях украинская демократия смогла издать такой уникальный документ. «И этим самым выполнили свою обязанность не только перед национальностями, которые населяют Украину, но и вообще в деле решения национального вопроса, чтобы исключить из интересов государственных национальные и национальную борьбу, - заявил он, - я осмелюсь даже сказать, что мы внесли первый вклад в решение национального вопроса в мировом масштабе». Первый украинский Президент сравнил обсуждаемый закон с провозглашенной в 1791 году Декларацией прав человека и гражданина Великой французской революции.

Действительно, Центральная Рада законодательно объявляла неотъемлемым правом каждой нации, населяющей территорию Украинской Народной Республики, «самостоятельно обустраивать свою национальную жизнь». С этой целью предполагалось создать Национальные союзы, а затем созвать Национальные Учредительные собрания на основе «общего, без разницы пола и веры, равного избирательного права и тайного голосования» и их подразделения. Этим и другим компетентным органам в центре и на местах, обладающим законодательным и исполнительным голосом, пользующимся материальной и финансовой поддержкой со стороны государства, после составления национальных кадастров, предстояло решать все проблемы, возникающие в организации местного самоуправления национальных меньшинств.

Как известно, через несколько дней был принят IV Универсал, которым Центральная Рада подтверждала все демократические свободы, провозглашенные ранее, и заверяла, что в независимой Украинской Народной Республике «все нации будут пользоваться правом национально-персональной автономии, признанным за ними законом 9 января». Нелегкой оказалась судьба данного документа. В феврале 1918 года, когда Киев был захвачен советскими войсками под руководством Муравьева, он был отменен, а национальные министерства разогнаны. Через несколько недель Центральная Рада и правительство Украинской Народной Республики, возвратившись в столицу, возобновили правомочность закона и деятельность этих учреждений. А 28 апреля 1918 года на последнем заседании Малой Рады при обсуждении Конституции УНР данный закон был включен в нее как глава 8.

Продолжая рассказ о приключениях закона о персонально национальной автономии и практическом воплощении его положений в жизнь, напомним, что с ним случилось, когда в Украине к власти пришел П. Скоропадский. Уже в начале мая 1918 года генеральный секретарь гетманского правительства заявил о несовместимости закона и национальных министерств с той политической ситуацией, которая сложилась в стране.

А через некоторое время, 8 июля 1918 года, Ф. Лизогуб, председатель гетманского правительства, на его заседании заявил, что закон о персонально национальной автономии, принятый Центральной Радой, прекращает свое действие, а национальные министерства упраздняются, так как «национальные привилегии могут содействовать только расцвету национальной борьбы», чего существующий режим допустить не мог. Протесты по этому поводу, как письменные, так и устные, остались без ответов.

Когда к власти в Украине пришла Директория, то согласно ее постановлению в декабре 1919 года было возобновлено действие закона о персонально национальной автономии, а при ее правительстве до утверждения национальных министерств временно создан отдел по делам национальных меньшинств. В связи с различными обстоятельствами развернуло работу только одно еврейское министерство, которое восприняло это как предоставленную возможность полного осуществления прав своего народа на собственную культуру и язык, на автономное обустройство его внутренней жизни.

Но начатая работа по удовлетворению запросов национальных меньшинств была быстро прекращена. Под давлением советских войск Директория оставила Киев. Новая власть отрицательно отнеслась к закону о персонально национальной автономии и существованию национальных министерств. Как бы отвечая на неоднократные предложения еврейских социалистических партий, таких как Комфарбанд и ОЕСРП, о необходимости их функционирования в составе правительства Советской Украины в статье «О комиссариате по национальным делам», опубликованной в начале апреля 1919 года в «Известиях Всеукраинского Центрального Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Исполкома Харьковского Совета рабочих депутатов отмечалось, что «комиссариат по национальным делам - вредное социалистическому строительству учреждение».

Уже позже, в декабре 1920 года, по инициативе еврейских коммунистических секций при комитетах КП (б)У еще раз изучался вопрос о создании в Украине Народного комиссариата по делам национальностей. Принципиально он был одобрен даже на заседании Политбюро ЦК КП (б)У. А его практическое осуществление передано на рассмотрение. Но тогда данная проблема не нашла своего окончательного решения.

Не была она разрешена и на следующий год, хотя в Москве и в Киеве энергично обсуждались кандидатуры на должность наркома и его заместителей. В конце концов 23 апреля 1921 года Политбюро ЦК КП (б)У приняло постановление, согласно которому вместо Наркомнаца ограничились образованием отдела национальных меньшинств в составе административно-организационного управления НКВД УССР. Все возражения против этого не были учтены. Зато бланками, специально напечатанными для данного органа, ВУЦИК Советов Украины пользовался до 1922 года.

Таким образом, из вышеизложенного непредвзятый читатель может убедиться, что Центральная Рада и Директория действительно имели основательно разработанную, рассчитанную на перспективу программу национального строительства в Украине. Их лидеры не провозглашали известного лозунга о праве наций на самоопределение, а своими практическими делами пытались доказать глубокое понимание данной проблемы. В сложной ситуации 1917-1920 гг. молодой украинской демократии мало удалось сделать по обеспечению прав национальных меньшинств, но они смогли воочию убедиться, кто является их настоящим защитником.

Январь 1998 года. Прошло 80 лет после принятия Центральной Радой закона о персонально национальной автономии. Следует отметить, что со времени публикации в газете «Народная воля» его текст не появлялся на страницах монографий, брошюр, статей и других изданий, посвященных исследованию политической истории нашего государства. Только отдельные упоминания о нем можно встретить в работах некоторых авторов. Лишь в декабре 1993 года он был помещен в журнале «Розбудова держави».

По мнению автора, история его подготовки, выхода в свет и, главное, содержание довольно поучительны. Ведь обстановка, в которой мы сегодня живем, во многом напоминает ситуацию после свержения царского самодержавия в России. В тот бурный период, как и в непростой нынешний, в процесс государственного строительства вовлекались широкие слои населения разных национальностей, больших и малых, не равнодушных к дальнейшей судьбе своей страны. Опыт, накопленный в этом направлении в период Центральной Рады, гетмана П.Скоропадского, Директории, свидетельствует, что успехи во внутренней и внешней политике независимой Украины зависят от участия национальных меньшинств в созидании новой жизни. При этом нужно учитывать их специфические интересы и особенности, реально оценивать возможности их удовлетворения, быть последовательным в осуществлении намеченных мероприятий.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме