Вдохновение для социально ответственных компаний

Поделиться
Что придает вам вдохновение? Солнечный день, любимая работа, окружающая природа? Источники вдохновения для каждого человека разные...

Что придает вам вдохновение? Солнечный день, любимая работа, окружающая природа? Источники вдохновения для каждого человека разные. А что может воодушевить компании? 54,5% предприятий в Украине, по результатам национального исследования, проведенного социальной ответственности. Другое дело, что измерять экономические показатели намного легче, чем социальные или экологические влияния и риски. Но чем сложнее идея, тем весомее результат. Так произошло и с Национальным конкурсом бизнес-кейсов по КСО, инициированным в 2009 году Центром развития КСО. Были поставлены две основные задачи: во-первых, определить лучшие социально-ответственные практики компаний, а во-вторых — выступить с просветительской миссией и доказать, что корпоративная социальная ответственность — это не благодетельность, а принципы ведения бизнеса, и связана она с бизнес-стратегией компании. Кстати, в 2009 году в категории «Организационное управление» не был представлен ни один бизнес-кейс, а самой популярной оказалась номинация «Развитие общин» (свыше 50%).

Чтобы «правильных» практик становилось все больше, правительства стран, бизнес-ассоциации и общественные организации отмечают лучших. Только в Европе имеется более 70 различных КСО-премий для компаний. В прошлом году к числу этих стран присоединилась и Украина, где был проведен Первый национальный конкурс бизнес-кейсов по КСО. В 2010 году это хорошее начинание продолжили и поддержали компании Ernst&Young, «САН ИнБев Украина» и «МТС Украина».

Любопытно исследовать особенности украинского конкурса по сравнению с другими международными инициативами и общим состоянием общественного признания бизнеса. Наш конкурс разработан Центром развития КСО самостоятельно, без оглядки на другие практики, а следовательно, такое сравнение будет очень полезным.

Можно определить следующие тенденции.

Именно бизнес играет ведущую роль не только в становлении и развитии КСО, но и в чествовании лучших в своем сообществе. В мире абсолютное большинство отличий в сфере корпоративной социальной ответственности инициированы и поддержаны именно частным сектором. Это еще раз доказывает: бизнес намного быстрее, чем государственные органы, улавливает новейшие тенденции и реагирует на изменения.

Так сложилось и в Украине. Алексей Кредисов, управляющий партнер Ernst&Young, отмечает, что компания уже второй год подряд поддерживает Национальный конкурс бизнес-кейсов по КСО, поскольку понимает, что на данном этапе в Украине именно компаниям, исходя из целей их постоянного развития, важно принимать участие в популяризации принципов КСО в бизнесе.

Государство тоже не желает плестись в хвосте. Несмотря на то, что международных отличий от правительств стран, которые вручаются на самом высшем уровне, не так много (около 20), заметна тенденция к росту. Ее одна за другой поддерживают страны Восточной Европы (например, Литва), Азии (Малайзия). Почему правительства это делают? А потому, что идея корпоративной социальной ответственности «заходит» уже и в кабинеты государственных органов разных стран. К тому же, оценив эффективность КСО, правительства понимают, что эти процессы можно обратить на создание общественной пользы, поскольку такие награждения улучшают партнерство с частным сектором.

Украина тоже приходит к такой практике. Так, в 2009 году представители Министерства труда и социальной политики, Министерства по делам семьи, молодежи и спорта, посольств и иностранных государств вручали награды победителям Первого национального конкурса бизнес-кейсов по КСО.

Оцениваем практики по КСО, а не компании в целом. Отличия других стран в сфере КСО преимущественно основаны на оценке не компании в целом, а конкретных практик: трудовые отношения, защита окружающей среды, отчетность, взаимоотношения с поставщиками и т.п. По мнению большинства международных экспертов, намного труднее оценить фирму как социально ответственную в целом, нежели конкретную практику по КСО.

В украинском конкурсе бизнес-кейсов по КСО — те же тенденции; есть определение компаний по номинациям (организационное управление, трудовые отношения, права человека и гендерное равенство, развитие общины, защита окружающей среды, отношения с потребителями, коммуникации и отчетность по КСО) и присуждение І—ІІІ мест.

Нельзя одинаково оценивать международные и национальные компании. Все бизнес-кейсы украинского конкурса оценивает жюри в составе международных экспертов. В прошлом году это были представители семи европейских стран, в этом году — девяти. Именно они и предложили разделить награды для национальных и международных компаний. Такой подход направлен на поддержку и популяризацию инициатив национальных предприятий, которые, не имея масштабных ресурсов (технических, материальных и т.п.) глобальных офисов, собственными силами реализовывают КСО-проекты.

В украинском конкурсе бизнес-кейсов по КСО победили проекты как национальных, так и международных компаний. Результаты поразили экспертов: введен образовательный курс для школьников по изучению правил общения по мобильному телефону; в рамках образовательной программы по преодолению цифрового разрыва и информатизации общества 150 тысяч учителей прошли соответствующие тренинги, подготовлены три тысячи учеников, в школы переданы две тысячи нетбуков; в ходе проекта популяризации системы сортировки и переработки отходов собраны и переработаны 3770 тонн использованной упаковки; создан ландшафтный заказник на территории отработанных карьеров «Визирка».

Привлечение малого и среднего бизнеса к конкурсу — задача №1. К сожалению, бытует стереотип, что КСО — это прихоть мощных корпораций с миллионными бюджетами, что далеко не соответствует действительности, — внедрение КСО не зависит от бюджета. Однако сравнивать КСО-программы крупных и мелких компаний тяжело. Поэтому во многих наградах выделена категория для малого и среднего бизнеса (МСБ) — ирландская President’s Awards for Corporate Social Responsibility, британская Awards for Excellence, малазийская награда премьер-министра.

В Украине тоже рассматривается возможность внедрения такой номинации, и Центр развития КСО работает над поощрением КСО среди малого и среднего бизнеса в рамках программы ООН по промышленному развитию через консультации для малых и средних предприятий по вопросам внедрения КСО.

Каждая награда имеет свою изюминку. Кроме традиционных отличий, организаторы наград стремятся вводить какие-то свои новинки. Например, у Awards for Excellence есть знаки отличия «Вдохновение» (для фирм, привлекающих к работе молодых специалистов) и «Ответственное путешествие» (для компаний, которые ответственно подходят к деловым поездкам).

В Украине в рамках Национального конкурса бизнес-кейсов по КСО издается сборник «Практики КСВ в Україні» (в 2009 году в него вошли 43 кейса). Издание популяризирует лучшие практики и может использоваться как учебный материал для программ практического обучения менеджеров в университетах и бизнес-школах.

От национального — до глобального уровня. На глобальном уровне отдельно хотелось бы выделить World Business and Development Awards, которой отмечаются десять инициатив компаний с самым большим вкладом в достижение Целей развития тысячелетия ООН. Среди победителей 2008 года преобладали проекты, направленные на преодоление нищеты в беднейших регионах мира, — например, сооружение завода по переработке сои в Гане, ставшего источником дохода для малоимущих фермеров; расширение доступа к источникам электроэнергии в бедных районах Бразилии; инвестиционная программа, позволяющая за три года повысить производительность труда на рисовых плантациях на 200%, а рентабельность на 250% и др.

Кстати, такие глобальные Цели развития тысячелетия как, например, борьба с ВИЧ/СПИД, сокращение детской смертности, гендерное равенство, постоянное развитие окружающей среды, характерны и для Украины. Посему для отечественных компаний открываются широкие возможности для признания своих практик на таком высоком уровне. Однако это может быть не только признание. Как отмечает Денис Хренов, национальный директор по юридическим вопросам компании «САН ИнБев Украина», благодаря конкурсу по КСО, у фирм есть идеальная возможность не только представить свои бизнес-кейсы по КСО, перенять опыт других известных компаний в этой сфере, но и сделать свой вклад в развитие культуры бизнеса в Украине, в привлечение предпринимателей к укреплению благосостояния и повышению уровня жизни украинцев.

Любопытно, что различные конкурсы помогают выявлять новейшие тенденции, последняя из которых — активное завоевание компаниями Латинской Америки авторитета в международном обществе через свои практики социальной ответственности. Взглянув на региональное распределение инициатив, представленных на World Business and Development Awards, можно увидеть, что 35% из них — от компаний Латинской Америки (из 100 проектов от 44 стран). Однозначно лидирует Бразилия — ее фирмы установили рекорд на организованном Глобальной инициативой по отчетности (GRI) конкурсе лучших нефинансовых отчетов компаний, завоевав победу во всех шести номинациях.

Хорошо было бы, если бы украинский бизнес так же настойчиво и активно повышал свой авторитет и завоевывал мировые рынки. А начать можно с публичного распространения своих социально ответственных практик посредством участия в Национальном конкурсе бизнес-кейсов по КСО.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме