Для наших детей стало привычным одновременно смотреть телевизор, болтать по ICQ и искать что-нибудь в Google. Как это жонглирование цифровыми технологиями отражается на их психике и на семейном укладе?
Согласно социологическому исследованию, в наши дни 82% детей к седьмому классу являются уверенными интернет-пользователями.
Важным открытием в результате наблюдения над 2005 американцами в возрасте от 8 до 18 лет стало не то, что дети проводили большую часть своего времени, используя электронные средства связи — примерно по 6,5 часа в день, куда уж больше, — а то, что за это время они осваивали большее количество информации благодаря одновременному использованию нескольких средств: дети слушают плеер, смотрят DVD и общаются с друзьями по Internet Messenger.
Человек всегда обладал способностью заниматься несколькими вещами одновременно. Матери научились этому в эру охоты и собирательства: собирать ягоды, кормя ребенка грудью, мешать еду в котле, приглядывая за малышом.
Да и одновременная работа с несколькими электронными устройствами не в новинку: с 30-х мы водим машину, параллельно слушая радио.
Однако в эру подсоединенных к Интернету компьютеров эта тенденция приобрела невиданный размах.
Но каковы последствия такого интенсивного потребления информации? И как это влияет на обучение детей, их способность к мышлению и взаимодействую с другими?
Социальные исследователи и педагоги только начинают подбираться к этой проблеме, но у ученых уже есть своя точка зрения на этот счет.
Хотя дети, способные выполнять одновременно несколько задач, могут быть лучше подготовлены к требованиям современной жизни и в частности работы, но когнитивные психологи серьезно обеспокоены этой тенденцией. «Дети, которые одновременно делают домашнюю работу, играют, смотрят телевизор и общаются в Интернете с друзьями, по моим прогнозам, в долгосрочной перспективе столкнутся с проблемами», — говорит Джордан Графман, возглавляющий отдел когнитивной неврологии Национального института неврологических расстройств и инсультов.
Положительным фактором является то, что дети поколения M (от Media — средства передачи информации) обладают мощными навыками в поиске и обработке информации. Особенно успешно они обрабатывают визуальную информацию и образы, отмечает Клаудия Кунц, профессор истории из Университета Дьюка. Все больше преподавателей используют на занятиях фильмы, аудиозаписи и презентации с помощью программы PowerPoint, чтобы задействовать все способности своих студентов и завладеть их вниманием.
Многие педагоги и психологи говорят, что родителям надо активно работать над тем, чтобы отвлечь подростков от одержимости экраном и побуждать их проводить больше времени в компании реальных людей. Осуществить это все сложнее не только потому, что современные технологии представляют собой столь удобную альтернативу, но и потому, что жизнь современных детей очень загружена и в ней просто нет места для старомодного общения или совместных семейных обедов.
В качестве положительного примера, да и для собственной пользы, родителям и учителям было бы полезно, даже жизненно важно, время от времени отключать всю технику, притормозить и немного подумать.
Ведь проблема поколения M на самом деле не в технологиях.
«Проблема, — говорит Эдвард Хэллоуэлл, психиатр из Массачусетса, автор исследования, — в том, чего вы не делаете, если взаимодействие с электроникой занимает слишком много времени». Слишком много для подростков и для родителей, которые часто тоже привязаны к своим приборам.
«В таких случаях, — говорит ученый, — у вас не бывает семейных обедов, вы не обсуждаете, стоит ли встречаться с парнем, который требует секса на первом свидании, вы не отправляетесь всей семьей в лыжный поход. Дело не в том, что компьютерные игры разъедают мозг, дело в том, что вашу жизнь разъедает то, что вы всего этого не делаете».