У НАС КУРЯТ, В АМЕРИКЕ — ДЫМ ИДЕТ?

Поделиться
Мода на курение более всего поражает молодых. Попытка отгородиться дымовой завесой от проблем дается легко, достаточно приятна, но входит в привычку...

Мода на курение более всего поражает молодых. Попытка отгородиться дымовой завесой от проблем дается легко, достаточно приятна, но входит в привычку. Тем более что сигареты — товар доступный, дешевый и широко рекламируемый. Но это у нас. В Америку давно пришла мода на здоровый образ жизни, практически запрещена реклама сигарет и идут громкие судебные процессы.

В начале этого года министерство юстиции США подало иск против крупнейших табачных компаний страны. В нем — 1 400 страниц обвинений. Среди представленных документов и секретный доклад для компании Philip Morris, датируемый 1971 годом, в котором приводятся данные, что никотин вызывает привыкание. Отказ от курения, сообщается в докладе, вызывает депрессию, раздражительность и другие невротические симптомы. (В дальнейшем все это производители сигарет будут упорно отрицать. Более того, финансируемый производителями сигарет Институт табака доказывал, что ни о каком привыкании и речи быть не может. Утверждал это даже в 1988 году, когда министерство здравоохранения США наконец-то официально получило противоположные результаты.)

В 1981 году той же Philip Morris были получены данные, свидетельствующие, что подавляющее большинство хронических курильщиков приобретает свою пагубную привычку еще в школьном возрасте. Более того, именно тогда они выбирают себе и брэнд, которому потом «хранят верность» долгие годы. С тех пор компания начала проводить агрессивную маркетинговую политику среди несовершеннолетних, финансируя молодежные фестивали, выпуская рекламную продукцию, ориентированную в первую очередь на молодежь, выступая спонсором спортивных соревнований. И, конечно же, обеспечивая сбыт своей продукции. Ущерб, нанесенный здоровью американской нации, сотрудники министерства юстиции оценивали исходя из правительственных подсчетов прибыли от продажи сигарет лицам, не достигшим 18 лет, полученной компаниями с 1971 года. И сумма получилась весьма внушительная — 289 миллиардов долларов.

Собственно, больших неожиданностей столь педантично собранный министерством юстиции «компромат» не принес. И именно на это делают упор представители табачных компаний, утверждая, что новый иск является лишь перепевкой старых.

…Официальный старт военным действиям против американских табачных компаний был дан еще в 1964 году, когда занимавший на тот момент пост главврача США Лютер Терри опубликовал свой знаменитый доклад о последствиях курения для здоровья. На многих содержащаяся в докладе информация произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

С тех пор попытки призвать к ответу компании, получавшие баснословные прибыли за счет здоровья и жизни людей, предпринимались неоднократно. В суд на эти компании подавали как сами курильщики, требовавшие компенсации за утраченное здоровье, так и окружающие их люди, испытавшие на себе пагубные последствия пассивного курения. Суммы назначаемых судом компенсаций исчислялись миллионами и миллиардами долларов. На смену индивидуальным искам вскоре пришли коллективные, и речь уже пошла о десятках миллиардов долларов. А затем за дело взялись органы юстиции отдельных американских штатов, и в 1998 году было заключено соглашение, по которому табачные компании обязались выплатить 46 штатам 206 миллиардов долларов в качестве возмещения бюджетных убытков, связанных с лечением заболеваний, вызванных курением.

В целом из государственного бюджета США на преодоление последствий активного и пассивного курения выделяется 20 миллиардов долларов. И, несмотря на это, от связанных с курением заболеваний ежегодно умирают 440 тысяч американцев. А по всему миру количество жертв табачных компаний в недалеком будущем составит 10 миллионов человек. В 1999 году генеральный прокурор США Джанет Рено предъявила крупнейшим американским компаниям иск, обвинив их в мошенничестве и манипулировании общественным мнением, которое продолжается с середины 1950-х годов — с тех пор, когда представители пяти ведущих табачных компаний США — Philip Morris USA, R.J.Reynolds, Lorillard Tobacco, Brown &Williamson и Liggett Group — тайно собрались в отеле Plaza в Нью-Йорке и решили совместно финансировать беспрецедентную маркетинговую кампанию: ведь информацией о вреде, который курение наносит здоровью, производители сигарет на тот момент уже владели. Прокурор поставила перед собой цель лишить производителей сигарет прибыли, по оценкам министерства юстиции, в сотни миллиардов долларов. Однако решение суда в июне 2000 года больше обрадовало руководство табачных компаний, хотя и оставило надежду на победу министерства юстиции в дальнейшем.

По словам Уильяма Олемейера, вице-президента Philip Morris USA, с 1966 года, когда Конгресс принял решение об обязательном размещении предупреждающих надписей на каждой пачке сигарет, американское правительство было осведомлено о негативных последствиях курения. Более того, оно не только приветствовало огромные суммы налогов, собираемых с табачных компаний, но и субсидировало закупки сигарет для армии.

Впрочем, все эти аргументы еще будут представлены в суде, который начнется лишь в сентябре 2004 года. А пока… две трети производимых в Америке сигарет уходят за границу, причем треть — в виде контрабанды. Приемы и методы, отработанные за 50 лет, вовсю применяются на новых перспективных рынках… Правда, на миллиардные компенсации за ущерб, нанесенный курением, гражданам Украины, равно как и Гватемалы и Никарагуа, рассчитывать не стоит.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме