Вскоре после крещения Руси здесь была создана церковная организация в форме митрополии Константинопольского патриархата. Ее возглавлял митрополит, которого избирал и посвящал патриарх с собором иерархов. Интронизация митрополита происходила в Киеве и означала, что киевский князь принимает аккредитованного при его дворе митрополита как представителя Византийской империи.
Однако митрополит, поставленный на Руси вселенским патриархом, уже с первых шагов своей деятельности был заинтересован в практической независимости от Константинополя. Такая независимость могла быть обеспечена только прочным союзом с княжеской властью Киева, и этот союз засвидетельствован древнерусскими источниками. И хотя в домонгольский период почти все киевские митрополиты были греками, их нельзя априори считать «агентами Константинополя», как это иногда утверждают историки. В домонгольский период произошли два случая самостоятельного избрания и поставления киевских митрополитов без санкций константинопольского патриарха. Собором русских епископов при Ярославе Мудром был поставлен «русин» Иларион (1051), a почти через столетие, при Изаславе Мстиславиче, - его соотечественник Клим Смолятич (1147).
Древнерусские летописи не сообщают о времени основания Киевской митрополии. «Повесть временных лет» не называет митрополитов вплоть до Феопемпта, который впервые упоминается под 1039 г. Но факт возникновения Киевской митрополии вскоре после крещения Руси убедительно доказан современной наукой. Известно, что в 996 г. была освящена Богородичная Десятинная церковь - первый храм общегосударственного значения, который до построения Софии Киевской выполнял функции митрополичьего центра. Потому храму была передана десятина княжеских доходов, что свидетельствует о его значении в церковно-государственной жизни Руси. А, судя по византийскому перечню кафедр конца XI века, который переписывался на протяжении длительного времени, митрополия Руси была основана между 995 и
997 гг. Как же звали митрополита, который первым занял киевскую кафедру? В Никоновской летописи ХVI в. упоминается о том, что князь Владимир после своего крещения в Херсонесе в 988 г. взял от греков первого митрополита Михаила, родом Сирина. Этот митрополит упоминается и в Церковном Уставе Владимира, возникшем в начале XI в. (1011). Но в других редакциях Устава первым киевским митрополитам называется Лев. Это противоречие вызвало скептическое отношение историков к версии о первом митрополите Руси Михаиле. Последние исследования на эту тему предлагают еще одно решение вопроса. Полагают, что первым киевским митрополитом был Феофилакт, переведенный на Русь из митрополии в Севастии в 988 г. Так, во всяком случае, утверждает один из византийских историков, писавший в XIV веке.
И все же наиболее точные сведения о первом митрополите Руси должны были сохраниться в Киеве. О чем же говорит киевская традиция? Церковные иерархические каталоги, составленные на основе древних киевских свидетельств, все до одного, начинают ряд митрополитов Руси именем Михаила. Мы должны принимать во внимание и тот немаловажный факт, что в Успенском соборе Киево-Печерской лавры покоились мощи первого митрополита Руси Михаила, трагически утраченные во время взрыва собора 3 ноября
1941 г. Они лежали там в серебряной раке, установленной слева от алтаря, возле иконостаса. Над ракой Михаила находилась надпись, что первосвятитель скончался в 992 г. и был погребен в Десятинной церкви. Около 1103 года при печерском игумене Феоктисте мощи Михаила, обретенные нетленными, были перенесены в Антониевы пещеры, а в 1730 г. по высочайшему указу их перенесли в Успенский собор Лавры.
Какие еще факты свидетельствуют в пользу достоверности церковной традиции? В Киевском Синопсисе ХVII в. читаем, что митрополит Михаил построил кафедральный Михайловский Златоверхий собор напротив Перунова места в честь своего небесного патрона и на знак победы Архангела Михаила над дьяволом, с которым ассоциировалось язычество. Хотя Михайловский Златоверхий собор был возведен в начале ХII века, известно, что по церковной традиции новые храмы возводили на месте одноименных прежних: это символизировало преемственность и вечность христианской святыни. Очевидно внук Ярослава Мудрого - Святополк (Михаил) Изяславич построил в 1108 - 1113 гг. Михайловский Златоверхий собор на том освященном месте, где митрополит Михаил поставил деревянный Михайловский храм, знаменовавший победу над язычеством. Как утверждает древнее киевское предание, именно первый деревянный храм Михаила Архангела дал название Михайловской горе. Согласно преданию, изображение Архангела Михаила по греческому обычаю, находилось над входом в церковь, и с тех пор крылатая фигура вождя небесного воинства стала гербом Киева. Узнаем также, что при церкви был основан первый Михайловский монастырь, где поселились монахи, пришедшие с митрополитом из Греции. Очевидно митрополит, кафедра которого находилась в Десятинной церкви, должен был иметь возле нее свою резиденцию в Михайловском монастыре.
Еще большую вероятность придает преданию то, что в древней Софии Киевской южный алтарь посвящен Архангелу Михаилу, а роспись алтаря акцентирует победу христианства над язычеством.
Кончина митрополита Михаила отмечена в иерархических каталогах под 992 г., «по 4 летах его правления». Согласно летописям и каталогам вторым занял киевскую кафедру Лев, или Леон. Из этих записей узнаем, что при нем были созданы шесть первых епархий - Киевская, Новгородская, Ростовская, Владимиро-Волынская, Белгородская и Черниговская. Не исключено, что именно поэтому Лев в некоторых источниках называется первым общерусским митрополитом, а Михаил - только местным киевским, но не вторым. Следующими русскими митрополитами, которые вместе с Владимиром и Ярославом созидали Киевскую христианскую державу, были Иоанн, Феопемпт и Иларион. Все они достойны быть увековеченными там, где преданно служили Руси-Украине - на месте Десятинной церкви и у Софии Киевской.