Возвращение из мрака небытия

Поделиться
В истории Украины есть знаковые фигуры, чье наследие сыграло значительную роль в судьбе нации, развитии государства...
Здание Полтавского губернского земства (сейчас областной краеведческий музей). Архитектор Василий Кричевский. Фото из альбома «Україна. Віхи історії».

В истории Украины есть знаковые фигуры, чье наследие сыграло значительную роль в судьбе нации, развитии государства. Среди них — Василий Григорьевич Кричевский (1872—1952) — основатель украинского стиля в архитектуре и первый художник отечественного кино, самобытный живописец и график-новатор, сценограф и мастер декоративно-прикладного искусства, автор дизайна национального герба Украины «Тризуб», искусствовед и педагог, старейшина мощного семейного клана художников Кричевских — весьма харизматичная фигура всего национального искусства ХХ века.

В советское время значение В.Кричевского для художественной культуры и истории Украины всячески преуменьшалось — только из-за того, что неумолимый ход исторических событий — Вторая мировая война и «реалии» советского образа жизни — заставил старого Мастера осенью 1943 года оставить родную землю. Между тем в 1974 году в США была издана монография, посвященная В.Кричевскому. Ее автор — Вадим Павловский, пасынок Мастера. Родина же молчала.

К счастью, пришло новое время… родилась новая Украина. И вот совсем недавно вышла в свет монументальная, в два раза большая по объему монография «Василь Кричевський» — первая часть трилогии Валентины Рубан-Кравченко «Кричевські і українська художня культура ХХ століття». Тем самым положено начало книжной серии «Мистецькі роди України», где впервые затронута проблема унаследования творческого достояния и роль художественных династий в развитии национальной художественной традиции. Серия столичного издательства «Криниця» посвящается украинской художественной элите, творчество и судьба которой стали ярким явлением прошлого и продолжают питать и вдохновлять нынешние поколения.

Монография — результат многолетнего кропотливого научно-исследовательского труда автора. За плечами В.Рубан-Кравченко — доктора искусствоведения, члена-корреспондента Академии искусств Укpаины, заслуженного деятеля искусств Украины, лауреата премии им. А.Билецкого — обстоятельные монографии «Український радянський портретний живопис», «Поpтpет у творчості українських живописців», «Український портретний живопис першої половини ХІХ ст.», «Укpаїнський поpтpетний живопис другої половини ХІХ — початку ХХ ст.», «Забуті імена… Розповіді про українських художників ХІХ — початку ХХ століття», «Анатоль Петрицький. Портрети сучасників», «Живопис храмів України. Образ Богородиці в українському малярстві», десятки статей в профессиональной и популярной периодике. Тема Кричевских — неслучайна в творчестве исследовательницы: именно Федору Кричевскому студентка Валентина Рубан посвятила свою дипломную работу сорок лет назад — в далеком 1964-м.

Пока планируется издать следующие две части трилогии: «Федір Кричевський» и «Нащадки». Так что пожелаем автору хорошего здоровья и вдохновения! И щедрых спонсоров — без них сегодня не обойтись...

Значительный успех книге обеспечили макет и художественное оформление, выполненные народным художником Украины, заслуженным деятелем искусств Украины, лауреатом Государственной премии Украины им. Т.Шевченко Леонидом Андриевским. В творческом активе превосходного мастера — оформление хорошо известных изданий: «Київ і Київська земля за доби феодальної роздрібненості ХІІ—ХІІІ сторіч» и «Стародавній Київ» П.Толочко, «Крізь віки. Київ в образотворчому мистецтві ХІІ—ХХ століть» Ю.Беличко и В.Пидгоpы, уже упомянутой монографии В.Рубан «Український портретний живопис першої половини ХІХ століття», «Мистецтво, народжене Жовтнем. Українське радянське образотворче мистецтво та архітектура 1917—1987» Ю.Беличко и С.Килессы, «Українське народне малярство ХІІІ—ХХ століть. Світ очима народних митців»…

Неоценимую помощь и поддержку в работе над монографией оказали живые носители памяти из старинного рода Кричевских, оказавшиеся вдали от родной земли, но сохранившие семейные реликвии — документы, фотографии, художественные произведения своих предков. Это прежде всего внучка В.Кричевского Екатерина Кричевская-Росандич (США), а также дочь Федора Кричевского Марьяна Кричевская-Косач (США), внучка В.Кричевского Оксана Линде (Венесуэла). Своими воспоминаниями успели поделиться ученики В.Кричевского, уже ушедшие в вечность: Мусий Катернога, Елена Кива, Петр Костырко, Георгий Лебедев, Николай Степанов, Василий Томашевский.

Автор пишет: «Першим порадником і, значною мірою, ініціатором, натхненником цієї праці був мій чоловік — Валерій Олександрович Кравченко, який по-справжньому любив свою країну, її людей і мистецтво, — і все своє свідоме, так трагічно рано перерване життя присвятив розбудові незалежної України. Він брав найдіяльнішу участь у підборі та формуванні матеріалів із перших років роботи над книгою — у нас не було спонсорів і зайвих коштів на її підготовку. А підготовка була довготривалою і складною: від пошуків творів і виготовлення фото та кольорових слайдів до копіювання архівних та інших джерельних матеріалів — справа копітка і недешева. Але, перейнявшись ідеєю створення своєрідного літопису мистецьких родів України — тієї художньої еліти, доля якої чутливо фокусує драматизм і велич національної культури, ми схилялися перед подвижництвом наших творців і відчули свій обов’язок перед їхньою пам’яттю. Валерія Олександровича не стало, коли текст книги набирався на комп’ютері; він ще встиг прочитати незавершений варіант і сам розкреслив родове дерево Кричевських — його світлій пам’яті я з глибокою любов’ю і довічною вдячністю за щастя жити й працювати разом і поряд із ним присвячую цю працю».

Читателям «Зеркала недели», наверное, запомнились щемящие строки из публикации Валентины Рубан-Кравченко о замечательном Человеке — Валерии Кравченко («ЗН», 7.12.2002).

Роскошное дорогое издание настраивает на соответствующее обращение с ним. Осторожно раскрыв цветистую суперобложку, видим солидный переплет с искусно выполненным золотым тиснением названия, а дальше — форзац с той самой родословной Кричевских. Здесь прослежено несколько поколений. От середины ХVІІ до начала ХХІ ст., то есть от широко известного не только историкам киевского полковника реестрового казачества Михаила-Станислава Кричевского, побратима гетмана Богдана Хмельницкого, героически погибшего в июле 1649 года после битвы под Лоевом — его имя у корней могучего дуба, — и до самого молодого побега в кроне — праправнучки В.Кричевского, внучки Екатерины Кричевской-Росандич — Меган Шапельгаумен, родившейся в 1999 году в далекой Калифорнии. Вот так — более 350 лет разницы в возрасте! На ветвях и побегах разветвленного «дуба» — свыше 80 имен.

Автором этой уникальной разработки стал, как упоминалось выше, Валерий Александрович Кравченко (1941—2001), человек чрезвычайно широкого диапазона интересов, энергичный государственный деятель новой эпохи — в свое время первый министр внешнеэкономических связей независимой Украины. Его светлой памяти и посвящено это издание, его добродушную улыбку читатель видит на портрете, помещенном на авантитуле.

Монография состоит из трех основных разделов. Два первых — это волнующее и емкое жизнеописание рода и самого Василия Кричевского. Третий — высокопрофессиональный искусствоведческий анализ творчества художника, освещение роли и значения его уникального дара, его универсального таланта в художественной жизни Украины в ХХ веке, во включении ее художественного достояния в европейский и мировой контекст. Первый раздел посвящен истории рода Кричевских. Авторский взгляд сквозь столетия прослеживает малоизвестные семейные предания и народные легенды о том же чигиринском полковнике, об абиссинке Мавре — родоначальнице Кричевских по материнской линии… Удалось отыскать истоки рода в Лебедине и Ворожбе на Полтавщине.

Самый объемный второй раздел монографии — о жизненном и творческом пути В.Кричевского — называется «Нарівні з добою». Учитывая ограниченные возможности данной публикации, его содержание можно пересказать, приводя одни только названия подразделов и глав без кавычек — настолько они красноречивы:

— Художниками рождаются (Детство в Ворожбе. Харьков: начало творческого пути. Здание Полтавского земства и слава. Киев: годы расцвета. На пороге перелома).

— Четверть столетия в Советской Украине (Деятельность в послеоктябрьские годы. Украинская академия искусств. Миргородский период. Возвращение в Киев. Кричевский и Довженко. Работа в кино. Под знаком графики. Архитектурные проекты и произведения. Дом Ролита и Шевченковский музей в Каневе. Двери открываются в прошлое. Экспедиция на Полтавщину. Архитектор-художник или художник-архитектор? Признание. Выставка произведений 1940 года. В.Кричевский — педагог).

— По дорогам чужбины (Перед разлукой с Родиной. Путь на Запад. Париж. Венесуэла. Город красных крыш — Каракас. Последние годы жизни. Шаги в бессмертие).

Содержание третьего раздела монографии — «Поетика творчості В.Кричевського. З минулого — до майбутнього» — так же выразительно раскрыто в названиях подразделов: Творец новой архитектуры. В.Кричевский и украинский модерн. Пионер украинского авангарда. Конструктивизм в архитектуре и графике В.Кричевского. Орнамент. Художественный текстиль и дизайн в творчестве В.Кричевского. Творческая натура. Мастер и П.Флоренский об имени «Василий». От пленэра до экспрессионизма. Синтетизм живописи В.Кричевского. Дополняют монографию статьи и публикации самого В.Кричевского, его автобиография, собственноручно составленный художником перечень работ, именной указатель и обстоятельный научный и справочный аппарат.

Завораживает любовь, с которой Валентина Васильевна рассказывает о своих героях, очаровывает ее язык — не только не отягощенный высокомерными «научностями», к которым так часто прибегают некоторые искусствоведы, а согретый теплом искренности. Так что текст хочется перечитывать еще и еще, проникаясь глубиной знаний и мыслей, точностью выражений.

Привлекает внимание иконографический ряд членов семейного клана Кричевских, представленный в альбоме попарно таким образом, что рядом стоят портреты личности в начале ее творчества и — через несколько десятилетий — в расцвете таланта и славы. Предоставляется возможность сравнивать изменения и ощущать вечное движение жизни.

Так же показаны и архитектурные произведения Мастера, ведь дома живут в большинстве своем намного дольше, но тоже своей жизнью, на которую также влияет Время.

Все в книге захватывает: и цветные репродукции живописных произведений В.Кричевского, и его графика (включая проект герба «Тризуб», ведь это дизайн именно В.Кричевского, разработанный в 1918 году и принятый сейчас в независимой Украине, о чем и по сей день почему-то не часто у нас вспоминают). Его графические произведения — и книжное оформление, и экслибрисы, и многочисленные орнаментальные композиции, выполненные восемь десятилетий тому назад, выглядят на удивление современно и поражают не подвластными времени оригинальностью, артистичностью и свежестью. Подавляющее большинство репродуцированного архитектурного и живописного наследия В.Кричевского, семейные фото в монографии представлены впервые и размещены с большим вкусом.

Казалось бы, 825 иллюстраций на 660 страницах — невероятная щедрость, замечательный подарок ценителям прекрасного. Но, как иногда случается с выдающимися произведениями, автору посчастливилось получить уникальный подарок судьбы.

В.Рубан-Кравченко пишет уже на 661-й странице: «Коли книга була повністю підготовлена до друку, з Венесуели до Києва прилетіла онука Василя Григоровича Кричевського — Оксана Лінде. Виконуючи волю своєї матері Галини Василівни Кричевської-Лінде, вона привезла в дар музеям України твори, що зберігалися в їхній родині. Цим щедрим даром донька художника немов передала рідній землі частку його душі, що навіки втілилась у творах, сповнених негаснучої любові до України».

Оказала содействие этой благотворительной акции международная инвестиционная компания Sigma Bleizer в лице ее президента Майкла Блейзера и вице-президента Наталии Блейзер. В мае 2003 года во Дворце искусств «Украинский дом» состоялась презентация собрания, распределенного со временем по нескольким музеям Украины. Здесь — зарисовки крестьянских домов, эскизы архитектурных и скульптурных проектов, виды Украины, Крыма, Венесуэлы, книжная графика, орнаментальные мотивы, уникальные семейные фотографии.

Затем к 825 уже смакетированным иллюстрациям добавилось еще 308. Следовательно, книга содержит 1133 черно-белые и цветные иллюстрации, дающие полное представление о важных этапах творчества без малейшего преувеличения нашего гениального соотечественника — Василия Кричевского в течение его жизни.

Эта книга — большой праздник для каждого сознательного украинца, для каждого образованного и небезразличного человека. Это своеобразная, такая нужная сегодня энциклопедия украинистики наивысшего сорта. Надеемся, в Украине на одного академика и шевченковского лауреата станет больше — новое произведение Валентины Рубан-Кравченко дает все основания для таких надежд.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме