Автомобили-внедорожники получили большое распространение, особенно в США. Американцам, несмотря на обилие отличных автострад, нравятся эти мощные машины с отличной проходимостью. Особой популярностью пользуется «Форд-Эксплорер», который лишь за прошлый год обрел 455 тысяч новых хозяев.
Однако за последнее время именно с «Эскплорером» связано множество громких скандалов, вызванных переворачиванием этого внедорожника. Погибло более 400 человек, а фирма «Форд» завалена почти тремястами исков. Большой резонанс получило дело Донны Бэйли, которая потребовала от «Форда» и производителя шин «Файрстоун» многомиллионной компенсации. В результате разрыва шины ее «Эксплорер» на прямой и сухой дороге перевернулся, а сама Донна до конца жизни вынуждена будет ездить в инвалидной коляске.
Фирма «Файрстоун» уже признала наличие заводского брака и отозвала более 6 миллионов своих шин, что приведет к убыткам в сотни миллионов.
Однако дело не только в бракованных шинах. Автомобили-внедорожники вообще склонны переворачиваться в условиях крутых поворотов на приличной скорости. Причина заключается в относительно узкой колее этих машин и в более высоком расположении их центра тяжести.
По двум указанным параметрам специальная организация контроля безопасности автотранспорта проверила большинство типов автомобилей. Оценка их устойчивости к перевороту проводилась по пятибалльной системе. Оказалось, что обычные автомобили получили в основном по 5 баллов. А вот внедорожники выше 3 баллов не поднялись.
Худшими (1 балл) являются «Шевроле-Блэйзер» и «Джимми» фирмы «Дженерал Моторс». Упомянутый «Эксплорер», «Линкольн-Навигатор» и джип «Гранд Чероки» оценены в 2 балла. «Сабурбан», «Юкон» и «Витара» довольствовались 3 баллами.
Однако «Форд» не собирается сворачивать производство «Эксплореров», сбыт которых составлял 7 процентов авторынка США. Фирма объявила, что к 2002 году появится новый «Эксплорер», у которого будет шире колея и ниже центр тяжести. Но главное — появится система воздушных подушек, которые смогут мгновенно приводиться в действие специальными датчиками. Указанные датчики, связанные с электронной гироскопической системой, будут своевременно фиксировать неотвратимость переворота и с помощью подушек заключать едущих в машине в своеобразный кокон, спасающий им жизнь.