Мама, папа, сын и дочка — вот стереотипное представление о полной семье. Однако реальность современного мира иная. Меняется не только форма существования семьи, но и отношение к количеству детей в ней. Причины тут как социальные, образовательные, так и экономические. Если на первого ребенка (а именно желание растить малыша является, согласно опросам, основной причиной для вступления в брак) еще хоть как-то решаются, то завести второго, а тем более третьего, соглашаются лишь немногие. На родителей в многодетных семьях смотрят как на «немного странных» и сочувствуют их «невезению» в жизни.
Подобная психология господствует не только в странах с развивающейся экономикой. Даже в наиболее развитых государствах мира дети нередко считаются одним из главных факторов риска обеднеть. Такова ситуация, к примеру, в Германии. В результате, лишь около 13 млн. немецких семей воспитывают детей, при этом большинство из них имеет всего одного ребенка. Более 9 млн. семейных пар вообще не имеют детей. Все больше растет количество отцов и матерей-одиночек, в 3 млн. семей детей воспитывает только один из родителей. Увеличивается и число пар, которые живут вместе, не регистрируя брак. Если десять лет назад таких было 1,5 млн., то в 2000 году — 2,1 млн. В связи со сложной ситуацией на «семейном фронте» правительственная политика ФРГ направлена на поддержку основных ячеек общества.
Также, как и у нас, в Германии государство выделяет определенную сумму на содержание ребенка — сейчас она составляет 154 евро в месяц на первого и второго ребенка. В результате налоговой реформы изменилось и налогообложение семей: теперь родители могут отнимать от налогов сумму, которую они потратили на содержание ребенка, а это — 3648 евро. Новый закон о неполном рабочем дне, согласно которому работники, имеющие детей, могут трудиться неполную рабочую неделю, облегчил сочетание семьи с профессиональной деятельностью. То, что раньше называлось «отпуском по уходу за ребенком», теперь называется «родительским часом» и позволяет как отцу, так и матери вместе заботиться о своем малыше. Различными способами ведется усовершенствование пенсионной системы. Для старших детей повышена помощь на получение образования.
Самое интересное, что и в Украине, если ограничиться исключительно чтением различных законодательных актов, правительство всерьез озабочено проблемами семьи и демографии и предпринимает в этом плане целый ряд конструктивных мер. Подробнее о них мы попросили рассказать начальника отдела реализации семейной политики Госкомитета Украины по делам семьи и молодежи Ларису ПАЛИЙ:
— Современная политика государства в области семьи направлена на решение практических заданий по стабилизации и развитию института семьи, поддержки малообеспеченных, многодетных и неполных семей. В последние годы в этой области сформировались определенные положительные тенденции. Разработан и действует комплекс мер, направленных на укрепление семьи, совершенствуется законодательство о социальных гарантиях и помощи семьям с детьми, постепенно ликвидируется задолженность по выплатам.
Реформы системы социальной помощи предполагают также углубление адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, то есть учета материального положения каждой конкретной семьи: система льгот отдельным категориям населения постепенно заменяется на адресную целевую помощь. К примеру, если раньше на помощь могли рассчитывать все семьи с детьми до 16 лет, то сегодня только те, в которых доход на одного человека не превышает 80 грн. в месяц — 23,5% прожиточного минимума. Это позволяет обеспечить всем гражданам доход не ниже указанной суммы. За шесть месяцев нынешнего года такую помощь назначено более 10 млн. человек.
Отношение государства к семье определено целым рядом нормативно-правовых актов. Среди них «Концепция государственной семейной политики», Закон «О государственной помощи семьям с детьми», Кодекс о браке и семье (с января будущего года в силу вступает новый «Семейный кодекс Украины»), указ «О мерах по улучшению положения многодетных семей», постановления Кабмина «О мерах по поддержке становления и развития студенческой семьи», «Об утверждении концепции безопасного материнства», а также «Об утверждении комплексных мер по стимулированию рождаемости на 2002—2007 годы», вышедшее в июле нынешнего года.
Последним постановлением предусматривается, в частности, подготовить проект закона о государственном финансировании и целевом долгосрочном кредитовании строительства жилья. Он будет предусматривать возможность предоставления льготных кредитов для покупки или строительства жилья семьям, в которых растет двое и более детей. Сейчас в стране действует программа льготного кредитования молодежи. В ней могут принимать участие молодые семьи в возрасте до 30 лет, которые стоят на квартирном учете. Кредит выделяется на льготных условиях — 3% годовых на 30 лет. Первый взнос составляет 6%. При этом, если рождается ребенок, семья освобождается от выплаты процентов по кредиту; если рождается второй ребенок, то 25% суммы погашает государство, а если третий и более — 50%. Более того, если берущий кредит постоянно живет в сельской местности и работает в сельхозпроизводстве, в социальной сфере села или в органах местного самоуправления, то ему, помимо перечисленных льгот, погашается еще 25% суммы предоставленного кредита.
Помимо помощи на приобретение жилья, государство предоставляет пять видов материальной поддержки. Это помощь в связи с беременностью и родами, составляющая четверть прожиточного минимума. Далее, одноразовая помощь при рождении ребенка — 200 грн. Сейчас, кстати, согласно принятому в июле постановлению, идет работа над внесением изменений в ряд действующих законов. Предполагается, что одноразовая помощь при рождении второго и следующего ребенка будет предоставляться в кратном соотношении к размеру одноразовой помощи на первого малыша. Кроме того, будет увеличен отпуск по беременности и родам в случае многоплодной беременности, а также введен трехдневный оплачиваемый отпуск для медицинского обследования беременной при взятии ее на учет.
Третья помощь: по уходу за ребенком до трех лет — 40 грн. Четвертая — адресная помощь на детей малообеспеченным семьям. Она рассчитывается как разница между уровнем обеспечения прожиточного минимума и среднемесячным доходом семьи. И еще один вид помощи — на детей, которые находятся под опекой.
Помимо материальных, существуют и другие виды поддержки семей государством. Так, для организации информационной, консультативной, правовой, социально-реабилитационной и воспитательной работы с семьями при центрах социальных служб для молодежи действуют 520 специализированных служб социальной поддержки семей «Родинний дім». С их помощью семьи могут получить срочную социально-психологическую помощь, воспользоваться «Телефоном доверия». Работают «Пункты выдачи бесплатных вещей», консультативные пункты, клубы общения, группы самоподдержки для женщин, которые воспитывают детей без мужа. Кроме того, управлениями по делам семьи и молодежи на местах проводятся обследования материально-бытовых и жилищных условий семей. По результатам таких обследований принимаются решения о предоставлении одноразовой материальной помощи из местных бюджетов. Если же в местных бюджетах денег нет, то направляются просьбы благотворительным организациям. Систематически организовываются благотворительные акции по предоставлению гуманитарной помощи (государственными или местными органами власти) малообеспеченным многодетным и неполным семьям — одеждой, обувью, продуктами питания, денежной помощью на лечение и прочее. На местном уровне решаются вопросы предоставления дополнительных льгот для многодетных семей, таких как льготная оплата за квартиру, коммунальные услуги, услуги связи, бесплатный проезд детей в городском транспорте, бесплатное питание в общеобразовательных школах. Реализуются и различные культурные программы.
* * *
Несмотря на такие казалось бы активные действия властей, положение многих украинских семей можно охарактеризовать как критическое. Как отмечается в проекте государственного доклада по итогам 2001 года «Воспитательный потенциал семьи в современных условиях», реформы, которые проводились в стране в течение 90-х годов, самым серьезным образом сказались на социально-экономическом, демографическом, репродуктивном и воспитательном потенциале общества. Наблюдается тенденция откладывания вступления в брак и рождения ребенка в связи с общим падением уровня жизни. А поскольку одной из основных причин вступления в брак многие называют близкую перспективу стать матерью или отцом, то падение демографических показателей особенно настораживает. Специалисты отмечают падение рождаемости во всех регионах страны, в том числе в сельской местности и западных регионах. Общее число рожденных уменьшилось с 691 тыс. человек в 1989 г. до 376,5 тыс. человек в 2001-м.
Статистика разводов свидетельствует, что уже не каждая третья (как было еще совсем недавно), а более половины семей распадаются. По расчетам ученых Института экономики НАНУ, в 2000 году на 100 зарегистрированных браков приходилось 71,9 развода, а на 1000 населения в среднем зарегистрировано 5,5 брака и четыре развода. Среднее же количество браков на тысячу жителей Украины в 2000 году было наименьшим за весь период после Второй мировой войны.
Важным фактором снижения рождаемости в стране были и остаются плохие жилищные условия, особенно в семьях, где растут двое и более детей. Все государственные программы, сколь бы красиво они ни звучали, не дают возможности решить проблему кардинально. В прошлом году было профинансировано лишь 75% от запланированного на молодежное строительство. В 2001 году улучшили свои жилищные условия всего 29 тыс. семей (в том числе и состоящих из одного человека) из 1624085 стоящих на квартучете. Среди них 1,5% — многодетные семьи (три и более детей), 1,2% — одинокие матери и 1,1% — молодые семьи.
Вынужденная неполная занятость, кризис неплатежей, низкие стандарты оплаты труда и несовершенство социальной политики привели и к критическому материальному положению семей. Уровень жизни членов семьи, особенности семейного воспитания напрямую зависят от количества детей в возрасте до 18 лет, а также трудоспособных и нетрудоспособных взрослых. По данным Госкомстата, к маю прошлого года средний размер домохозяйств в стране составлял 2,73 человека (против 2,76 в 2000 г.), 42,5% таких хозяйств воспитывали детей до 18 лет. Хотя в 2001 году среднедушевой общий доход хозяйств с детьми составил 158,7 грн. и превысил аналогичный показатель предыдущего года на 20%, это не особенно изменило ситуацию: в среднем общий доход домохозяйств с детьми на 14% ниже среднеукраинского, а если сравнить с бездетными семьями, то вообще на 28%.
Значительно превышает среднеукраинские показатели среди семей с детьми и уровень бедности — 33,4% против 27,2%. Эта ситуация самым непосредственным образом отражается на питании семей с детьми (оно примерно на четверть хуже, чем в бездетных семьях), образовании и воспитании детей, медицинском обслуживании, приобретении товаров длительного использования. К примеру, только 80% семей с детьми имеют дома телевизор, 62% — магнитофоны, лишь у каждой пятой имеется видеомагнитофон, 5% пользуются музыкальным центром, 3% — компьютером и 1% — спутниковой антенной.
Словом, об улучшении демографической ситуации и укреплении института семьи в украинском обществе пока что приходится только мечтать. И надеяться на то, что до улучшения экономической ситуации мы все-таки сохраним возможность и желание жить семьей и иметь детей, желательно двух или трех.