ТОЙ НОЧЬЮ В АТЛАНТИКЕ

07 февраля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 6, 7 февраля-14 февраля 1997г.
Отправить
Отправить

Новые данные о гибели советской атомной субмарины «К-219» За несколько дней до исторической америк...

Новые данные о гибели советской атомной субмарины «К-219»

За несколько дней до исторической американо-советской встречи в верхах в столице Исландии в 1986 году, которая поставила точку в летописи «холодной войны», объятая пламенем советская подводная лодка всплыла у берегов Соединенных Штатов. Ее ракеты с ядерными боеголовками были нацелены на Нью-Йорк, Вашингтон и Бостон. Америка изготовилась, чтобы нанести ответный сокрушительный удар. Об этом - новый фильм, который снимает Би-би-си и который выйдет на экраны в наступившем году. Английская газета «Гардиан» впервые подробно рассказывает об этом событии десятилетней давности.

В октябре 1986 года, когда в мире царили всеобщая подозрительность и вражда, Рональд Рейган и Михаил Горбачев встретились в Рейкьявике и объявили человечеству, что «холодной войне» пришел конец.

Факел в океане

А за восемь дней до того, как главы двух сильнейших государств пожали друг другу руки, советская атомная подводная лодка «К-219» вынырнула на поверхность океана у восточных берегов Америки. На лодке произошла авария, она горела, приближая тем самым войну, которая, вне всяких сомнений, покончила бы со всем живым на Земле.

Почти десять лет спустя в Бабельсберге, на окраине Берлина, шла подготовка к съемкам уникального фильма. Его задача - в художественной форме раскрыть весь кошмар критической ситуации, по сравнению с которой Чернобыль выглядел бы небольшим неблагоприятным штришком в сводке погоды. 16 ракет советской подводной лодки (а каждая из них несла по две боеголовки с тротиловым эквивалентом в 32 мегатонны) были направлены на Вашингтон, Нью-Йорк и Бостон.

3 октября 1986 года «К-219», которой командовал капитан второго ранга Игорь Британов, находилась в 300 милях от Бермудских островов. За ней следовала и следила американская противолодочная подводная лодка «Огаста», из серии тех, кого именуют «убийцами охотников». Короче, имело место рутинное, официально никем не объявленное военное противостояние с участием подводных лодок потенциальных противников.

«Сумасшедший Иван»

В 7.00 капитан второго ранга Британов произвел разворот на 360 градусов. Он совершил маневр уклонения, который американцы назвали «сумасшедший Иван». В результате «К-219» ударилась носовой частью об американскую подводную лодку, что привело к образованию пробоины в третьей шахте, и ракета выпала в воду. Подводная лодка тонула, она наполнялась смертоносным газом - производным от смеси морской воды и ракетного топлива, вспыхнувшего в камере ракеты. Эта отрава проникла в кормовые отсеки, что мгновенно привело к гибели трех матросов.

Об инциденте было доложено руководству Пентагона и Кремля. А между тем Британов совершил немыслимое - он «нырнул», чтобы набрать скорость, после чего резко рванул вверх. Со времени начала тайного пребывания советских подводных лодок в Атлантике советская лодка впервые всплыла на поверхность у американских берегов.

Военные базы США, расположенные на Атлантическом побережье и в восточной части страны, были приведены в такую степень боевой готовности, за которой уже следуют боевые действия. Британов же тем временем на протяжении 14 часов боролся с огнем.

14 безумных часов

Экипаж американского корабля не вмешивался, наблюдая предсмертные судороги русской подводной лодки. Главная задача американцев состояла в том, чтобы проследить - не откроются ли крышки других шахт? Это могло означать, что русские запустили ракеты, и, следовательно, в ответ последовал бы мгновенный массированный американский удар. Однако события развернулись по иному сценарию.

Через четырнадцать безумных часов русским удалось побороть огонь. Но их поджидала другая беда: вышли из строя предохранительные механизмы, и на «К-219» к моменту приближения к ней советских траулеров прозвучал тревожный сигнал - нарушена безопасность ядерных реакторов. В седьмом отсеке, ядерном сердце субмарины, в атомных реакторах началась цепная реакция деления. Это должно было привести к тому, что реакторы начали бы плавиться и произошел бы непроизвольный пуск оставшихся ракет. В итоге радиоактивные осадки накрыли бы все главные города восточного побережья Америки. И поскольку вышла из строя дистанционная система остановки реакторов, единственный путь избежать их расплавления состоял в том, чтобы опустить регулирующие стержни вручную.

«Вражеские воды»

Вышеизложенный эпизод лег в основу сюжета фильма «Вражеские воды», съемки его идут в Берлине по сценарию Троя Кеннеди Мартина. В картине речь идет о совместном пребывании людей с разными характерами и судьбами в таких условиях, где могут иметь место и противостояние характеров, и проявление героизма.

История «К-219» стала достоянием гласности после того, как документалист Билл Кран встретился с капитаном Питером Хатчтаузеном, бывшим американским военно-морским атташе в Москве. Опираясь на информацию, полученную от Хатчтаузена, Кран в 1994 году посетил Россию. Там он беседовал с членами экипажа «К-219», в том числе и с Британовым. Крану удалось воспользоваться недолгой открытостью Кремля и в деталях восстановить случившееся в октябре 1986 года.

«Лейтмотив этой истории, ее сердцевина - непостижимый для разума героизм, который присущ только русским, - говорит Кеннеди Мартин. - В определенном смысле в их героизме есть что-то яростное, грубое и вместе с тем невероятно яркое, прекрасное. Речь идет о специфическом отношении подводников к опасностям и, что особенно важно, характерном для них чувстве товарищества, чувстве локтя. Они - неотъемлемая частица военной элиты подобно царской кавалерии и с великим презрением относятся к бюрократам, остающимся на берегу...»

Ближе всех к реакторному отсеку оказались матрос Преминин, полмесяца назад отметивший свой день рождения (ему стукнул 21-й год), и старший лейтенант Беликов. Пламя отсекло их от остального экипажа в кормовой части. Только они могли заглушить реакторы, и Британов по внутрикорабельной связи приказал им войти в отсек.

Преминин и Беликов вошли в реакторный отсек, заполоненный оранжевой смесью смертоносных газов при температуре 65 градусов Цельсия, «вооруженные» лишь четырьмя баллонами с кислородом, каждый из которых был рассчитан на 20 минут дыхания. Там они начали вручную с помощью простейшего механизма опускать регулирующие стержни. За полчаса Преминин и Беликов опустили в нижнее безопасное положение три из четырех стержней. Оставался еще один, и тут Преминин потерял сознание. Беликов отнес его в соседний отсек, после чего вернулся к реактору. Вскоре потерял сознание и он.

В обстановке близящейся катастрофы Британов повел корабль прочь от американских берегов. Он не сделал то, что предписывалось в подобных ситуациях, - не поспешил в безопасную кубинскую гавань. Иначе говоря, нарушил правила, стремясь спасти не только свой экипаж, но и не нанести ущерба американскому побережью.

Последний подвиг Сергея Преминина

Пришедший в себя Преминин совершает очередной - и последний - поражающий воображение поступок. Он возвращается в реакторный отсек, выносит оттуда Беликова и вновь идет к реактору, располагая лишь минимальным запасом кислорода. На грани полного изнеможения опускает последний стержень и докладывает командиру: реакторы заглушены.

Но смертоносный газ продолжал наполнять отсек, и его давление наглухо закрыло аварийный люк. Британов и Геннадий Картульский, инженер по технической эксплуатации двигателей, могли слышать по внутрикорабельной связи лишь тяжелое дыхание умирающего Сергея Преминина.

«Почему люди поступают так, а не иначе - вот вечный вопрос, - говорит режиссер фильма Дэвид Друри. - Особенно в случаях, подобных описываемым, когда человек один на один со смертью, когда, собственно, не стоит рассчитывать на славу. Это не то же самое, что идти в атаку на вражеские окопы на виду у всех, когда ты не один. Сергей Преминин вошел в кромешный ад один. Не думаю, что он совершил подвиг по зову партии. Думаю, он сделал это ради товарищей и своего командира».

Членам экипажа приказали покинуть подводную лодку, и их подобрали русские траулеры, находившиеся поблизости. Эти же траулеры попытались буксировать «К-219» водоизмещением в 9 тысяч тонн, но тросы оборвались. Британов оставался на борту своей едва державшейся на плаву подводной лодки и провел там последнюю ночь в полном одиночестве. Тем временем из Москвы, из Главного штаба военно-морского флота, пришло указание - вернуть на лодку экипаж в сокращенном составе и отвести «К-219» в кубинский порт. По словам Крана, Британов игнорировал это указание.

«Никто не знает, что делал Британов той ночью, но сам он потом говорил, что серьезно думал - не пойти ли мне ко дну вместе со своей «К-219», - рассказывает Кран. - Но потом подумал о жене, детях и решил покинуть корабль в последний момент, когда тот начнет погружаться. Подозревают, что именно он открыл кингстоны...»

Приём в Белом доме

Когда Британов обходил погибающий корабль, президент Рейган давал в Белом доме прием в честь русского пианиста, приветствуя начало новых дружеских отношений с Россией. На этом же приеме был и Джон Пойндекстер, помощник президента по национальной безопасности, который прямо там, в Белом доме, проинформировал президента о положении на «К-219».

Капитан второго ранга Британов внес запись о гибели корабля в судовой журнал в 23.30 6 октября 1986 года. После этого он покинул корабль на шлюпке. Затем через Кубу с оставшимися членами экипажа возвратился в Советский Союз. Там их в течение четырех недель продержали на военной базе. Вскоре Британова уволили из ВМФ, его экипаж расформировали...

«Они расформировали экипаж, что в российском флоте считается наиболее оскорбительной формой наказания, - говорит Кеннеди Мартин. - Но я знаю, как в Санкт-Петербурге, в клубе подводников, приветствовали уволенного Британова. Его собратья вновь приняли героя в свою среду. Получилось так, что бюрократы уволили его, а товарищи по оружию оказывали ему почести за то, что он совершил. Если бы Британов остался на тонущем корабле и вместе с ним отправился на дно, то, возможно, получил бы орден».

Капитан второго ранга Британов, уволенный из вооруженных сил и официально пребывающий в опале, жил в неизвестности, пока его не разыскал Билл Кран. Сейчас Британов возглавляет небольшую импортно-экспортную фирму в Екатеринбурге.

Подводник во главе фирмы дамского белья

«На Британова нас вывел Геннадий Картульский, инженер «К-219» (сейчас Картульский руководит фирмой дамского белья), - рассказывает Билл Кран. - Я увидел человека с явно расшатанной нервной системой, который сначала даже не хотел разговаривать. Следует помнить, что флот был жизнью Британова. Он начал на нем службу в 14 лет, сейчас ему уже под сорок. Все это было для него тяжелым ударом...»

«...О Преминине нам известно немного. Но мы разговаривали с одним из членов экипажа «К-219», который хорошо его знал, - продолжал Кран. - Преминин проходил срочную службу и пользовался уважением как умный и достойный моряк. Родился он в крестьянской семье, любил свою деревню и мечтал вернуться в нее по окончании службы».

В Скорняково, родной деревне Сергея Преминина, стоит небольшой неофициальный памятник герою-моряку. И хотя посмертно его наградили орденом Красной Звезды, нет никаких официальных памятников или мемориальных досок в честь матроса, чьи самоотверженные действия наряду с мужественными решениями Британова спасли американские города от катастрофы и предотвратили конфронтацию, которая почти наверняка обратила бы вспять мирный процесс и стала бы началом конца света...

«К-219» покоится на дне Атлантического океана, на глубине 18 тысяч футов, ее ракеты и ядерные реакторы медленно ржавеют. Затонувшие останки корабля никто не хочет поднимать. Это призрак войны, которая так и не разразилась. И последняя обитель Сергея Преминина...

ЛОНДОН

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК