ТО, ЧТО ДЕШЕВО, — ВСЕГДА СЕРДИТО!

16 августа, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 31, 16 августа-23 августа 2002г.
Отправить
Отправить

«Один ремонт равен двум пожарам» — утверждает народный опыт. Но, несмотря на сие многообещающее у...

«Один ремонт равен двум пожарам» — утверждает народный опыт. Но, несмотря на сие многообещающее утверждение, многие наши сограждане отважно решаются поставить собственный эксперимент, втайне надеясь, что уж у них-то все будет иначе. Те, кто побогаче, полагает, что избавиться от лишних проблем можно, обратившись в солидную фирму, кто победнее — надеется на честных рабочих из Западной Украины и собственные «золотые руки». Однако неприятностей не удается избежать ни первым, ни вторым. Причина тому — неумение грамотно «подстелить соломку» в месте вероятного падения собственных надежд на быстрый и качественный ремонт.

Моя знакомая пригласила, казалось бы, отличную бригаду: люди в ней работали трезвые, обстоятельные и, главное, все обещали сделать за неделю. Работа действительно была выполнена в срок, но не прошло и полугода, как начала отлетать плитка, отклеиваться обои, а дорогущий паркет пошел «волнами». Естественно, найти халтурщиков оказалось невозможно — телефон, по которому их нанимали, не отвечал. Муж несчастной почесал затылок и решил заняться ремонтом самостоятельно: «Я, — говорит, — с самого начала утверждал, что все эти рабочие — жулики». Постепенно ремонт так его увлек, что превратился в настоящее хобби: вот уже лет десять он приходит домой, ужинает и начинает что-то клеить, строгать или долбить отверстия перфоратором. «С одной стороны, — жалуется незадачливая дама, — это ужасно: в квартире десять лет идет ремонт со всеми вытекающими отсюда последствиями, а с другой — он самостоятельно застеклил балконы, переложил кафель, паркет и линолеум в кухне, даже выкопал и обустроил погреб под балконом».

Подобные казусы случаются и с заказчиками вполне респектабельных фирм. Конечно, они вряд ли пытаются устранить недостатки собственными руками, но и особой радости при необходимости платить за выполненную работу дважды тоже не испытывают. Между тем, многим без ремонта просто не обойтись, особенно в преддверии зимы. Стены большинства наших домов не защищают ни от жары летом, ни от холода зимой. Единственная возможность — утепляться самостоятельно. Для этого в магазинах имеется практически все: специальные системы для утепления стен, стеклопакеты на окна, а также радиаторы центрального отопления — в том числе и качественные отечественные. Те, что стоят в квартирах, сейчас практически не защищают от морозов: ведь они устанавливались в то время, когда температура подачи воды в дома была значительно выше. Сегодня тоненькие советские металлические батареи спасают разве что самих себя — от переохлаждения воды и разрыва.

Словом, ремонт — не только дело эстетики, но и качества жизни. Но чтобы он не превратился в настоящий кошмар, необходимо принять некоторые меры безопасности. Если уж и приглашать в дом частников, то только по надежной рекомендации. К примеру, если данная бригада сделала отличный ремонт у ваших знакомых. Во всех остальных случаях лучше иметь дело с фирмой или частным предпринимателем, с которым можно заключить договор о выполнении тех или иных работ.

— Иногда все проблемы возникают по вине заказчика, — рассказали в одной из столичных фирм по ремонту квартир. — Особенно, если он хочет сэкономить там, где этого делать не стоит: например, на качестве стройматериалов или времени выполнения работ. Но то, что дешево, всегда сердито. Подобная экономия заканчивается отпадающей плиткой и другими неприятностями. Правильнее было бы не устанавливать сроки самостоятельно или требовать положить плитку на дешевый раствор, а выяснить, за какое время эта самая плитка может быть положена качественно (для стандартной советской кухни это два-три дня).

Но чаще «проколы» происходят по вине самих фирм. Ведь даже самая совестливая из них работает только на себя, а значит, где можно — ловчит. Поэтому более подробно о мерах защиты от недобросовестных ремонтников мы попросили рассказать начальника отдела по вопросам соблюдения законодательства в сфере услуг Госстандарта Украины Сергея Литвиненко.

— Чаще всего проблемы возникают у тех, кто находит бригаду по телефону. Затем, когда они хотят предъявить претензии, оказывается, что телефон есть, а фирмы такой не существует. Поэтому в обязательном порядке нужно побывать в фирме, которая берется за выполнение ремонтных услуг, посмотреть на копию свидетельства о регистрации: совпадает ли указанный в нем адрес с тем, по которому фирма находится в данный момент; если занимаемое помещение арендуется, то на какой срок (может, всего на две-три недели — чтобы собрать деньги с заказчиков и исчезнуть). Имеется ли лицензия на выполнение тех или иных работ. Выяснить, какие гарантии предоставляет фирма. Существуют строительные нормы и правила, которые определяют гарантийные сроки. Так, на строительство домов — два года: в течение этого срока все возникающие дефекты фирма-исполнитель должна устранять бесплатно. В течение десяти лет могут проявляться скрытые дефекты, возникающие из-за использования некачественного материала, несоблюдения строительных стандартов (например, толщина стены вдвое тоньше положенного) и так далее.

Если фирма предлагает выполнить работы из своего материала, то необходимо потребовать сертификат на эти материалы, в том числе и санитарный (если речь идет о лесе — он может быть радиоактивным). Ну и, естественно, стоит посмотреть, как справилась фирма с предыдущими заказами. После того, как вы убедились в надежности исполнителя, обязательно нужно заключить письменный договор и оговорить в нем все то, что вам обещано: применение тех или иных материалов, объем работы, сроки (можно даже включить пункт о пене за их несоблюдение), стоимость, качество.

— Каждый хочет, чтобы ремонт обошелся подешевле и был закончен побыстрее.

— Здесь всегда нужно помнить, что при выполнении строительных работ существует своя очередность. Скажем, влажные работы нельзя производить одновременно с укладкой паркета и так далее. Выполнение работы в нереально жесткие сроки часто происходит за счет качества.

— Но заказчик, как правило, не сведущ в правилах проведения ремонтных работ, а если не указать жесткие сроки, то «удовольствие» может растянуться на невероятно долгий срок.

— Перед заключением договора исполнитель должен предоставить заказчику всю необходимую информацию, с указанием гарантий на все виды работ. Скажем, если человек хочет положить плитку низкого качества на дешевый раствор и в крайне сжатые сроки, то ремонтник должен довести до его сведения, что гарантию на такую работу он дает, скажем, на месяц, а вот если материал будет лучшего качества, то и гарантия окажется дольше.

— «Лопухнуться» можно и с договором. У меня соседи оформили договор: все честь по чести — печати, подписи и так далее. А потом оказалось, что бригада, которую прислала фирма, на самом деле в этой организации не работает и кому предъявлять претензии — неизвестно.

— Договор подписывается первым лицом предприятия, фамилия которого должна быть написана четко и разборчиво. Случается, что небольшой ремонт фирма поручает выполнить частнику. В таком случае этот факт должен быть закреплен в официально заверенной нотариусом доверенности.

— Довольно часто оказывается, что до начала ремонта исполнитель называл одну сумму стоимости заказа, а по окончании — значительно большую. При этом причины такого увеличения оказываются вполне уважительными.

— В калькуляции, которая прилагается к договору, необходимо дополнительно указывать, что возможное повышение стоимости работ не более, скажем, 10—15% от первоначальной суммы. По окончании работ составить акт приемки, в котором, кстати, можно отметить наличие некоторых легко устранимых недостатков (ведь всего сразу не угадаешь!), и указать сроки, в которые они должны быть устранены. Разумеется, за счет фирмы. Кроме того, нелишне сохранить документ, подтверждающий оплату услуг, с точным указанием выплаченной суммы — приходный кассовый ордер или кассовый чек с оригиналом печати и подписи (не ксерокопию).

— Что делать, если уже после расчета с ремонтниками обнаруживаются изъяны?

— В таком случае потребителю необходимо в письменной форме обратиться к исполнителю с требованием устранить недостаток либо провести независимую экспертизу. Такая экспертиза проводится за счет исполнителя. Если выяснится, что виноват заказчик, то эту сумму ему придется возместить.

— А если исполнитель не идет на контакт, никак не реагирует на заявление бывшего клиента?

— Тогда нужно обращаться в территориальное управление по защите прав потребителей. Управление проведет проверку, даст предписание провести экспертизу, в случае необходимости применит к виновнику штрафные санкции. Но помощь будет эффективной лишь в том случае, если фирма-исполнитель реально существует.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК