Всемирный конгресс «Трипольская цивилизация»: рефлексии дилетанта

Поделиться
Трипольская культура или трипольская цивилизация? Являются ли украинцы прямыми потомками трипольцев?..

Трипольская культура или трипольская цивилизация? Являются ли украинцы прямыми потомками трипольцев? Трипольцы — автохтоны или мигранты из Анатолии? Кто должен заботиться об охране и сохранении археологического наследия? Стоит ли легализировать деятельность частных коллекционеров древностей? Эти, во многом риторические, вопросы уже не один год кочуют по страницам как научных, так и периодических изданий. Даже невооруженным глазом видно, что к этой дискуссии давно приобщились любители и вездесущие политики. Проведение в Киеве I Всемирного конгресса «Трипольская цивилизация» (8—11 октября) подтвердило некоторые — хотя далеко не все — опасения автора по поводу ура-патриотического привкуса этого собрания.

Среди приятных неожиданностей конгресса — выход в свет фундаментальной двухтомной «Енциклопедії Трипільської цивілізації» и альбома-каталога «Платар» (из коллекций Сергея Платонова и Сергея Таруты), в котором впервые в Украине проведена научная паспортизация частных собраний древностей с привлечением известных специалистов. Яркой, но малоубедительной агиткой в пользу «цивилизационной» версии в отношении Триполья стал выход документального фильма (на конгрессе был продемонстрирован его сокращенный 21-минутный вариант) «Свет для мира». Но не это главное, патетики хватает и в жизни, и в политике. Разговоры о том, что мы «самые-самые», вызывают разве что улыбку...

Остановлюсь на нравственно-этической стороне проблематики, непосредственно связанной с трипольеведением. А именно — отношении к «черной» археологии. Возникает прежде всего вопрос законодательного обеспечения археологических раскопок и роли государства, устранившегося от его решения. Не секрет, что государственные институты, в первую очередь Институт археологии НАН Украины и музеи, которые должны заботиться об охране, сохранении памятников трипольской культуры (или цивилизации, как кому нравится), дышат на ладан, и инициатива находится в руках «черных» археологов. Они, в свою очередь, используя самые современные технологии, обслуживают интересы целой обоймы частных коллекционеров.

Это — данность. Да, «черная» археология ныне процветает, и едва ли кому-то удается заглянуть на ее «кухню». И шаг, на который решились Сергей Платонов и Сергей Тарута (издание альбома-каталога, а следовательно — легализация коллекций), свидетельствует о значительных сдвигах в сознании частных коллекционеров.

Борьба многих специалистов с «черными» археологами имеет и обратную сторону. Они не в состоянии противостоять им потенциально (что-то вроде поединка в боксе — легковик против супертяжа) и «бьют» практически не по причинам, а по последствиям. И все же это не исключает — малоприятного по многим причинам — продолжения постоянного поиска истины рыцарями науки. Мои симпатии — на их стороне.

Многие вещи, к счастью, оказываются в руках патриотически настроенных коллекционеров. Известно, что Сергей Платонов еще в 2001 году подарил Национальному музею истории Украины свою коллекцию древностей, состоящую из 1315 предметов! Тем временем большинство их находится в запасниках музея. Актуальным является создание отдельного Национального музея «Триполье» в Киеве.

Кандидат исторических наук Игорь Гирич отметил: «Мы закапываем эту проблему. При том, что не видим и 99% экспонатов музеев, и это касается не только Триполья. Многие из них — общегосударственного значения. Имеются две плоскости национальной проблемы: контроль за утечкой экспонатов за пределы страны и трагическая беспомощность музеев, где много неотреставрированных вещей. Например, в запасниках находится замечательный портрет Антоновича работы Труша. Его же никто не видел! Но ведь Антонович столько сделал для украинской культуры! Функция современного музея — не только хранение, часто в неприспособленных для этого условиях, экспонатов. Так, частный музей Монтгомери в Филадельфии является настоящим научным учреждением, а его основатель завещал на развитие музея один миллион долларов». Как видим, старый коммунистический лозунг «искусство — в массы!» срабатывает, как всегда, не у нас.

Из-за неразвитости законодательной базы в этом вопросе деятельность частных коллекционеров в Украине находится фактически вне закона. Им просто необходима легализация, чтобы потомкам осталась хоть часть наследия далекого прошлого, хищнически разворовываемого и часто оказывающегося в зарубежных коллекциях. «Черным» археологам не нужна легализация — они раскапывают и грабят скифские курганы и трипольские поселения. И если беспомощному государству начхать на эту проблему, то пусть уж частные коллекционеры хранят для следующих поколений остатки культуры.

То, что Трипольская культура является уникальным явлением, не вызывает сомнения, пожалуй, ни у кого. Вопрос лишь в квалификации этого феномена без использования романтических сантиментов и экзомифов. Государство упорно игнорирует проблему сохранения, инвентаризации, изучение памятников Триполья. Она стоит «над схваткой» между бедными рыцарями от науки и любителями с толстыми кошельками, большинство которых живут мифами и собственными судьбоносными «открытиями». Изнурительная борьба, повторяю, легковика и супертяжа продолжается. Арбитр «умывает руки».

Коллекция керамики «Платар» поражает.
Придет ли время, когда мы ее увидим в Национальном музее «Триполье»?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме