Юрий Кособукин |
Между прочим, в карикатуре мы допускаем любое своеволие: цель ее — выставить напоказ чудовищ, а не людей, и любые искажения и преувеличения здесь вполне уместны.
Генри Филдинг. «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса»
Может быть, впервые за всю информационную историю человечества случилось так, что в течение недели основным продуцентом новостей стали произведения искусства, да к тому же совершенно несерьезного и общедоступного, словно утренний кофе. Карикатуры закрутили такой цивилизационный водоворот, по сравнению с которым даже похищение Джоконды из Лувра — всплеск от камушка, брошенного в тихий пруд. Фаталисты начали выстраивать хронологический ряд казус белли: выстрел Гавриила Принципа в Сараево, провокация в Гливице, инцидент в Тонкинском заливе, химическое оружие Хусейна, карикатуры на Магомета... Что же это за зверь такой — карикатура, способная сталкивать целые цивилизации? Наши граждане начали вспоминать времена Кукрыниксов, монополии «Крокодила» и «Перця», ефимовско-абрамовской «Правды» и разрешенных советской цензурой француза Жана Эффеля, датчанина Херлуфа Бидструпа. На этом общедоступное карикатурное поле практически и ограничивалось.
Золотой приз. Сеул (Корея), 1991 г. |
Ситуация в Украине не изменилась особенно и сегодня. Жаль, что обычные граждане почти незнакомы с творчеством американца Чарльза Шульца, хотя товары с изображением его славной собачки Снуппи продаются у нас едва ли не в каждом супермаркете. Этот художник не только зарабатывал своим трудом на уровне Сталлоне или Мадонны, но и приложил немало усилий, вложив средства в создание грандиозного музея карикатуры во Флориде. В фондах этого собрания шедевров веселого (а для кого-то и ужасного) жанра есть работы и украинских мастеров. И это не просто дань художественному глобализму.
Первая премия. Англе (Франция), 1990 г. |
Случилось так, что на территориях тоталитарных режимов, где единственным способом сказать правду и не загреметь в Сибирь, было использование принципов эзоповского языка. Ничего более «эзоповского», чем жанр карикатуры, в искусстве, пожалуй, не существует. В Украине тоже сформировалась когорта талантливых людей, которые вырвались на мировое юмористическое пространство, преодолев комплекс стыдливости.
Приблизительно дюжина карикатуристов за последние полтора десятилетия сделала почти невозможное — стала абсолютным лидером по количеству побед на мировых конкурсах и фестивалях карикатуры. И это в условиях довольно жесткой конкуренции с тысячами художников со всех континентов.
Но даже в веселой украинской тусовке, где корифей на корифее сидит и корифеем погоняет, есть художник, достойный особого внимания, — это Юрий Кособукин. Более 300 (!) наград на художественных конкурсах, среди которых более
80 (!) — главных. Как говорит сам художник, конкурсы карикатуры — это не спорт, в котором ты срываешься со старта и, хоть умри, стремишься первым добежать к финишу. Судьбу карикатуры решает жюри, а не «скорость ног» автора.
Конечно, интересно проследить за этапами художественного роста Юрия Кособукина. Родился он на Дальнем Востоке, в семье военнослужащего, участника войны с Японией. Тот год по восточному календарю опекал тигр (уссурийский, как иронизирует художник). Далее судьба повела Юрия на запад. В школе он учился уже в Волгограде, там же освоил азы карикатурной школы, выпуская вместе с приятелем стенгазету с жгучим названием «Жало». Дальше — учеба в Харьковском авиационном институте, где сначала старался скрывать свои таланты художника, побаиваясь, что найдутся эксплуататоры, которые обязательно сядут на голову. Конечно, тайна раскрылась, и все-таки сели. Странно, но Юрий Кособукин считает, что к выбору профессии карикатуриста его подтолкнул лесоповал (студенты зарабатывали в стройотрядах на прокладке дороги Тюмень—Сургут) или, точнее, встреча с фотокорреспондентом и карикатуристом «Комсомольской правды» Всеволодом Арсеньевым, заметившим юмористические способности будущего инженера-авиатора и предложившим отправить свои работы в центральную прессу. И почти тридцать лет назад произошло знаковое событие: в апреле 1976 года напечатали первую карикатуру, подписанную — Юрий Кособукин.
Но в полную силу творческий конвейер заработал уже в Киеве по причине, казалось бы, совершенно прозаической: зарплаты молодого специалиста конструкторского бюро Антонова едва хватало на жизнь. А за карикатуру можно было получить гонорар в целых 25 рублей. Печатали не все работы, но никогда не отказывались от сотрудничества и даже заказывали еще. В 1983 году — первая международная победа. Сегодня Юрий Кособукин — общепризнанный мировой авторитет, уважаемый член жюри самых престижных конкурсов карикатуры, из желающих устроить его персональные выставки выстроились интернациональные очереди. Его неповторимый стиль напрасно пытаются копировать плагиаторы, без разрешения и согласия автора работы перепечатывают мошенники, которых достаточно и в Украине, и в России, и в Германии, и в Канаде. Но истинных ценителей творчества карикатуриста, несомненно, в мире больше.
Автору этих строк довелось видеть, как в Румынии на встрече карикатуристов Европы, Африки, США вокруг Юрия Кособукина толпились ценители его таланта, стремясь попасть на одно фото с гуру веселых рисунков или хотя бы подержаться за его рукав. Но Юрий Кособукин с горечью в голосе вспоминает о своих «виртуальных» победах: весомая часть призов, дипломов, да и настоящих денег бесследно растворилась в джунглях почты, наших зарубежных посольствах и домашних министерствах.
Государственная машина не интересуется международными успехами украинских карикатуристов — ни в Италии, ни в Бельгии, ни в Турции на церемониях награждения наших художников почти никогда не бывает даже самых маленьких наших посольских клерков, не то что послов. Можно привести примеры из опыта общения с нашим Министерством культуры. Относительно недавно ваш покорный слуга был приглашен в это учреждение в качестве представителя прессы на церемонию открытия дней культуры Китая в Украине. Улыбки, взаимные комплименты, вежливый обмен уверениями в необходимости развития творческих контактов. Я сообщил присутствующим, что на первом конкурсе карикатуры в КНР три главных приза (включительно с Гран-при) завоевали украинцы (и Кособукин, конечно, среди них). Это стало новостью, кажется, как для китайской, так и для украинской стороны. Господин Богуцкий отреагировал сразу: «Следующая украинская делегация поедет в Китай с выставкой карикатуры. Оставьте свои координаты...»
Как понимает читатель, никто с нами не связывался и мы никуда не поехали. Но это было еще при минувшей власти и, возможно, господин министр культуры просто не успел воплотить «планов громадье». Новая власть совершенно иная — она ничего и не обещает.
Всегда карнавальные и солнечные бразильцы пригласили к себе Юрия Кособукина — человека, внесшего значительный вклад в искусство карикатуры и поднявшего престиж фестивалей карикатуры аж в двух южноамериканских городах — Пирасикаби и Терезине. И захотели горячие южные ребята сделать все на государственном уровне: губернаторы штатов обратились с письмами к нашему послу в Бразилии, бразильская амбасада в Украине попробовала пробить стены Минкульта и МИДа — бесполезное дело. Нет, дескать, у государства средств на пропаганду собственной культуры. За свои деньги — хоть на край света. А от государства — нет!
Интересно, а если бы аналогичное приглашение поступило хозяину какого-то стола в Министерстве культуры? Очевидно, все-таки поднапряглись бы, затянули потуже пояс да и поехали бы в Рио. Но не зовут их почему-то. Кособукин им нужен, видите ли!
В Книге рекордов Гиннесса пока нет Юрия Кособукина как самого титулованного карикатуриста мира. И не потому, что он этого не заслужил — наверно, ему жаль тратить время на то, чтобы стать рядом с героями наподобие скоростных едоков персиков с косточками.
Но не забывайте, в этом сборнике рекордов есть и украинский самолет КБ Антонова «Мрія». Нет, не стыдно им будет стоять рядом: конструктору и карикатуристу. У искусства Кособукина тоже есть крылья.