Улыбка Кособукина

24 февраля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 7, 24 февраля-3 марта 2006г.
Отправить
Отправить

Между прочим, в карикатуре мы допускаем любое своеволие: цель ее — выставить напоказ чудовищ, а не людей, и любые искажения и преувеличения здесь вполне уместны...

Юрий Кособукин
Юрий Кособукин
Юрий Кособукин

Между прочим, в карикатуре мы допускаем любое своеволие: цель ее — выставить напоказ чудовищ, а не людей, и любые искажения и преувеличения здесь вполне уместны.

Генри Филдинг. «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса»

Может быть, впервые за всю информационную историю человечества случилось так, что в течение недели основным продуцентом новостей стали произведения искусства, да к тому же совершенно несерьезного и общедоступного, словно утренний кофе. Карикатуры закрутили такой цивилизационный водоворот, по сравнению с которым даже похищение Джоконды из Лувра — всплеск от камушка, брошенного в тихий пруд. Фаталисты начали выстраивать хронологический ряд казус белли: выстрел Гавриила Принципа в Сараево, провокация в Гливице, инцидент в Тонкинском заливе, химическое оружие Хусейна, карикатуры на Магомета... Что же это за зверь такой — карикатура, способная сталкивать целые цивилизации? Наши граждане начали вспоминать времена Кукрыниксов, монополии «Крокодила» и «Перця», ефимовско-абрамовской «Правды» и разрешенных советской цензурой француза Жана Эффеля, датчанина Херлуфа Бидструпа. На этом общедоступное карикатурное поле практически и ограничивалось.

Золотой приз. Сеул (Корея), 1991 г.
Золотой приз. Сеул (Корея), 1991 г.
Золотой приз. Сеул (Корея), 1991 г.

Ситуация в Украине не изменилась особенно и сегодня. Жаль, что обычные граждане почти незнакомы с творчеством американца Чарльза Шульца, хотя товары с изображением его славной собачки Снуппи продаются у нас едва ли не в каждом супермаркете. Этот художник не только зарабатывал своим трудом на уровне Сталлоне или Мадонны, но и приложил немало усилий, вложив средства в создание грандиозного музея карикатуры во Флориде. В фондах этого собрания шедевров веселого (а для кого-то и ужасного) жанра есть работы и украинских мастеров. И это не просто дань художественному глобализму.

Первая премия. Англе (Франция), 1990 г.
Первая премия. Англе (Франция), 1990 г.
Первая премия. Англе (Франция), 1990 г.

Случилось так, что на территориях тоталитарных режимов, где единственным способом сказать правду и не загреметь в Сибирь, было использование принципов эзоповского языка. Ничего более «эзоповского», чем жанр карикатуры, в искусстве, пожалуй, не существует. В Украине тоже сформировалась когорта талантливых людей, которые вырвались на мировое юмористическое пространство, преодолев комплекс стыдливости.

Приблизительно дюжина карикатуристов за последние полтора десятилетия сделала почти невозможное — стала абсолютным лидером по количеству побед на мировых конкурсах и фестивалях карикатуры. И это в условиях довольно жесткой конкуренции с тысячами художников со всех континентов.

Но даже в веселой украинской тусовке, где корифей на корифее сидит и корифеем погоняет, есть художник, достойный особого внимания, — это Юрий Кособукин. Более 300 (!) наград на художественных конкурсах, среди которых более
80 (!) — главных. Как говорит сам художник, конкурсы карикатуры — это не спорт, в котором ты срываешься со старта и, хоть умри, стремишься первым добежать к финишу. Судьбу карикатуры решает жюри, а не «скорость ног» автора.

Конечно, интересно проследить за этапами художественного роста Юрия Кособукина. Родился он на Дальнем Востоке, в семье военнослужащего, участника войны с Японией. Тот год по восточному календарю опекал тигр (уссурийский, как иронизирует художник). Далее судьба повела Юрия на запад. В школе он учился уже в Волгограде, там же освоил азы карикатурной школы, выпуская вместе с приятелем стенгазету с жгучим названием «Жало». Дальше — учеба в Харьковском авиационном институте, где сначала старался скрывать свои таланты художника, побаиваясь, что найдутся эксплуататоры, которые обязательно сядут на голову. Конечно, тайна раскрылась, и все-таки сели. Странно, но Юрий Кособукин считает, что к выбору профессии карикатуриста его подтолкнул лесоповал (студенты зарабатывали в стройотрядах на прокладке дороги Тюмень—Сургут) или, точнее, встреча с фотокорреспондентом и карикатуристом «Комсомольской правды» Всеволодом Арсеньевым, заметившим юмористические способности будущего инженера-авиатора и предложившим отправить свои работы в центральную прессу. И почти тридцать лет назад произошло знаковое событие: в апреле 1976 года напечатали первую карикатуру, подписанную — Юрий Кособукин.

Но в полную силу творческий конвейер заработал уже в Киеве по причине, казалось бы, совершенно прозаической: зарплаты молодого специалиста конструкторского бюро Антонова едва хватало на жизнь. А за карикатуру можно было получить гонорар в целых 25 рублей. Печатали не все работы, но никогда не отказывались от сотрудничества и даже заказывали еще. В 1983 году — первая международная победа. Сегодня Юрий Кособукин — общепризнанный мировой авторитет, уважаемый член жюри самых престижных конкурсов карикатуры, из желающих устроить его персональные выставки выстроились интернациональные очереди. Его неповторимый стиль напрасно пытаются копировать плагиаторы, без разрешения и согласия автора работы перепечатывают мошенники, которых достаточно и в Украине, и в России, и в Германии, и в Канаде. Но истинных ценителей творчества карикатуриста, несомненно, в мире больше.

Автору этих строк довелось видеть, как в Румынии на встрече карикатуристов Европы, Африки, США вокруг Юрия Кособукина толпились ценители его таланта, стремясь попасть на одно фото с гуру веселых рисунков или хотя бы подержаться за его рукав. Но Юрий Кособукин с горечью в голосе вспоминает о своих «виртуальных» победах: весомая часть призов, дипломов, да и настоящих денег бесследно растворилась в джунглях почты, наших зарубежных посольствах и домашних министерствах.

Государственная машина не интересуется международными успехами украинских карикатуристов — ни в Италии, ни в Бельгии, ни в Турции на церемониях награждения наших художников почти никогда не бывает даже самых маленьких наших посольских клерков, не то что послов. Можно привести примеры из опыта общения с нашим Министерством культуры. Относительно недавно ваш покорный слуга был приглашен в это учреждение в качестве представителя прессы на церемонию открытия дней культуры Китая в Украине. Улыбки, взаимные комплименты, вежливый обмен уверениями в необходимости развития творческих контактов. Я сообщил присутствующим, что на первом конкурсе карикатуры в КНР три главных приза (включительно с Гран-при) завоевали украинцы (и Кособукин, конечно, среди них). Это стало новостью, кажется, как для китайской, так и для украинской стороны. Господин Богуцкий отреагировал сразу: «Следующая украинская делегация поедет в Китай с выставкой карикатуры. Оставьте свои координаты...»

Как понимает читатель, никто с нами не связывался и мы никуда не поехали. Но это было еще при минувшей власти и, возможно, господин министр культуры просто не успел воплотить «планов громадье». Новая власть совершенно иная — она ничего и не обещает.

Всегда карнавальные и солнечные бразильцы пригласили к себе Юрия Кособукина — человека, внесшего значительный вклад в искусство карикатуры и поднявшего престиж фестивалей карикатуры аж в двух южноамериканских городах — Пирасикаби и Терезине. И захотели горячие южные ребята сделать все на государственном уровне: губернаторы штатов обратились с письмами к нашему послу в Бразилии, бразильская амбасада в Украине попробовала пробить стены Минкульта и МИДа — бесполезное дело. Нет, дескать, у государства средств на пропаганду собственной культуры. За свои деньги — хоть на край света. А от государства — нет!

Интересно, а если бы аналогичное приглашение поступило хозяину какого-то стола в Министерстве культуры? Очевидно, все-таки поднапряглись бы, затянули потуже пояс да и поехали бы в Рио. Но не зовут их почему-то. Кособукин им нужен, видите ли!

В Книге рекордов Гиннесса пока нет Юрия Кособукина как самого титулованного карикатуриста мира. И не потому, что он этого не заслужил — наверно, ему жаль тратить время на то, чтобы стать рядом с героями наподобие скоростных едоков персиков с косточками.

Но не забывайте, в этом сборнике рекордов есть и украинский самолет КБ Антонова «Мрія». Нет, не стыдно им будет стоять рядом: конструктору и карикатуристу. У искусства Кособукина тоже есть крылья.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК