«Он не был великим писателем; его и сравнивать нельзя с такими гениями английской литературы, как Свифт, Дефо, Филдинг, Теккерей, Диккенс…»
Корней Чуковский
Эти слова в общем-то талантливого и умного писателя, сказанные им в одном из предисловий к «Запискам о Шерлоке Холмсе», отражали не только точку зрения советского литературоведения (К.Чуковский добавлял, в духе своего времени, что Конан Дойл «был типичнейший буржуазный писатель, ни разу не дерзнувший восстать против «старого мира», с которым всегда оставался в ладу»). Во всем мире тогда, да и теперь, принято считать литературный гений Артура Конан Дойла несостоявшимся, а его шерлокиана нередко оценивается как «хорошая плохая литература». Вместе с тем созданный им образ Шерлока Холмса так же бессмертен, как Гулливер Джонатана Свифта, Робинзон Крузо Даниеля Дефо, Оливер Твист Чарльза Диккенса…
В чем же секрет знаменитого персонажа англоязычной литературы со звучным ирландским именем Шерлок Холмс, ставшего своеобразным мифологическим героем? Конечно, не только и не столько в захватывающих детективных коллизиях, в дедуктивном методе изобретательного сыщика. «Если вы заговорите о Шерлоке Холмсе, — писал Г.Честертон, сам замечательный мастер детективного жанра, — то вас поймет любой человек из народа. Сэр Артур Конан Дойл имеет право с гордостью подымать голову при мысли, что Шерлок Холмс единственный близкий всем герой современного романа, хотя тут же следует признаться, что Шерлок Холмс, кроме того, единственный персонаж, который нас занимает во всех разыгрывающихся при его участии историях».
Исследователи считают, что Конан Дойл был первым писателем, наделившим сыщика живым человеческим характером. Притягательность его героя — в благородстве и доброте, сострадании униженным и оскорбленным, желании прийти им на помощь; в богатстве души, любви к прекрасному; в неприятии насилия, жестокости, полицейской тупости. Справедливость — его ремесло. Он — добрый, бескорыстный рыцарь Дон Кихот, который вместе со своим неизменным Санчо Пансой — доктором Уотсоном — бросается не на ветряные мельницы, а на борьбу с реальным злом во всех его проявлениях. В то же время Шерлоку Холмсу не чужды чисто человеческие слабости — он любит прихвастнуть, покуражиться, поваляться в постели, побездельничать.
Как у творца у Конан Дойла огромный душевный, интеллектуальный опыт, воплощенный им в художественных образах. Принято считать, что прообразом Шерлока Холмса был один из наставников писателя по Эдинбургскому университету — доктор медицины Джозеф Белл. Этот добродушный долговязый человек с «ястребиными» чертами лица обладал феноменальной наблюдательностью и так называемый дедуктивным методом, мог, по воспоминаниям К.Дойла, даже не заглядывая в историю болезни, ставить диагноз прежде, чем больной раскроет рот. Но есть все основания считать, что истинным Шерлоком Холмсом был сам автор, который с блеском исследовал так называемое «дело Слейтера», здорово смахивающее на известное «дело Дрейфуса», доказал невиновность индийца Идалджи, несправедливо обвиненного в зверском увечивании лошадей.
Успех шерлокианы Конан Дойла был потрясающим и поистине всемирным. Издатели не давали передышки ее творцу, требуя все новых и новых продолжений. Но самому автору заданность темы и образа начала по-настоящему надоедать. «Подумываю убить Холмса наконец и завязать с этим. Он отвлекает мои мысли от лучших вещей». И почти на десять лет забывает о Шерлоке Холмсе. Но все-таки сдается и печатает знаменитую «Собаку Баскервилей»…
Шерлокиана положила начало новой литературе, но в то же время породила лавину бездарных подражаний, пародий, подделок. Их авторам трудно было удержаться на уровне Мастера, их заглатывал мир насилия, кулака, пистолета, зубодробления.
Рыцарское звание сэр Артур Конан Дойл получил за литературные заслуги. Он владел великолепным слогом, не все прелести которого, может быть, сохранились в переводе с английского. К писательству Конан Дойла тянуло с неотвратимой силой. Он гордился родственными связями с Вальтером Скоттом, среди друзей его деда Джона были Теккерей, Дизраэли, Вордсворт, Кольридж и многие другие, его духовным кумиром был Эдгар По, чей «Золотой жук» «сразил» юного Артура в студенческие годы, пробудив интерес к детективному жанру. Но гораздо более детективных сюжетов его увлекали исторические. Он написал великое множество исторических романов, повестей и рассказов, которые, однако, не получили широкого признания, а сегодня известны разве что специалистам. Неудачными были его попытки в драматургии — оперетта, либретто к которой написал Конан Дойл, с треском провалилась. Не имели успеха и его пьесы, в том числе и та, где он впервые поставил на сцене боксерский поединок. Из трех томов его стихотворений ни одно не стало хрестоматийным.
Зато до сих пор популярны научно-фантастические произведения Конан Дойла, особенно повесть «Затерянный мир» — об опаснейшей экспедиции на якобы существующее в дебрях Южной Америки плато, населенное исполинскими бронтозаврами и человеко-обезьянами, давно исчезнувшими во всех других частях Земли (сюжет, как вы помните, трансформирован И.Ефремовым в повести «На краю Ойкумены» и В.Владко в романе «Потомки скифов»).
В конце жизни писатель со всей присущей ему страстностью увлекся спиритизмом и практически ничего уже не создал. Никто из исследователей не смог объяснить этого странного увлечения. Причины, возможно, в том, что в семье Дойлов существовал невероятный культ предков — дворян с древней родословной, насчитывающей шесть столетий. Среди них — короли Генрих ІІІ и Эдуард ІІІ. Конан Дойлу принадлежит двухтомная история спиритизма, на его проповедь писатель пожертвовал 250 тысяч фунтов стерлингов — сумма даже по нынешним временам огромная. Страсть к спиритизму кажется тем более странной, что создатель Шерлока Холмса, хотя и романтик по душевному складу, отличался аналитическим умом и реалистическим мышлением. Эта слабость не вязалась и с его внешностью: Конан Дойл был великаном с мощным торсом и бицепсами культуриста, обладал невероятной силой — даже в пожилом возрасте мог поднять, держа за край ствола, по ружью в руке. Увлекался многими видами спорта, был отменным бильярдистом. Оказывается, именно он привил Швейцарии горные лыжи, был одним из первых организаторов авторалли, первым испытателем мопеда.
Конан Дойл — человек, которому сама судьба предначертала быть «генератором идей». Именно ему принадлежит мысль о прокладке туннеля под Ла-Маншем, создании плавучих мин, надувных резиновых лодок для спасения корабельных экипажей, камуфляжных сеток для орудийных расчетов, нательной брони. Он предвидел подводную войну и даже обратился с соответствующим проектом в правительство, но встретил бюрократическое непонимание, дорого стоившее Великобритании в годы Первой мировой войны.
Современники считали Конан Дойла «совершеннейшим воплощением джентльмена» — в обращении с людьми разных сословий, особенно с женщинами. В блестящем романе Джона Диксона Карра «Жизнь сэра Артура Конан Дойла» находим характерный эпизод, который случился, когда писатель путешествовал с сыновьями Денисом и Адрианом:
«…Однажды в купе поезда, везшего их по Южной Африке, произошел такой случай.
— Та женщина? — сорвалось у Адриана. — Да она безобразна.
Звонкая оплеуха прервала его речь, у него потемнело в глазах, и когда он снова обрел способность видеть, то различил побагровевшее от гнева лицо отца.
— Запомни, — сказал Конан Дойл примирительно, — безобразных женщин нет.
Это было сказано раз и навсегда — в этих словах была вся его философия по отношению к прекрасному полу».
Умер Конан Дойл 11 июля 1930 года от приступа грудной жабы. На надгробии было начертано: «Stee true, blade straight» — «Верен как сталь, прям как клинок».
Он прославил Англию, облагородил все человечество. Он создал мир, которого никогда не было, но который все-таки существовал, существует и будет существовать.