В гостях у пропаганды: из мачехи — в родные матери

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
В гостях у пропаганды: из мачехи — в родные матери © Depositphotos/SIphotography
Когда стреляют пушки, говорит пропаганда

Чужие войска несут смерть — значит это армия смерти. Своя армия несет жизнь — значит это армия жизни. Но жизнь всегда побеждает смерть, поскольку она никогда не прерывается...

Сегодняшняя война находится на переломе, обе стороны понимают это. Война нацелена на истощение, на то, кто первым дрогнет. Будущее прозрачно в том плане, что пути кораблей «Украина» и «Россия» разойдутся в разные стороны вне зависимости от результатов войны.

Украина попала в очередной цикл истории с внешними врагами. В прошлые века это было нормой, но постепенно мир стал спокойнее, а враги перестали быть главными участниками истории. ХХ век дал достаточно кровавые примеры «жизни с врагом». Украина в свое время попала под немецкую оккупацию, и в советских анкетах долго требовали указывать, жили ли вы на оккупированной территории.

Жизнь в условиях войны — испытание для всех. Сегодня Россия нарушила пришедший мирный цикл. В прошлом СССР тоже создавал кольцо дружественных к себе стран силой оружия. Но как только сила оружия перестала действовать, все соцстраны тут же покинули зону «бесконечной дружбы». Отсюда легко увидеть, что дружба, добытая силой оружия, становится дружбой по принуждению и не может быть вечной.

Чем хуже ситуация в стране, тем сильнее работает пропаганда. СССР и Германия были странами с самой мощной в мире пропагандой. Она была тотальной: от школы до газеты, от романа до кино. Пропаганда создавала параллельную жизнь такой силы, что люди охотно «переселялись» туда, поскольку жить в согласии с властью было спокойнее, чем спорить с ней, даже просто в своих головах.

Жизнь с пропагандой создает более понятный мир, который не всегда совпадает с реальностью. В принципе мы не всегда любим реальность. Часто человек прячется в фильмах и телесериалах, компьютерных играх. Соцсети тоже создают свои типы информационной реальности, именуемые информационными пузырями, где человек общается с теми, кто думает так же, как и он сам.

Соловьев и его коллеги создают такой информационный пузырь для всей страны. Они побеждают, завладевая мозгами миллионов, и оставляя далеко позади влияние Левитана. Левитан лишь читал тексты, написанные для него другими. Кстати, в начальный период войны Сталин сам правил сводки Совинформбюро. И генералам иногда приходилось «подгонять» реальность под пропаганду.

Когда все вокруг является пропагандой, реальность теряется. Человек уже не знает, чему верить: своим глазам или чужим словам. Вера в пропаганду в авторитарном государстве для обычного человека безопаснее, поскольку так он не вступает в конфликт с властью.

Получив телевидение, Интернет, соцсети, человек не стал более информированным. Точно так же, как и в ушедшую доэлектронную эпоху, функционируют слухи. Противоречивые сообщения не дают возможности составить внятную картину мира. Сильный голос официоза России победил здравый смысл. Политологи стали актерами, придя на телевидение с заранее расписанными ролями.

Россия пошла по пути жесткого продвижения в головы своих граждан пропагандистской картины мира. Она более выгодна для власти, так как делает ее действия и решения оправданными в глазах населения. Война всегда нуждается и в людском ресурсе, поэтому реальное или искусственное одобрение очень важно.

Основная задача пропаганды состоит также в выделении врагов и отделении их от всех. Враг — особое существо, к нему не может быть симпатий. Наличием Врага можно обосновать любое свое поведение. Враг все делает не так, и любые его действия мешают всем, а не только первым лицам.

Россия ввела новый тип врага, назвав его «иноагентом». Постепенно меняя его определение в конце концов пришли к точке зрения, что это тот, кто находится под иностранным влиянием. Под такое определение можно подвести почти любого. Особенно это касается людей пишущих...

Порождение врагов одновременно является порождением их противников со стороны власти — героев. Подлинному Врагу может противостоять только настоящий Герой. Мы понимаем Героя как того, кто жертвует своей жизнью в схватке с Врагом. В сути Врага все имеет только отрицательный характер, в сути Героя — все только позитивное.

Жестокие времена — жесткая пропаганда, мягкие — мягкая. Мир постепенно сместился в мягкую пропаганду, которая спрятана, к примеру, в фильмах и телесериалах. Нам нравится симпатичный герой, а на втором шаге нашему сознанию по душе придутся слова и поступки героя. Сегодня настало время развлекательной пропаганды, которую люди хотят смотреть и слушать. Развлекательная пропаганда отбирает своих спикеров по степени «оручести», разрешая время от времени свары и препирательства. Экспертов даже иногда удаляют с поля, то есть из передачи...

Жесткая пропаганда характеризуется искусственным доминированием одной точки зрения. Она создается не только и не столько своим умением, сколько подавлением других. Когда подавление переходит из информационного и виртуального пространств в физическое — это время апофеоза пропаганды. Тогда разгоняют митинги, арестовывают и сажают в тюрьмы за слова. Физический инструментарий подавляет чуждые информационные потоки.

Большую часть своей жизни человек живет в мире — с собой и властью. Война агрессивно меняет все правила бытия, и слова становятся оружием. По сути, мы никогда не жили без пропаганды. Пропаганда работает не просто со словами, а с символами. Однажды введенные потом они живут с нами всегда. У Сталина забрали пропагандистскую поддержку — он исчез. У Ленина — нет, мавзолей остается символом...

Пропаганда делает живых мертвыми и мертвых живыми. По сути медиа заняты попыткой превратить кратковременную память в долговременную. Чем больше они повествуют о ком-то или чем-то, тем сильнее закрепляется это событие или человек в массовом сознании. И именно с теми характеристиками, о которых кричит пропаганда. Ее голос сильнее всех. Небезопасно ему противоречить.

«Бьют» и тех, кто молчит. В Госдуме появился список из 142 знаменитостей, которые не поддержали войну, именуемую «специальной военной операцией». Против каждой фамилии там написано «молчит». То есть нельзя не только быть против, нельзя и молчать.

Пропаганда организует информационное пространство... в угоду власти. Российская пропаганда хочет быть компасом. Но компас должен помогать ориентироваться на местности, и если он уж слишком неверен, то пользующиеся им легко могут зайти в тупик.

Чтобы доказать неадекватность такого компаса, нужно время. Но точно так же пропаганда зачищает все типы выходов на массовое сознание. От режиссеров театров до актеров, особенно тех, кто индивидуально выходит на сцену. От юмористов до любых знаменитостей. Организаторы встреч теперь боятся, включая в договоры с актером запрет на разговоры о политике.

Пропаганда всегда хочет говорить первой, не давая возможности сформировать собственное мнение. Пока обычный человек будет думать, пропаганда выставит десяток экспертов, произносящих нужные слова. А победить уже сформированное мнение очень сложно. Поэтому правило пропаганды — формировать первое мнение. Следующим приходится спорить с тем, что уже сказано, а это сложнее. Пропаганда, обладая всеми нужными ресурсами, может это делать раньше. Остальным достается лишь право на дискуссию с уже порожденной точкой зрения. Даже Думу назвали бешеным принтером — она «печатает» законы с большой скоростью.

Пропаганда сильнее всех других, поскольку является индустриально порождаемым потоком информации. Противостоять ей может только другой такой же индустриальный поток. Мы все — лишь потребители информации в этом мире информационных гигантов...

Жизнь сильнее смерти, но пропаганда сильнее их обеих. Есть пришедшее из античности изречение — когда стреляют пушки, музы молчат... Но сегодня оно должно звучать так: когда стреляют пушки, говорит пропаганда…

Больше статей Георгия Почепцова читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме