Украина туристическая: трудности перевода

09 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 27, 9 июля-16 июля 2004г.
Отправить
Отправить

Даже если вы не принадлежите к числу поклонников популярной латвийской группы Brainstorm, посмотрев четырнадцатиминутный фильм Welcome to Latvia, обязательно полюбите их музыку...

Херсонес. Необычный ракурс
Херсонес. Необычный ракурс
Херсонес. Необычный ракурс

Даже если вы не принадлежите к числу поклонников популярной латвийской группы Brainstorm, посмотрев четырнадцатиминутный фильм Welcome to Latvia, обязательно полюбите их музыку. И саму Латвию, конечно.

Передать словами ту нежность и восхищение своей страной, которыми переполнена эта картина, невозможно. Не менее важно и другое — уровень (точнее, суперуровень) профессионализма ее создателей. Великолепная операторская работа, виртуозный монтаж, удивительно гармонично переплетающиеся с завораживающе красивой мелодией — все это сделало маленький рекламный фильм настоящим произведением искусства. Чрезвычайно стильным, модным по форме и в то же время очень трогательным и необычайно теплым. Что и было оценено по достоинству жюри V Международного фестиваля туристических фильмов «Вітер мандрів», признавшего Welcome to Latvia победителем в номинации «Туристическая реклама».

На выход в финал «Вітру мандрів-2004» претендовали свыше 100 картин туристической тематики. После трех отборочных туров, состоявшихся на Волыни, Ивано-Франковщине и Хмельнитчине, путевку в Ялту, где под патронатом мэра города Сергея Брайко (и, естественно, при самом активном участии Гостурадминистрации Украины и Национальной туристической организации) проходил заключительный «забег», получили 50 работ индонезийских, хорватских, венгерских, российских, латвийских и украинских кинематографистов.

— Сегодня в украинском кинопроизводстве наблюдаем не спад, но некоторое затишье, — отметил председатель «вітро-мандрівного» жюри профессор Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств Украины Владимир Горпенко. — Просмотрев нынешнюю программу, можем констатировать: кинематографисты взяли внутренний тайм-аут. И постепенно переходят к поиску «изюминки», своего почерка и стиля. А поскольку «Вітер мандрів» — это смотр творческих работ, нас в первую очередь интересует своеобразие голоса, которым автор объясняется в любви к родной земле.

Ну, раз даже мэтры говорят о переломном моменте и возможном переходе на качественно иной уровень, нелишне окинуть взором туристическое «поле», уже возделанное отечественными кинематографистами и тележурналистами. Увы, чего-то сверхъестественного, такого, чтобы просто ах!.., среди работ последних лет не наблюдается. Безусловно, скажем, у каждого из победителей нынешнего «Вітру…» (а он, пожалуй, является единственным «ристалищем» в стране, где производители такого рода кино- и телепродукции могут и себя показать, и на других посмотреть) есть свои бесспорные достоинства. Все четыре «украинца» — и «Екологічні експерессії» (первое место в номинации «Україна — туристична держава. Краща телепрограма»), и «Кончерто гроссо мого міста», признанный номером один среди кино-, телефильмов в той же номинации, и получивший «золото» в «Мандрівках планетою Земля» «Европейський феєрверк», и победитель в номинации «Лідер» «Коли півстоліття дорівнює вічності» — звание «самых-самых» заслужили. Проблема в том, что ранее упоминавшийся фильм Welcome to Latvia — принципиально иной. Молодой, динамичный и очень современный. Словом, такой, каких мы пока не снимаем. В итоге зачастую выступаем в роли сапожника без сапог: живем в красивейшей, богатейшей архитектурно-историческими памятниками и различными диковинками стране, но ярко, образно подать их не можем…

Размышляя над этим, все крымские экскурсии, перемежающиеся с фестивальными мероприятиями, воспринимала исключительно сквозь «туристическо-фильмовую» призму. Например, какую красочную, занимательную (и завлекательную, естественно) картину можно снять об институте винограда и вина «Магарач» Украинской академии аграрных наук! Здание, где он расположен, является одним из старейших и благороднейших в Ялте — здесь до октябрьского переворота располагалась городская гимназия, в которой учился Самуил Маршак. Опытно-производственная база «Магарача» — первый винзавод на полуострове, альфа и омега всего крымского виноделия. А бутылка вина «Мускат розовый Магарач» 1836 года занесена в книгу рекордов Гиннесса как самое старое русское вино. Историческая часть завода — уютный 152-летний итальянский дворик, где побывали все члены политбюро ЦК КПСС и куда любили возить высоких иностранных гостей. А сколько всего интересного о самом заводе и процессе винопроизводства может поведать заместитель по научной работе института винограда и вина «Магарач» Вячеслав Иванченко! Да сама экскурсия, проведенная им, — готовый великолепный сценарий для кино- или телефильма: настолько здорово, «зримо», а, главное, с каким юмором Вячеслав Иосифович рассказывает о «Магараче», его вчерашнем и сегодняшнем дне. Кстати, знаете, как отличить настоящее каберне от подделки? Совет от господина Иванченко: если смакуемое вами вино не имеет пикантного привкуса вишневой косточки, знайте — вы пьете фальсификат.

Классный фильм мог бы получится, реши кто-то снять и киносагу о филиале Центрального музея вооруженных сил Украины военно-морском музейном комплексе «Балаклава». Вы не поверите: пока у комплекса нет ни одного экспоната, но впечатление от его посещения не просто колоссальное. Ведь это — воистину уникальный памятник параноидальной гонке вооружений и шпиономании времен СССР.

Комплекс расположен на территории ранее суперсекретного объекта — по сути подземного города, где ремонтировались подводные лодки, на которых находились торпеды с ядерными боеголовками. Завод размещался на 12 тысячах квадратных километров. В случае ядерной войны он мог использоваться как бомбоубежище: здесь были склады продовольствия и воды, способные обеспечить тридцатисуточное существование 28,5 тыс. человек — 75% жителей Балаклавы.

Самое секретное когда-то звено комплекса — арсенал, где хранились боеголовки, — уже год как открыт для туристов. Это три гектара подземного пространства, отгороженного двумя противоатомными дверьми (вес каждой — 12 тонн, ширина створок — 60 см, высота — 3 м) и трех-, пятиметровой «шубой» стен из бетона высочайшего качества. Одновременно в арсенале могло находиться около 150 боеголовок. Интересно, что для определения уровня влажности в хранилище использовали… длинный обезжиренный женский волос. И непременно рыжего цвета. Оказывается, он является самым чутким индикатором, моментально реагирующим на малейшие колебания этой самой влажности. Снаружи весь комплекс был «одет» в маскировочные сети и опутан колючей проволокой. Если бы кто-то «левый» на него и пробрался (хотя это было невозможно в принципе), по колючке моментально пустили бы ток в несколько тысяч вольт... Представляете, как мощно можно подать на экране все приведенные и массу других не менее интересных и в то же время жутких фактов, которых не счесть в истории этого удивительного места?

А какие солнечные и изящные фильмы о Ялте, Севастополе и Херсонесе ждут своего часа!.. Где вы, одаренные кинематографисты с незашоренным взглядом? Ведь именно благодаря вам наше гостеприимное «Ласкаво просимо в Україну!» поймет мир. Причем, вполне возможно, для этого не потребуется даже перевода.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК