«Ой, у нас вчера такое сильное служение было…» Моя подруга стала посещать харизматические служения в церкви «Победа» совсем недавно. Раньше она ходила в православные церкви. Жизнь ее не баловала: осталась одна с двумя сыновьями, на которых так и сыпались неприятности, тяжелая обстановка на работе, безденежье. Но своему веселому нраву и открытости в общении она не изменяла никогда. Вот только в последнее время она стала уходить в себя, отвечать невпопад, убегать в рабочее время на какие-то молебны и радения и отрешенно улыбаться в ответ на выговоры начальства.
- Вы тут сидите, а надо немедленно всем идти к Богу. Он любит вас! Узнав адрес Бога, я тоже отправилась на это служение. Черный пастор, не лишенный, впрочем, обаяния, учил со сцены путям ухода от греха. Проповедь была очень доступной и актуальной процентов для шестидесяти слушателей - молодежи, поскольку речь шла о вреде браков между верующими и неверующими, к коим причислялись все, не принадлежавшие к харизматическому течению. Пастор как талантливый шоумен легко двигался по сцене и непринужденно общался с залом. По действием его слов, музыки и примера соседей публика поднималась с мест, поднимала руки, закатывала глаза, потом кто-то начал издавать непонятные звуки. Я почувствовала, как волна экстаза поднимается и вот-вот накроет зал… Сначала было смешно. Потом страшно. Потом нервы мои сдали. Я встала и ушла. «Куда же вы, - спросили меня у выхода, - еще будет самое интересное - исцеление». Но мне и так показалось, что я слишком здорова.
С тех пор прошло три года. На днях я встретила эту свою подругу на улице. Мы не виделись уже давно. Кажется, она так и не вспомнила моего имени. «А как дети?», - спросила я. «Не знаю, - был ответ. - То есть хорошо, конечно. Ведь я отдала их Богу…» Тогда мне казалось, что случай единичный, и дело все в том, что она слишком легко поддается влиянию. А потом узнала, что с харизматическими церквями связаны и более драматические истории.
О царстве духа
Для начала, конечно, следовало бы внести ясность, что именно понимается в данном случае под тоталитарной сектой и почему мы склонны причислять к ним харизматическое движение, представители которого усиленно сие отрицают. Тоталитарная секта имеет, как правило, лидера (или нескольких), пользующегося неограниченным авторитетом у членов секты, или господствующую идею, образ жизни (или образ мыслей), диктующий активное, даже агрессивное неприятие любой альтернативы. Лидер, как правило, обладает харизмой, что по-гречески означает «дар», «дар святого духа», «благодать».
Александр Бондаренко, психолог: - Явление харизмы довольно хорошо исследовано. Макс Вебер писал, что харизмой можно признать качество человека, признаваемое людьми необычайным. То есть объективных измерений харизмы нет - «признаваемое», то есть уже основанное на вере, а не на анализе. Ученые разобрали механизмы рождения харизматического лидера и нашли несколько необходимых для этого компонентов. Во-первых, нездешнее происхождение. Поэтому Наполеон, например, корсиканец, а Джуна ассирийка. Второй компонент - несовершенство, то есть он маленький, лысый, картавый или болен чем-то - это идеально, поскольку это сразу выделяет его из общей массы. Третье - компонент призвания. Когда человек принимает на себя миссию, он провозглашает, что ему был голос свыше или видение, открывшее в нем призвание. Следующее - это наличие гонения и бойцовской позиции: хорошо, если он пострадал, побыл жертвой, он должен произнести что-то вроде «я буду идти до конца», «мы находимся в тяжелой ситуации» плюс намек на то, что есть кто-то или что-то, что из этой ситуации поможет выйти. Кроме того, должно быть определенное ритуальное постоянство - жесты, эмблемы, театрализация - и наличие одной и той же мысли, которая повторяется как мантры. Обязательно иметь отличный от других стиль жизни, особенно хорошо, если есть мистический компонент. Вообще, это очень важно для харизматического лидера - тайна: непонятно какая сила им водит, «как он это делает», и обязательно - наука этого объяснить не может.
Врагом номер один харизмы является критика, особенно с позиций здравого смысла. Поэтому от критики приверженцам харизматического движения надо защищаться. Как правило, они делают это, ссылаясь на совершенно невозможных врагов или роковые стечения обстоятельств.
Лидер, конечно, не появляется сам по себе. Для него должна быть ниша и должна быть волна. Здесь задействованы массы. Харизма опирается на архаические структуры психики. На те, которые отвечают авторитарному, патриархальному социуму. Должна быть какая-то тягостная, кризисная ситуация, в которой люди осознают свою беспомощность. Тогда появляется либо поэт, который пишет хорошие стихи, имеющие резонанс в человеческих душах, либо харизматический лидер, заявляющий, что имеет глас свыше, завоевывающий массовое сознание через масс-медиа, листовки на столбах и прочее. Потом надо достать денег, чтобы продержаться первое время, пока образуется вокруг группа людей, горящих энтузиазмом, дать им средства для жизни и оружие - не обязательно явное, это должно быть что-то такое, что даст им возможность почувствовать свою значимость. И используя все эти средства вербовать верующих, которые должны регулярно выполнять определенные ритуальные действия и собираться на коллективные радения. В общем все это очень просто. И поэтому страшно. В принципе, в обществе, где закон слаб, если возникнет такое объединение и оно сумеет раздобыть денег, может произойти все что угодно.
Тем более у нас сейчас для таких сект очень благоприятная почва. Психологическое состояние людей неустойчиво. Во всех нас изначально живет неизбывное желание к кому-то прижаться, пожаловаться. Особенно женщины и подростки этому подвержены. Они чаще всего и идут в клубы собаководов, самодеятельность или такие секты. Это люди обычно с интеллектуальным уровнем выше среднего, но слабеньким личностным эго. Слабое личностное эго - это вообще свойственно нашей культуре. А слабое эго ведет не к нормальному конструктивному разрешению кризисной ситуации, а к бунту. Из-за слабенького эго нет источника внутреннего саморазвития, поэтому надо иметь внешнего врага, и хочется отдаться какой-то силе, кому-то, кто знает этого врага и может рассказать, как с ним бороться.
Исходя из этого комментария, легко заметить, что формирование религиозной харизмы в принципе ничем не отличается от формирования харизмы политической.
Легко понять также, почему, например, среди харизматических проповедников столько «не наших», и почему даже «наши» норовят говорить с акцентом. И главное, почему наших людей так тянет в эти церкви. Конечно, на нашей земле так здорово это все прижилось не случайно. Не только потому, что в стране кризис (хотя это не последняя причина). Просто это движение эксплуатирует черты, близкие нашей ментальности. О присущей нам слабости, о том, что Бердяев назвал в свое время «вечно-бабьим в русской душе», желании отдаться какой-то силе, к тому же старательно культивируемое в нас в течение 70 лет нашей истории, уже было сказано выше. Со Страшным судом у нашего народа отношения почти интимные (вспомнить хотя бы украинскую иконографию). Ведь по сути, заморские проповедники предложили нам оптимальную модель Страшного суда - суда, который совершается над тобой каждый день. Тебе уже не надо ждать конца света или конца собственной жизни - ты судим, вознаграждаем или наказываем прямо сейчас - очень подходит нашему человеку, не верящему в долгосрочный кредит. Правда, это началось немного «не по-нашему». Это их Бенджамин Франклин перевел отношения с Богом на язык бухгалтерского учета, заявив, что размеры твоего капитала и есть мерилом твоей добродетели перед лицом Бога. Нам это, конечно, не подходит. Но у харизматов немного не так. Поскольку это негритянский вариант американского христианства, со всеми этими экстатическими танцами, песенками и прочими дрыгоножествами и рукомашествами, им не совсем подошел аскетизм a la Франклин и они перевернули его учение с ног на голову. Если «первый буржуа» считал, что, работая и зарабатывая деньги, ты следуешь помыслам Бога, то нам предложена к рассмотрению модель «следуй помыслам Бога, и у тебя появятся деньги, ну и еще много всяких хороших вещей». То есть они как раз предлагают совершенствоваться в духе, а все остальное само в руки упадет. А это уже по-нашему, по-славянски - абсолютный примат духа над грубой материей. Бедность, физическая и умственная ущербность, «убогость» по-русски, ставили человека традиционно на Руси гораздо ближе к Богу, чем иные прочие «нормальные» к нему располагаются. Правда, некоторые импортные проповедники не учитывают этой национальной особенности и обвешивают себя золотыми побрякушками. Но, видимо, они уже заручились неограниченным авторитетом как лидеры. Это не так сложно в наших условиях, как может показаться. Поскольку эти люди дают пастве то, за чем она к ним приходит, - четкие алгоритмы поведения «на каждый день». Вам известна эта типично американская черта хотя бы по названиям книжечек «Как преуспеть» или «Как я стала чувственной», где подробно и доходчиво описано, какие именно шаги вам следует предпринять на данном поприще. Таким образом можно говорить также о примате веры над разумом, и станет понятным, почему так хорошо приживается на нашей почве тоталитаризм как в религиозной, так и политической сфере.
В принципе, харизматизм, как и любая ересь, претендует на «чистоту веры», близость к традициям первохристианских общин, простое и единственно верное толкование Библии. Поэтому они оставляют за собой право евангелизации, то есть фактически «обращения в христианство». Разумеется, Украина не является территорией, которая подлежит евангелизации, так как имеет статус христианской уже больше тысячи лет. И евангелизация при таких условиях несколько напоминает «отбивание» прихожан у других конфессий, более для этой территории традиционных. Но, во-первых, за время господства развитого социализма Украина стала официально атеистической. Во-вторых, родная православная церковь сейчас пребывает в состоянии кризиса - раскол и постоянные дрязги не играют в ее пользу в глазах потенциальных прихожан. Кроме того, миссионерства (т.е. «евангелизации» в полном смысле этого слова) в Украине фактически никогда и не было. Христианство, едва появившись на Руси, очень быстро приобрело статус государственной религии, «религии власти», которая, разумеется, была, как и власть, в то время почитаема, но «страшно далека от народа» в плане канона службы и догмата. В отличие даже от своего «соседа» католицизма, которого с самого начала его существования раздирали еретические учения, что, разумеется, иногда заставляло его пересматривать канон и модернизировать службу, православие пользовалось неограниченной поддержкой со стороны государства и становиться более демократичным, как-то меняться, «идти в массы» не намерено и теперь. Ну а сегодня православным лидерам просто некогда спорить по поводу реформ религиозного толка, у них есть дела поважнее человеческих душ, ищущих Бога. Борьба за власть, например. Но если кто-то ищет Бога, то ему обязательно помогут его найти. Не свои, так чужие.
Х-файлы,
или охота на ведьм?
Одним из обвинений, наиболее часто звучащих в адрес харизматического движения, стало обвинение в злоупотреблении психотехниками. Это тоже роднит их с практиками первохристиан и негров Америки. В свое время в эпоху канонизации христианства доступ к некоторым частям богослужения закрыли для женщин и юных участников молебнов, поскольку они слишком легко впадали в экстаз, а «время чудес» и спонтанных пророчеств в истории христианства на тот момент закончилось. Христианство становилось «респектабельным», экстатичность ушла из него. Но практика впадения в транс и получения таким образом «откровения» осталась неплохим вариантом для всех последующих ересей на почве христианства. Причем канонизованным Библией. Если вы попробуете обратить внимание прихожан на «ненормальность» их поведения, они немедленно отошлют вас к популярным сюжетам «прозрения на пути в Дамаск» и сошествия Святого духа на апостолов, в результате которого они заговорили на иных языках.
Разумеется, речь в указанных фрагментах идет о трансе, и если обратиться к комментарию психолога, приведенному в начале статьи, станет ясно, что эти техники действуют на уровне архаических структур сознания, что роднит практики молебнов харизматов с сеансами шаманизма (роднит, но, разумеется, не подменяет одно другим). Способы подобного влияния хорошо известны и описаны не только в научной, но и популярной литературе: использование определенной музыки, движений, интонаций, которые кажутся неестественными независимому слушателю и быстро утомляют, групп слов, за которыми закреплены в сознании определенные реакции (это иногда называют «кодированием», что не совсем верно) и самое главное присутствие и действие «провокаторов» - людей, заводящих толпу собственным примером. Во время харизматической службы каждый следующий этап вхождения в экстаз (от легкого покачивания головой до выкрикивания непонятных слов и конвульсий) проявляется сначала у единиц и только потом подхватывается основной массой. Эти «единицы» - необязательно «подсадные утки», скорее всего это люди, легко поддающиеся влиянию или уже основательно «втянувшиеся».
Итак, мы имеем здесь дело с довольно простыми, даже примитивными психотехниками, действие которых может оказаться необратимым. А это бывает не со всеми психотехниками, к которым можно отнести все, что как-то меняет исходное состояние сознания человека, - творчество, любая молитва, страсть и даже просто общение с себе подобными. Психотехники, используемые во время богослужений харизматов «длительного действия». Если вам приходилось сталкиваться с людьми, аккуратно посещающими эти богослужения, вы могли заметить, как сильно меняется человек, попавший в эту компанию. Начиная с презрения к логике - вместо нее в действие вступает архаическое мышление или так называемая «логика мифа», в которой причинно-следственная связь подменяется «желанием Бога», т.е. будет не то, что логически вытекает из твоих действий, а то, что пожелает Бог. Подход, безусловно, удобный - он снимает с человека ответственность за его действия, вернее, гораздо чаще бездействия. Реакция на любую критику с позиций здравого смысла тоже из области абсурда: устами каждого критика говорит ни много ни мало сам дьявол. Как не вспомнить тут приведенные выше характеристики нормального харизматического движения - изобретение внешнего врага и надежных способов защиты от критики.
Здесь, между прочим, кроется одна из причин популярности движения. Богослужения, которые независимому наблюдателю сильно напоминают какие-то шоу, действуют на включенных в него участников, как сеансы психотерапии. Замечено, что люди попадают в эти церкви в результате каких-то жизненных потрясений, кризисов, просто в состоянии неуверенности и страха перед грядущим днем, повергающим в депрессию. То есть в тех ситуациях, когда в цивилизованном мире человек направляется к психотерапевту и с его помощью приводит себя в порядок. Нашему человеку этот путь закрыт в силу традиции (пойти к психологу означает для него признать себя «психом»), и просто отсутствия широкой сети подобных служб психологической помощи. Поэтому выходов не так много: либо взять себя в руки, что под силу далеко не каждому, уйти в запой или поддаться на уговоры и сходить на службу, которая оказывается возможностью «психологической разгрузки» хотя бы за счет того, что тебе указывают на корень твоих зол (козни дьявола) и пути его преодоления.
Но на этом действие используемых психотехник не заканчивается. По свидетельствам родственников «добрых прихожан», после регулярных посещений собраний у некоторых из них происходит «привыкание» - они не могут не пойти на очередное служение, проводят там все больше времени, иногда уходят из дома совсем, а если кто-то попытается стать на их пути в церковь, то и разгром в квартире устроить могут. Падение интеллектуальных показателей, обнаруженное с помощью тестов типа ММР1, вполне закономерно, если учитывать презрение к логике. Если ребенок уходит из дома, где «его никто не понимает», - это плохо, но объяснить можно и без ссылок на пагубное действие психотехник, но когда человек одурманен настолько, что забывает, где что находится в доме, в котором он прожил почти всю жизнь, отдает «на нужды церкви» последние сбережения, или когда он «по зову Бога» готов ехать на плантации рубить тростник и вкалывать там за бесценок «в пользу голодающих христиан Африки», - это уже настораживает. По сравнению с этим процедура изгнания бесов или общение с духом святым на «птичьем языке» - шоу доморощенных «кашпировских». Тут закономерно возникает вопрос о глубине проникновения в человеческую психику.
И начинается область фантастики. Например, исцеления духом святым. Самый серьезный козырь движения. Вам представят десяток людей, которых регулярными «возложениями рук» и молитвами исцелили от самых фантастических болезней. Если вы решите избавиться от насморка и попросите за вас помолиться, вам тоже не откажут. Уверяю вас, ваших «целителей» неудача не смутит нисколько, ведь она означает только одно: над вами сильная власть дьявола, а потому вам совершенно необходимо посещать богослужения, и тогда насморк ваш в конце концов пройдет.
В связи со всем этим в прессе относительно этого движения прошел целый шквал публикаций о «зомбировании», «кодировании», «психогенераторах», «галлюциногенах» и прочих страшных вещах, воссоздающих гнетущую атмосферу сериала «Совершенно секретно». Вынули на свет Божий призабытый, но по-прежнему грозный призрак Белого братства, чтобы было с чем аналогию проводить. Впрочем, судя по всему, нового Белого братства не будет - слишком свежо предание. Будет, то есть уже есть, нечто новое, учитывающее опыт предшественников, - умело балансирующее «на грани фола», значительно более массовое. «Тоталитарная секта с человеческим лицом». И я совсем не собираюсь успокаивать читателя, но тем не менее «здесь все проще». Да, перечисленные выше вещи очень интересны, с точки зрения детективных романов о деятельности КГБ и уже упомянутого сериала. Но это слишком сложно и громоздко для «массового потребления». Да, здесь все проще, и в отличие от «психогенераторов» и «зомбирований» все в рамках закона, прицепиться не к чему. А что касается самих по себе техник, на которые приверженцы рационализма обрушиваются, как на что-то противоестественное, то делают они это совершенно напрасно, путая грешное с праведным. Поскольку жизнь человека - материя неоднородная и присутствие иррационального в ней тоже отрицать не стоит. Техники эти известны человечеству с незапамятных времен и они сами по себе естественны более, чем применение презерватива. Посредством лишения себя пищи и сна (например, всенощная в конце поста), выполнением каких-то определенных действий доводили себя до экстаза не только «служители культов» (хотя именно среди них это было особенно популярно), но и прочие чудаки - поэты, художники, философы и даже ряд солидных ученых. Дело, таким образом, не в самой психотехнике, а в том, кто, для чего и как ее использует и какие последствия все это имеет как для психики каждого «пациента», так и для общества в целом. Спичка, как известно, может стать причиной пожара. Но никто не запрещает из-за этого спички - просто учатся правильно ими пользоваться. Есть вещи, от которых нас может защитить только знание. Например, психотехники.
О граде земном
и граде Божьем
Как уже было замечено, для успеха харизматического движения абсолютно необходима кризисная ситуация. То есть налицо процесс глобальных перемен, сопровождаемый переоценкой традиционных ценностей. Основной тезис эпохи - «так жить нельзя». На этом играют политики, стремящиеся сделать карьеру, на этом же играют «пророки», предлагая вам здесь и сейчас вполне приемлемую замену всем тем традиционным ценностям, которые «себя не оправдывают». Традиционные ценности нынче не в моде, как не в моде нынче и весь этот Град земной, где человек брошен наедине со своими проблемами. Зато теперь мы имеем возможность прямо здесь и сейчас обрести Град Божий.
Если вы считаете это иносказанием - совершенно напрасно. Среди документов, посвященных харизматическому движению, особенно привлекает внимание один - «Статут Всеукраїнської громадської організації ВООЗ». По официальной версии, возникла она как предвыборное объединение или политическая партия. Впрочем, принимать участие в выборах это объединение не стало, и есть основания предполагать, что это и не было их целью - харизматам вполне хватило участия в предвыборных компаниях других партий, которые, из вящего почтения к Всевышнему, надо думать, включили в свои списки представителей движения.
Факт создания и устав ВООЗ снова отсылают нас к комментариям психолога, отметившим, что для успешной реализации харизмы на определенном этапе происходит институализация движения. Своими основными задачами организация фактически дублирует функции государства на его «слабых фронтах», как-то: содействие росту экономической мощи Украины путем создания предприятий, где практически будут проводиться в жизнь христианские принципы организации труда. Трудно представить себе, что такое «христианские принципы» в данном контексте. По некоторым документам, на «христианских предприятиях» (например, фирма «Валента») существуют принципы: обязательное посещение харизматических служб под угрозой увольнения и отчисление десятой части с каждой зарплаты (тоже принудительное, судя по жалобам родственников). Такие «христианские принципы» уже «проведены в жизнь». Дальше - немалый список направлений деятельности, начиная с организации библиотек, заканчивая внешнеэкономической деятельностью. Впрочем, самое интересное содержится даже не в уставе - это ведь всего-навсего документ, который должен быть утвержден Министерством юстиции, формулировки здесь темные, неясные и слишком общие. Интересно приложение к уставу, где перечислены работы и услуги, оказываемые этой организацией. Здесь перечислен ряд служб, имеющих символические названия, охватывающих основные сферы жизни: образование и профориентация, медицина, сельское хозяйство и промышленное производство, строительство, юридическая служба, банковская, бухгалтерская, служба охраны, «альтернатива армии» (служба по ликвидации ЧС) и даже полиция морали. Все, разумеется, по лицензиям и разрешениям. Государство должно само санкционировать появление внутри себя «Нового Иерусалима», проекты которого в истории человечества появляются тогда, когда старый «Вечный Рим» никуда уже не годен.
Интересно, разумеется, кто же может стать гражданином этого воплощения «Града небесного». Это тоже оговорено в приложении к уставу. Вступить в организацию может каждый, при наличии рекомендации руководителя местной церкви. Заодно происходит перепись всех работоспособных христиан, желающих вступить в организацию, по профессиональному признаку с перспективой устройства на работу. Итак, церковь готова обеспечить своих послушных «граждан» работой и средствами к жизни. Конечно, придется отдавать часть заработка «на нужды», но ведь государство тоже берет налоги. И я не удивлюсь, если в «Новом Иерусалиме» социальные проблемы будут решены гораздо быстрее, чем в «Граде земном». Потому что в новом граде, в отличие от старого, есть Верховная Идея (имя Бога), строгая иерархия и суровая (чуть не написала «партийная») дисциплина. А что еще надо «идеальному государству»? Материальная база разве что. Но, судя по всему, она у них есть и вполне солидная. Движение-то «раскручено» по всем правилам шоу-бизнеса.
О царстве кесаря
Ко всему сказанному выше можно отнестись двояко. С одной стороны, «ну и слава Богу, что хоть кто-то порядок в стране наведет», с другой, наверное, все-таки важно, кто именно это сделает и для чего. И таким образом мы возвращаемся в «царство кесаря», которое вряд ли обратило бы внимание на харизматическое движение. Но харизматы полезли в «святая святых» - в политику. Если проследить газетные публикации, переписку харизматических деятелей и должностных лиц по этому вопросу, привлеченные «к делу» письма пострадавших, то легко заметить, что столь великий интерес к деятельности харизматических церквей возник сравнительно недавно - летом 1997 года. То есть с началом активизации политической жизни страны в связи с грядущими выборами. Трудно предположить, что это простое совпадение. Вы помните, когда к вам впервые в вашей жизни подошел «юноша бледный со взором горящим» и предложил поближе познакомиться с Богом. Примерно лет семь-восемь назад? Вот тогда-то все и началось. Примерно на 1992-93 годы припадает всплеск активности «евангелистов», и уже тогда даже простому здравомыслящему гражданину стало примерно ясно, какого толка это движение и каковы его масштабы. В 1993-м приехал в Украину Сандей Аделаджа (пастор церкви «Слово веры»), имя которого сейчас не сходит с уст как защитников, так и противников этого движения. Но столь пристальное внимание властей (да и прессы) все это вызвало только в предвыборный период.
Это, разумеется, не сыграло на имидж государства, поскольку дало право оппозиции расценить и афишировать это как проявление политической борьбы, фактически дало ей в руки козырь: теперь государство выступает в роли монстра, устраивающего гонения на истинную духовность ради защиты своего политического интереса, но «гонимую духовность» поддерживают гонимые же, а стало быть - праведные политические силы. Заодно они получают поддержку пусть не самой многочисленной, зато самой дисциплинированной и «тренированной в вере» (т.е. открытой умелому влиянию) части электората, а также карт-бланш на использование имени Бога в предвыборных агитках со ссылкой непосредственно на пророков и апостолов при информационном спонсорстве церковных «авторитетов».
Есть основания предполагать, что толчком к активизации компании противостояния засилью харизматизма в Украине стало почти смехотворное заявление пастора Сандея о том, что он станет Президентом Украины. Во всяком случае это заявление обошло почти все газеты, на движение обрушился вал критики, а на самого пастора - шквал неприятностей: сначала ему не хотели продлить визу, потом запретили проповедовать, потом потащили на свет Божий его финансовые делишки, ну, и до его проповеднической деятельности добрались. Как будто в течение предшествующих пяти лет он занимался чем-то другим.
В общем-то любому здравомыслящему человеку ясно, что заявление это абсурдно: за оставшиеся до президентских выборов два года вряд ли произошла бы «харизматизация всей страны» или даже большей ее части - единственное условие, при котором пастор имел бы шанс, правда, все равно лишь теоретический, просунуться в Президенты. Почему же это заявление было так бурно принято прессой, да и властями тоже? Потому что оно указывало на то, что достаточно влиятельный человек с солидной суммой денег и (в отличие от иных прочих кандидатов) искушенный в вопросах харизмы, имеющий репутацию «божьего человека», пускай он нигериец, эскимос или даже марсианин (что, как было замечено, даже играет ему на руку), вполне может хотя бы теоретически составить конкуренцию родным исконно украинским политикам, старательно и цинично пятнающим репутацию друг друга? Выглядит вполне правдоподобно, хоть и несколько экзотично.
С другой стороны, зачем подобное заявление сделал пастор, который, будучи человеком неглупым, конечно, не мог не знать, к чему все это приведет? Можно сделать несколько предположений. Во-первых, весь этот сыр-бор обеспечил Сандею (а значит, и всему движению) неплохое паблисити - отрицательная реклама это тоже реклама. Вполне вероятно, что духовный рынок продукции «от харизматов» оказался близким к насыщению. И эти ребята-дистрибьюторы, пристающие на улицах, примелькались или не выдержали конкуренции с канадской оптовой кампанией. Значит, пора что-то делать, чтобы избежать коллапса. Как известно, политики и звезды эстрады в такие кризисные моменты своей карьеры сознательно прибегают к небольшим скандальчикам, подогретым прессой и разжигающим у публики интерес к их особам.
Во-вторых, интерес со стороны властей может быть истолкован как столь необходимые любому харизматическому движению гонения. Сначала на лидера, а через него и на все движение. Ведь «царство духа» претерпевает гонения со стороны «царства кесаря» именно потому, что оно («царство духа», разумеется) в отличие от «царства кесаря» истинно. Такую же позицию «истинности» относительно государственной религии закрепляет за собой фактом гонений любое еретическое движение, поскольку, став государственной, церковь связывает себя с «царством кесаря», «продается за тридцать сребреников». Добавьте к этому то, что славянам вообще присуща любовь к диссидентству, особенно со стороны «царства духа» (необязательно религии, это может быть поэт, который, как известно, в России больше чем поэт), и вам станет ясно, в каком невыгодном положении по отношению к Сандею и всему харизматическому движению находится государство и «примкнувшая к нему» православная церковь.
То есть, попросту говоря, даже если заявление Сандея, равно, как и организация якобы предвыборного объединения ВООЗ, и не были провокацией, сработали они именно так, полностью сыграв на руку авторам. Удар был нанесен метко - по политической сфере и вовремя - в предвыборный период. Пожалуй, ничем другим так всколыхнуть общественный интерес не удалось бы. Ну, можно было пригрозить самосожжением или захватить Софийский собор, но, во-первых, это плагиат, а во-вторых, так и до суда недалеко.
Итак, государство намерено бороться. Неискушенный читатель может подумать, что харизматы сильно рисковали, идя на такой шаг (если, конечно, они делали это сознательно). Но нет, читатель, риск если и был, то минимальный. Все, что может позволить себе сейчас государство, - это легкие укусы, которые даже гонением назвать сложно - так, жалкое подобие. Никаких аутодафе, ссылок в Шушенское и даже просто судебных процессов средней шумности. На страже спокойного сна представителя любого религиозного направления стоит гарантированный Конституцией Закон о свободе совести. И для того, чтобы какое-нибудь движение запретить, оно должно явно нарушить какие-нибудь законы, тоже гарантированные Конституцией. Здравый смысл подсказывает, что столь глубокое использование психотехники уже может подпадать под закон о праве на охрану здоровья. Но что поделаешь? Понятие психотехники настолько широко и универсально, что в законе так просто не запишешь: «не использовать психотехник», потому что под этот закон подпадут искусство, телевидение, информационные системы и просто общение между людьми. А для того, чтобы психотехники как-то дифференцировать, нужна долгая и кропотливая работа специалистов, которые в конце концов придут к согласию, что вот эти техники вот в таких случаях вредят здоровью, а вот эти вполне приемлемы. Но это из области околонаучной фантастики и сериалов «Совершенно секретно» и «Полтергейст», хотя бы потому, что действие этих техник очень индивидуально и, как и гипноз, зависит от настроя «пациента».
Конечно, хоть это и сложно, выход найти можно. Можно найти другие способы влияния на ситуацию: можно сослаться на то, что люди сильно меняются в своем отношении к миру и близким, что разрушаются семьи, что люди отдают свое имущество церкви, лишая тем самым куска хлеба своих родственников, что в состоянии транса, в которое они впадают, они могут совершать неконтролируемые действия, а значит, они могут быть социально опасны. Но вам тут же ответят, что да, люди меняются, но им становится лучше, да, люди несут пожертвования, но разве можно запретить людям жертвовать Богу? Тем более, что на принципе десятины построены бюджеты почти всех христианских церквей. Итак, надо искать другие пути борьбы.
Все началось фактически в мае 1997 года, когда у пастора Сандея закончилась виза. Председатель объединения независимых харизматических церквей А.Гаврилюк обратился тогда к председателю Госкомрелигии В.Бондаренко с просьбой продлить пастору визу еще на год и дать ему разрешение на религиозную деятельность. Прихожане же церкви «Слово веры», не дожидаясь результата, но, видимо, имея о нем откровение, обратились с просьбой поспоспешествовать прямо к народным депутатам. Госкомрелигии в продолжении визы отказал, но депутаты не могли не услышать «гласа народа» и «похлопотали» за божьего человека. В результате виза была все-таки продлена, но разрешения на религиозную деятельность пастор Сандей не получил. Министерство здравоохранения по запросу Госкомрелигии создал рабочую группу, которая пришла к выводу, что «в проповедях
С.Аделаджи отсутствуют методы гипнотического или биоэнергетического воздействия». Интересно, с каких пор в традиционной медицине понятие «биоэнергетический» стало научным и откуда соответственно МОЗ взяло «ведущих специалистов» в биоэнергетике. Что касается «гипнотического воздействия», то даже студенту факультета психологии известно, что гипноз - это еще не все психотехники. Отрицать же отсутствие психотехник в богослужении любой церкви не станет никто. Вот только насколько необратимы последствия? Жалобы родителей в Госкомрелигии оставались безответными: имеется же заключение специалистов, а ваши дети - это ваши проблемы, вы просто плохо их воспитываете. Таков был ответ государственных мужей. Тем не менее расследованием деятельности харизматических церквей занимаются соответствующие госслужбы, и надо полагать, все самое интересное еще впереди.
Итак Сандею Аделаджи запретили заниматься проповеднической и просветительской деятельностью в Украине (но не он же один занимается этим здесь!), и представители госслужб заверили нас, что государство уже принимает и будет принимать решительные меры, дабы защитить наши с вами души от деструктивного влияния харизматических и прочих тоталитарных сект. То есть можно было бы в конце концов сказать, что государство определилось окончательно и бесповоротно с собственной позицией, но... Нечистоплотные государственные деятели за приличное вознаграждение по-прежнему помогают «развивающейся демократии» если не лицензией на религиозную деятельность, визой или отфутболиванием обиженных граждан, то, по крайней мере, утечкой информации из высоких кабинетов, как это бывало уже неоднократно.
Да и надежной законодательной базы для ведения подобной борьбы в нашем государстве пока нет. Можно было бы обратиться к опыту России, принявшей недавно закон о религии, по которому, чтобы быть зарегистрированной, религиозная община должна просуществовать на территории государства не менее 15 лет, продемонстрировать лояльность и методы воздействия на паству, и если они не будут расценены как вредные, община может быть зарегистрирована. У харизматов, как известно, с трудом набежит десяток лет, да и то только у самых старых церквей. Конечно, всех проблем этот закон в России не решил. Харизматы пока что намерены слиться с пятидесятниками - их взгляды и методы очень близки, а пятидесятничество, как известно, считается традиционным течением на территории бывшего СССР - а там, глядишь, и пятнадцать лет пройдет... Не уверена, что подпольная секта намного лучше явной. Разве что менее массовая. С другой стороны, массовость - основная «убойная сила» харизматического движения, так что оно либо мутирует, либо законсервируется до поры до времени. Но уже само поползновение в защиту душ граждан и традиционного вероисповедания как одного из немаловажных компонентов национальной культуры - уже похвально.
Впрочем, похвально с нашей точки зрения. Принятие этого закона Россией вызвало резонанс не где-нибудь, а в Конгрессе США. За океаном, как оказалось, очень заинтересованы в судьбе наших харизматов. Возможно потому, что США вкладывает денежки в развитие восточноевропейских демократий, а этот закон попахивает посягательством на свободу совести (такова официальная версия). А может, есть и другие причины. Если соскользнуть в область детектива в стиле «полтергейст» и закрутить лихой сюжетец с сетью проповедников - агентов влияния, имеющих почти неограниченную власть над душами и помыслами прихожан, с несметными капиталами транснациональных корпораций, мечтающих о завоевание еще почти неосвоенного рынка... Впрочем, не получится - «империалистическая угроза» нынче не в моде.
Исход
Итак, наша развивающаяся демократия, по крайней мере в том, что касается свободы совести, имеет немного непривычный цвет лица и немного неприятный акцент. К сожалению, для нашей ситуации это вполне естественно. Во-первых, кто платит, тот и музыку заказывает (даже если речь идет о развитии демократии). А во-вторых, пока люди будут искать что-то, всегда будет находиться тот, кто захочет им это дать не без пользы для себя. Хорошо, если это «давание» происходит не во вред ищущим, если ищущий защищен от произвола дающего, приобретающего над ним власть. В идеале функцию защиты несет государство. Впрочем, основная масса наших верующих ищет в церкви поддержки и утешения именно в результате произвола власти, лишающей их уверенности в завтрашнем дне, вселяющей неверие своей лживостью и цинизмом. Природа, как известно, не терпит пустоты, и место авторитета государства не может долго оставаться незанятым. Каждая переломная эпоха в истории человечества обозначена всплесками создания новых путей ко Граду Божьему. Появление такого количества путей и говорит о том, что в Граде земном жить уже просто невыносимо, и в этой юдоли слез и мучений никто не поможет тебе, если ты не станешь на единственно верный путь.
Действия, которые готово совершить сейчас государство в отношении харизматического движения, радикальны: запретить, закрыть, выдворить и т.п. Это, конечно, необходимо. Но ведь свято место пусто не бывает. Что может предложить государство людям, ослабленным борьбой за выживание и полнейшим неверием в возможность достойного земного существования, какую веру, какую идею, какого сильного ведущего? Само оно не готово принять на себя эту роль, так как не пользуется доверием собственных граждан и даже не пытается поднять свой авторитет, не заботясь о создании государственной идеологии, шкалы духовных ценностей, прививаемых с младых ногтей, - единственный путь воспитания патриотизма, уважения к национальной идее и традиции. Единственный способ, в конце концов, заполнить духовный вакуум в обществе. Тогда, возможно, люди станут более критичны в отношении «посланников божьих» и не будут сломя голову кидаться в объятия первому попавшемуся иноземцу, заявляющему, что он знает дорогу к Граду небесному и что «последнее слово всегда за нами».
P.S. На этой неделе представители традиционных для Украины церквей подписали обращение к Президенту Украины, в котором выразили тревогу по поводу широкого распространения неорелигий тоталитарного свойства. Обращение содержит просьбу пересмотреть Закон «О свободе совести и религиозных организациях» и внести в него положения, которые, не ущемляя демократического права граждан на свободный выбор вероисповедания, сделают невозможной деятельность вредных для общества псевдорелигиозных объединений тоталитарного свойства.