В последнее время возникло много проектов, которые должны привлечь молодежь к принятию решений органами власти: молодежные советы, школьное и студенческое самоуправления, проекты «Демократическая школа», «Открывай Украину» и т.п.
Однако, как свидетельствует статистика, абсолютное большинство молодых людей не имеет к ним доступа. Как сделать так, чтобы участие молодежи не сводилось к запусканию воздушных шариков на торжествах? Каков опыт других стран? В Украине этот вопрос пробуют урегулировать сразу два законопроекта — о молодежной политике (готовится ко второму чтению) и самоуправлении.
Сегодня Украина и мир переживают начало эпохи миллениалов. Для старшего поколения эта молодая кровь мало понятна. Чтение умных статей на эту тему мало чем помогает, там преимущественно констатируют и без того известные факты. А рецептов обычно мало или вообще без них.
Когда сто лет назад немецкоязычные психологи «изобрели» такую категорию как молодежь, то, наверное, и представить себе не могли, как динамично эта психофизиологическая группа общества будет меняться. Несмотря на то, что первый молодежный закон приняли в Германии в 1920-х годах (он действует до сих пор), каждое новое поколение молодежи вырастает со своими вызовами и потребностями.
То, что происходит с современным поколением молодежи, человечество на самом деле уже переживало. Поколение бэби-бумеров позволяло себе многое из того, что их родителям и в страшном сне присниться не могло. «Секс, наркотики, рок-н-ролл». Что могло быть страшнее для патриархально воспитанного поколения родителей этих детей?
В 1960-х годах революционная молодежь захватила не только Латинский квартал в Париже. В 1971-м в Дании, в центре Копенгагена, например, возникла молодежная республика Христиания. Полиция до сих пор боится заходить туда, там продают легкие наркотики, а какой-то договор с городским советом заключен лишь недавно.
Общины Европы пробовали разные подходы. Как вернуть «безответственную» бунтовавшую молодежь в «социум»? И рецепт в 1970-е годы постепенно был найден. Молодежь нужно привлекать к принятию решений. В конце 1980-х была выработана Европейская хартия участия молодежи. А в 2003 году Конгресс местных и региональных властей Европы принял уже пересмотренную ее версию.
Лишь после Революции достоинства в 2014 году этот эпохальный документ-подсказка перевели на украинский язык. Почти сразу же перевели и пособие Совета Европы по этой хартии — «Скажи свое слово». Главное в этом последнем документе — «Лестница Харта»: восемь ступенек участия молодежи — от имитации и манипуляции до реального включения. С советами, как отличить участие на каждом из восьми уровней.
Что сделали европейцы десятки лет назад, чтобы обеспечить участие молодежи в принятии решений? То есть, чтобы молодежь ощущала свои общины своими. Поскольку большинство молодых людей уже тогда были членами молодежных организаций, то на их базе были созданы молодежные советы. И уже представители этих советов выражали и выражают мнение не всех, но хотя бы большинства молодежи.
Попытки создать молодежные советы на постсоветском пространстве имели весьма печальные последствия. Со вступлением восточноевропейских стран в ЕС оказалось, что в среднем всего 50% молодых принадлежат к организациям. А за последние пять лет этот показатель упал еще на 5%. В Украине участие молодежи в молодежных организациях на уровне соцпогрешности — до 2,5%. Субъективная экспертная оценка — около 30 тысяч человек (и это с большим авансом) — 0,25%.
Даже если объединить все молодежные организации, то более 97% молодежи представлены там не будут. Созданные на базе «молодежек» молодежные советы в Украине интересов молодежи выражать не могут. Потому что такой подход не решает основного вызова — реального привлечения массы молодежи к принятию решений. Имитацию — да, но результативность таких формаций нулевая.
Сегодня в ЕС много работают над привлечением тех 55% молодежи, чьи голоса не представлены в молодежных советах. Именно с целью охватить эти не включенные категории поддерживаются не только организации, но и проекты и инициативы физических лиц. Именно в этом заключается логика поддержки инновационных проектов молодежи в тех сферах, где традиционные сети организаций недосягаемы для охвата.
У Украины задача двойная. С одной стороны, нужно развивать общенациональные молодежные сети, которые охватывали бы если не 25%, то хотя бы 10% молодежи (более миллиона). С другой — нужно создавать и развивать практические инструменты, которые обеспечили бы возможность включить молодежь, брошенную государством один на один со своими вызовами.
Общинные школьные бюджеты и социальное школьное предпринимательство, проекты «Демократичная школа» и «Открывай Украину» — очень хорошие истории, но с таким процентом включения молодежи в общественную жизнь этих инструментов явно недостаточно.
В наших реалиях, чтобы тобой заинтересовались государство/громада надо либо стать отличником в школе, либо двигаться в направлении стабильного клиента социальных служб. Масса молодежи между этими двумя категориями может рассчитывать преимущественно на декларативные права в Конституции и действующем законодательстве, принятом еще в 1990-е годы.
Решение для Украины есть. Два года назад Министерство молодежи и спорта подготовило и правительство одобрило Типовое положение о молодежном совете. На уровне громады (ОТГ) идея заложенного там подхода такова: молодежный совет должен обеспечить представительство от разных групп молодежи. В идеале — 100% молодежи громады должны участвовать в избрании делегатов в молодежный совет.
Уже теперь в Украине действуют сотни молодежных советов. Большинству из них далеко до идеала. Но важно не просто обеспечить максимальное представительство разных групп молодежи громады (школьников, учеников профтехобразования и даже «гопников из района»). Это относительно простая формальная задача. Хотя и на этом этапе преимущественно не хватает понимания, действует подход «чтобы было». Важнее создать реальные инструменты, чтобы голос молодежи услышали.
Уже есть много успешных примеров ученического и студенческого самоуправления, которые институализируются в своих учебных заведениях. Созданная Украинская ассоциация молодежных советов, действует Украинская ассоциация студентов, которые взялась мониторить действующие и новые, соответственно молодежные советы и органы студсамоуправления, которые заинтересованы в поддержке и развитии.
Созданный пластунами молодежный совет в Тернополе, например, прописан в уставе громады. Председатель этого совета по должности является советником мэра по молодежным вопросам (на платной основе). Мэру может не нравиться молодежный мэр, но институализация работает и взаимодействие происходит.
Здесь важно понимать одну вещь. Молодежная политика эффективна тогда, когда она межсекторальная. Потому что вопросы молодежи «зашиты» во всех сферах и политиках. Так, одним из наибольших доноров молодежной политики в США является… Министерство сельского хозяйства, которое более ста лет финансово поддерживает сеть из десятка тысяч молодежных центров.
В городе Вильнюс отдел молодежи подчинен непосредственно мэру, который позволяет на равных взаимодействовать со всеми структурными подразделениями мэрии (а не быть приложением к спорту или образованию). Ценность молодежных советов в Украине в том, что они не только представительный орган молодежи, но прежде всего, образование, которое должно было бы работать с советами громад. И не только с комиссиями молодежи или образования, а со всеми... Потому что все комиссии любой местной рады имеют в своей деятельности молодежную компоненту.
Конечно, молодежный совет может раз в год на День молодежи запускать шарики. Но ключевая его задача — формировать молодежную гражданскую среду в своей громаде, в каждой школе и ПТУ. Работать со школьным самоуправлением вплоть до того, чтобы ученики, а не директор или завхоз решали, в какой цвет покрасить коридоры в школе.
В большинстве новообразованных громад (экспертная оценка) до сих пор нет ни одной молодежной организации. Особенно в южных и северных областях. Конечно, в громадах, где уже созданы действующие молодежные советы, следующим шагом будут новые молодежные инициативы и организации. Потому что есть соответствующая среда. Без молодежных советов на местах, например, сделать доступным «Пласт» для каждого ребенка, то есть масштабировать сеть его ячеек из 150 действующих в более чем тысячу, будет очень сложно.
Без наличия молодежной среды в громаде, без молодежных центров и пространств весьма проблематично запустить любую молодежную инициативу. Прийти к уровню, который является нормальным в ЕС, когда в каждой общине действует по несколько молодежных организаций. Молодежные советы это по сути структуры, решающие основной вопрос любой инициативы молодежи — эффективное взаимодействие с местной властью, потому что сами являются частью этой власти.
Задача за несколько лет создать молодежный совет в каждой ОТГ вполне достижима. Общими усилиями гражданского общества и органов власти всех уровней (прежде всего системы образования) это вполне возможно сделать. Так же, как выстроить систему обучения актива таких советов на базе областных молодежных центров. То есть включение молодежи в жизнь громад достаточно простая задача, если ее понимать и стремиться реализовать.
Напоследок один пример. В свое время в одном областном центре в городскую раду прошла команда молодых депутатов одной молодежной организации. Первым решением, которое они адвокатировали, было ликвидировать отдел, как они говорили, «борьбы» (работы) с молодежью. Звучит странно? Но на самом деле, если в громадах нормально будут действовать молодежные советы, отделы работы с молодежью не так уж и нужны.
Потому что молодежь — это не будущее. Молодежь — это настоящее. И с ней нужно работать не на завтра, а уже сейчас. Не раз в год на несколько праздников, а постоянно — на всех направлениях любого органа самоуправления, приобщая к выработке проектов решений. И тогда нынешние местные депутаты когда-нибудь в будущем смогут себе сказать, что они сделали все, чтобы молодежь развивала их громады, школы, профтехобразование, а не клубничные поля в эмиграции.
Потому что на самом деле молодежи у нас осталось очень мало. И бороться нужно за каждого молодого человека, в каждой громаде. В каждой школе или ПТУ, университете, формировать, прежде всего, ответственного гражданина — через привлечение к принятию решений, которые его касаются. Никаких решений о молодежи без молодежи!