Караоке улучшает взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми, сближает поколения, а также помогает изучать иностранные языки — к такому сенсационному выводу пришли психологи, пытающиеся объяснить феномен стремительного распространения популярности караоке в мире. Слово «караоке» даже внесено в «Оксфордский словарь английского языка» — что свидетельствует о том, в какой степени оно стало общеупотребляемым.
...А все началось двадцать пять лет назад в японском городе Кобе в одной из закусочных, куда периодически не являлся по вечерам недисциплинированный гитарист — из-за чего дисциплинированный солист не мог петь. Хозяин недолго ломал голову по этому поводу: он стал записывать популярные мелодии на аудиопленку и таким образом обеспечивал своим солистам постоянное, не зависящее ни от погоды, ни от настроения гитариста музыкальное сопровождение. Пленка называлась «караоке»: от японских слов «караппо», означающего — «пустой» и «окэ» — сокращенное от «окэсутура» («оркестр»). Идею первыми подхватили японские деловые люди: желая отдохнуть и расслабиться после изнурительного рабочего дня, они заезжали в свои излюбленные бары, где уже имелись разнообразные пленки-караоке, заказывали рюмочку сакэ и распевали в свое удовольствие. Не в убытке были и хозяева баров, к тому же экономившие на профессиональных певцах. Вскоре караоке-бары появились по всей Японии.
Одна из причин столь великой популярности караоке в Японии в том, что жители этой страны всегда обожали петь. Редкая вечеринка с давних времен и до наших дней обходится без хорового или сольного пения, причем абсолютно неважно, есть ли у певцов музыкальный слух и голос — как ни странно, застенчивые в остальном японцы легко и непринужденно поют перед любой аудиторией. Если кто-то очень уж явно «пускает петуха» это только вызывает дружелюбный смех и всеобщее веселье.
Технологический прогресс приумножил возможности для исполнения песен под караоке. Появились в продаже телевизоры с приставками для караоке, так называемые «комплекты караоке для семейного пользования», включающие в себя подвесные мониторы, набор микрофонов и воспроизводящее устройство.
Однако был момент, когда всеобщая эйфория по поводу караоке создала в Японии трагикомическую ситуацию: деревянные дома японцев в массе своей имеют очень плохую звукоизоляцию и к тому же расположены очень близко друг к другу. Песенные трели, издаваемые поздними вечерами, лишали покоя соседей. Над караоке нависла серьезная угроза. Однако к моменту возникновения скандала караоке превратилось в крупную индустрию развлечений, и люди, получавшие от этого громадные прибыли, естественно, не хотели их терять. Выход был найден: в 1984 году на рисовом поле в префектуре Окайяма появилась первая так называемая «будка-караоке» — небольшое помещение с изолированными комнатами, прошитое современнейшими звукоизолирующими материалами. Затем такие будки начали появляться в Японии, как грибы после дождя. В них ринулись все: бизнесмены и домохозяйки, студенты и школьники, военные и ученые — несколько поколений одной семьи, или несколько семей, дружащих домами. Караоке стало неотъемлемой частью досуга. Некоторые, наиболее озабоченные соблюдением нравственных норм представители японского общества пробовали ставить вопрос о том, что старшеклассники и старшеклассницы, заплатив за комнату в «будке», могут заниматься там вовсе и не пением, но их робкие голоса потонули в ликующих звуках всеобщего пения.
Караоке перешагнуло границы Японии и прошло победоносным маршем Корею, Китай, доплыло до Африки и Америки, завоевало Европу. Некоторые страны, желающие повысить общий уровень грамотности населения, даже посчитали, что это идеальный учебный инструмент для изучения родного языка.
Психологи также отмечают, что, если появление радио, телевизора, магнитофона, видео- и аудиоплеера, компьютера сделало человека пассивным реципиентом произведений искусства, то караоке раскрепостило его, позволяя стать активным участником этого процесса. Поскольку уже существует караоке-опера, возможно следующим шагом человечества станет «караоке-драма» или «караоке-балет»... Ясно одно: когда-то неотъемлемой частью жизни человека древнего были ритуальные песни, танцы и различные действа. Он участвовал в них сам, а не наблюдал, как это делают другие. Погрязшему в информационных потоках по самые уши современному интеллектуалу явно не хватает простых человеческих радостей. Человеку хочется реализовать то, чем его изначально наделила природа.