На фоне правительственного противостояния и бюджетных коллизий в стране активно обсуждали молодежную политику. Под занавес старого года произошли сразу два события государственной важности: в главном молодежном ведомстве страны поменялся глава, а в парламенте провели слушания о положении молодежи в Украине.
Традиционно говорили о безработице, несоответствии системы высшего образования требованиям рынка труда, необеспеченности молодежи жильем, распространении ВИЧ/СПИДа, наркомании, ухудшении состояния здоровья молодых людей. Правда, без особого вдохновения. Во время некоторых выступлений в сессионном зале от скуки дохли мухи. Молодежь развлекалась тем, что периодически покидала заседание, чтобы сфотографироваться на память в холле Верховной Рады или пообедать в парламентском буфете, где цены несравненно ниже, чем в университетских столовых.
Очевидно, тех, кто хранил камень за пазухой, на парламентских слушаниях хватало. Но в чей огород его бросить, докладчики не знали: экс-министр Украины по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко был уже «не при делах», а новоназначенного Виктора Коржа критиковать пока было рано. Выступал он без особого энтузиазма. Чувствовалось, что отчитывается новый министр не за свою работу, так что от него хотели услышать не столько статистические данные, касающиеся улучшения жизни молодых украинцев, сколько о новых подходах к дальнейшей работе молодежного ведомства. Но даже самому придирчивому слушателю уловить хоть какую-то конкретику относительно механизмов формирования молодежной политики на следующий год не удалось. Только о спорте министр говорил много и охотно, подчеркивая, что скоро построят ледовые стадионы, несколько сотен спортивных площадок и тренажерных залов. Чувствовалось, что эта тема ему близка. Другие направления работы министерства были покрыты мраком, и даже Диоген со своим фонарем ничего не разглядел бы. Со слов Виктора Коржа стало понятно, что миссия работы Министерства по делам семьи, молодежи и спорта — общая координация с работой других министерств. Бесспорно, в условиях нынешних внутриправительственных коллизий это важно, но как будет формироваться молодежная политика, поняли не все. Министр не скрывал, что хочет вникнуть в эту тему глубже.
«Молодежь должна стать не пользователем молодежной политики, а наиболее активным ее участником», — заявил с парламентской трибуны глава постоянной комиссии по вопросам образования, семьи и молодежи Днепропетровского облсовета Дмитрий Павлов». Я взглянула на представителя неидентифицированной молодежной организации, который сидел по правую руку от меня, развлекаясь веб-камерой в мобильном телефоне и рисуя домики да заборы, и мне стало грустно. Ведь на парламентских слушаниях точно должны были бы присутствовать наиболее активные участники упомянутой г-ном Павловым молодежной политики. Очевидно, что добровольно-принудительные методы отбора участников на итоговые слушания не обеспечили представительства «лучших из лучших». Но грустно было не только мне. «Я ожидал эмоций и рвения от молодежи, но так и не дождался», — заявил в конце заседания вице-спикер Верховной Рады Адам Мартынюк.
Все были единодушны в том, что нужно улучшать демографическую ситуацию в стране. Вице-премьер-министр Украины Дмитрий Табачник даже провозгласил это «национальной целью Украины». Начали анализировать указанную проблему. Согласно результатам социологических исследований, оказалось, что одной из главных причин низкой рождаемости является необеспеченность молодежи жильем. «Сколько бы мы ни писали на билбордах призыв «Кохаймося!», но если негде будет поселить плоды этой любви, результата не получим», — заявил самый младший депутат парламента 29-летний социалист Евгений Филиндаш.
А пока жилья и перспектив его получить нет, молодежь проводит свободное время где придется. С парламентской трибуны прозвучала неутешительная статистика: 31% молодых людей развлекается на улице, 21% — в кафе и барах, и только 3% посещают библиотеки, 2% — секции и клубы по интересам. Отсюда — в соответствующих пропорциях и духовные начала и патриотизм.
Шесть тысяч зарегистрированных в Украине молодежных организаций объединяют в своих рядах только около 2% молодежи. В столице, по данным социологического исследования, проведенного Молодежным центром политики и информации в декабре 2006 года, среди молодых людей 14—35 лет 80% респондентов не знали о деятельности ни одной молодежной или детской общественной организации, и только около 1,5% опрошенных являются или были членами различных молодежных объединений.
Говорят, что рыба гниет с головы. Если присмотреться внимательно, становится ясно, что интересы украинской молодежи — а это треть всего населения — во властных коридорах представляют «старшие товарищи», далекие от проблем современного молодого человека, как граммофон — от МР3-плейера. В высших эшелонах власти иногда можно видеть молодые лица, но эти исключения только подтверждают правило: молодежная политика является зеркалом политики «взрослой», с ее неизлечимой болезнью кумовства в частности. «Когда смотрю на партийные списки, мне становится грустно, ведь большей дискредитации молодых людей, чем теперь, трудно представить: когда каждый второй молодой депутат — или брат, или сын, или племянник какого-то политика высшего уровня», — заявляет глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Николай Томенко.
Очевидно, парламентские слушания должны были стать барометром, который показал бы проблемы молодежных организаций и пути их решения. Вместе с тем никаких конкретных предложений, как менять законодательную базу, кроме, разве что, содержащихся в выступлении Андрея Черных, координатора Молодежной общественной коллегии при председателе Верховной Рады Украины, не прозвучало. После рождественских каникул в Министерстве семьи, молодежи и спорта состоится встреча с молодежными общественными организациями. Может, министерство и сами «молодежки» за время праздников подготовятся к этой встрече более основательно?