За годы советской власти русское старообрядчество на территории Украины понесло колоссальные духовные и материальные потери. Его численность уменьшилась в 5 раз. С одной стороны, старообрядцев преследовали, как любую другую религиозную конфессию, а с другой — из-за его весьма заметной причастности к торгово-промышленному сословию Российской империи.
К сожалению, нынешняя украинская власть воспринимает старообрядчество как явление чужеродной культуры, которое не соответствует современным национальным стандартам и стратегиям. Русское старообрядчество действительно не является прямым носителем украинской культуры, однако его по праву принято считать продолжателем древнерусской христианской православной традиции в повседневной жизни, в быту.
Погоня за старинными старообрядческими ценностями началась еще в 70-е годы ХХ в. Уже тогда представители преступного мира стали составлять «конкуренцию» академическим и университетским ученым. Тем не менее, в то время они действовали более цивилизованными методами, а разгул бандитизма начался с распадом Советского Союза и образования ряда независимых государств. Финансирование полевых археографических исследований приостановили, и много научных программ было свернуто.
Снижение жизненного уровня населения Украины привело к созданию сети преступных организаций, которые, не опираясь на моральные и религиозные принципы человеческого существования в обществе, развернули ужасающе безнравственное дело. Государство в этом направлении проявило полную безответственность, в то время как бандиты изобрели новые методы воровства и каналы сбыта церковной старины.
За последние годы во всемирно известном духовном центре старообрядчества — с. Белая Криница Глыбочицкого р-на Черновицкой области — украдено
30 старинных икон ХІV—
ХVІІІ вв., кованное серебром Евангелие, чашу причастия, другую церковную утварь. Несколькими годами ранее из Белокриницкого музея древнерусского искусства был украден памятник национального значения — знаменитая Острожская Библия. По сведениям председателя Шурской старообрядческой общины Е.И. Перфилова, в с. Шура-Копиевская Тульчинского р-на Винницкой области старообрядческую церковь грабили 10 раз. Украли 150 наиболее ценных икон.
В с. Новая Некрасовка Измаильского р-на Одесской области Введенскую старообрядческую церковь грабили три раза. В
1996 г. было украдено 28 икон, в 1999 г. — 14, в 2000 г. — 8 икон. В 1999-м настоятель общины отец Кондрат Кляузов немедленно информировал милицию. Образа были обнаружены и арестованы на украино-молдавской границе. Следствие продолжалось три года. Наконец иконы были возвращены Ново-Некрасовской общине, а через год снова украдены. В 2006 г. украдено
16 икон из Иванобогословской церкви с. Старая Некрасовка Измаильского р-на Одесской области. Из старообрядческой церкви с. Приморское Килийского р-на Одесской области было украдено 56 дорогостоящих икон, три Евангелия в окладах, в т. ч. одно в серебряном киоте, серебряную чашу, два евхаристических сосуда, серебряную ложицу и т. д.
В г. Хотин Черновицкой области старообрядческий храм грабили 5 раз. С 2000 по 2004 г. украдено более 50 икон. В с. Балки Барского р-на Винницкой области из местной старообрядческой церкви украдено 9 образов. В г. Килия Одесской области (несмотря на то, что церковь и все ее имущество сгорело во время пожара 1996 г.) украдено 11 икон. В с. Никольское Светловодского р-на Кировоградской области за один только раз из церкви похищено 90 образов. По словам местного участкового инспектора милиции Юрия Чимадура, последнее ограбление произошло осенью 2006 г., личность вора установлена. Он совершил семь ограблений жителей с. Никольского и украл не менее 20 икон. Вообще в этом селе из Рождествобогородицкого старообрядческого храма было украдено не менее 200 икон. В церкви остались только те, которые, по словам главы Русской православной старообрядческой церкви в Украине архиепископа Савватия Киевского, никому не нужны. Но тот же инспектор заявил, что у жителей села украдено значительно больше икон. Все преступления раскрыты, но ни одной иконы собственникам не возвратили.
Интерьер церкви в с. Зыбком |
В последние годы резко возросла численность грабежей гражданского липованского, некрасовского и кацапского населения Украины, а их формы приобрели особую жестокость. То, что для старовера веками составляло наибольшую святыню, превратилось в предмет унижения человеческого достоинства, стало причиной насильственной смерти.
Ежегодно в г. Килия совершается четыре-пять, в с. Приморском девять-десять случаев краж икон липован. В 2007 г. в г. Балте Одесской области среди белого дня была избита Ефросиния Полякова, которая через два месяца умерла. Украденные у нее образа так и не были найдены, хотя заявление в органы внутренних дел подавали. В с. Приморском сначала запугали, а потом убили Ефросинию Сироткину. В 2006 г. обокрали председателя Приморской старообрядческой общины Дарью Горшкову. У попечителя церкви вырвали дверь, когда муж пытался закрыть их перед преступниками. Пока он противостоял ворам, один из них разбил окно, залез в дом и вынес все иконы. Подобным образом у себя дома был убит житель с. Мирное Килийского р-на Одесской области старообрядец Смирнов. В г. Вилково Одесской области дошло до того, что верующие старообрядцы днем боятся покинуть свои дома.
Криминальное воровство в последние годы достигло своего апогея. Бандиты, получив поддержку иностранных адвокатов, перекупщиков, владельцев антикварных магазинов, свободно разъезжают по всей Украине, толкая самих старообрядцев к правонарушениям, покупая старинные иконы разграбленных церквей и частных лиц. К примеру, старообрядческая церковь с. Бросков Тывровского р-на Винницкой области грабилась под заказ винницкого коммерсанта. В 1998—2001 гг. в Борскове, Кругах (Тывровского), Жуковцах (Жмеринского) р-нов Винницкой области и других окружающих селах, действовала бандитская группа из 5 молодчиков. Ими обворованы старообрядческие церкви в указанных населенных пунктах. Дело об ограблении церквей проходило в суде как дополнительное, однако на его решение совсем не повлияло.
В г. Вилково, в Доме быта (возле рынка) некий киевлянин открыл лавку и занимается скупкой антиквариата. Ее работа толкает на преступления многих вилковчан. В г. Килия скупкой икон занимался местный житель. В г. Светловодске Кировоградской области антиквариат покупает фирма «Ирина» — органам внутренних дел хорошо известно, что похищенные в селе Никольском образа продавались именно этой фирме. В г. Хотине Черновицкой области обменом старинных образов на современные штампованные занимаются приезжие из Киева «художники».
В ночь с 1 на 2 марта 2008 г. в очередной раз ограблен Покровский старообрядческий храм в пгт Брацлав Немировского р-на Винницкой области. Было украдено 16 икон, в основном образа Иоанна Богослова, Деисус (Спасителя, Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя), Федоровскую икону Божьей Матери и Всех скорбящих радость. Все подозрения падают на местного коллекционера и его брата-одессита, который работает в пароходстве и отправляет иконы за рубеж. Воры приезжают и открыто заявляют о своем намерении приобрести иконы, а если получают отказ, то ночью крадут их.
Преступления совершаются при поверхностном подходе или бездеятельности органов внутренних дел в разных регионах Украины. Складывается впечатление, что бандиты находят со стороны милиции полную поддержку. Она формально подходит к расследованию разграбленных старообрядческих храмов, а в отдельных случаях (как это случилось в г. Бершадь Винницкой области) даже просит не писать заявлений. Однако в той самой Бершади пойманных буквально на месте преступления воров защищали иностранные адвокаты. Бандиты остались ненаказанными. В с. Приморском при каждом ограблении церкви заявляли в милицию, которая приезжала, и ничего не находила. Местным липованам известно, что их грабили воры из Вилкова и из Молдавии.
За годы независимости из храмов Русской православной старообрядческой церкви (не принимая во внимание частный сектор) украдено минимум 2 тыс. старинных староверческих икон на сумму (по самым скромным подсчетам) более 40 млн. грн. В среднем украденную икону продают с первых рук за 300—400 грн., тогда как до коллекционеров она доходит за 10 тыс. грн. Среди старообрядческих икон встречаются образа, внесенные во Всемирный каталог драгоценных икон, тогда они оцениваются от 4 до 20 тыс. долларов США (каждая). Старообрядческая икона стала основным объектом охоты преступников. Она превратилась в предмет легкой наживы, быстрого обогащения перекупщиков.
Органы внутренних дел обвиняют в воровстве самого главу Русской православной старообрядческой церкви в Украине, который, добиваясь правды, трое суток провел в Управлении МДВ в Кировоградской области. Если не считать морального ущерба архиепископа, результат расследования нулевой.
Очевидно, если поставленная проблема не будет решена в кратчайшие сроки, то через 5—10 лет Украина останется с пустыми старообрядческими церквами. И наконец, украинскому правительству, а особенно президенту Украины В.Ющенко — любителю антиквариата и ценителю старообрядческого наследия, — следовало бы задаться вопросом: а каким образом старинные иконы поступают на этот рынок?