Старые иллюстрированные почтовые открытки благодаря достоверности изображения являются важными историческими документами. Выпущено их было в России несколько сотен тысяч наименований. Еще в конце XIX века они стали предметом коллекционирования. Ценность таких собраний увеличивается, если они принадлежат великому человеку, такому, например, как Михайло Коцюбинский.
В фондах Черниговского литературно-мемориального музея М.М.Коцюбинского находятся 300 приобретенных писателем открыток, расширяющих наше представление о его творческих и житейских пристрастиях. Тут очень много крымских пейзажей: Алушта и Алупка, Симеиз и Ялта, Симферополь и ряд других городов. Зарубежные открытки говорят об интересе Михайла Коцюбинского прежде всего к античному искусству, с которым он ознакомился во время своего пребывания на земле Древней Эллады. Чарующие пейзажи Венеции и Рима, восхитительные виды Капри Михайло Коцюбинский, возможно, покупал в книжных магазинах и тавернах, совершал прогулки по острову с Алексеем Горьким. Очень много открыток Мессины, которую украинский писатель изобразил в новелле «Хвала жизни». Большое место в собрании занимают виды Чернигова, Винницы, Киева, Полтавы, Петербурга, Одессы, Львова. В них образ городов, какими они представали перед глазами писателя, а потом - через его произведения - перед читателем.
Особый интерес представляют практически ненаходимые сегодня открытки, посвященные выдающимся деятелям Украины. Коллекционеры знают, что нужно потратить десятилетия на поиски иной открытки этой серии. Впрочем, большие сложности в их приобретении были и в начале века, когда все, что касалось национальной украинской культуры, истории, считалось нежелательным, под разными предлогами запрещалось царской администрацией, уничтожалось черносотенцами. Этим объясняется и отсутствие на них издательских выходных данным. На анонимных открытках, выпускавшихся Петром Барским в Киеве, - портреты Богдана Хмельницкого, П.Конашевича-Сагайдачного, П.Полуботка, Данила Апостола, Павла Скоропадского, И.Франко, А.Свидницкого, О.Саксаганского и Г.Затыркевич-Карпинской.
Эти открытки опасно было держать и в советское время - запросто можно было попасть в «националисты». И, опасаясь неприятностей, их рвали, закапывали, сжигали. Это судьба почти всей украинской исторической открытки того периода. В альбомах же Михайла Коцюбинского они сохранились.
Вдова писателя, дети продолжали пополнять его собрание. Трогательна открытка «Украинская пресса»: среди показанных россыпью изданий - и журнал «Громадський голос» с портретом М.Коцюбинского в траурной рамке.
На открытках 1926 года с портретами родителей писателя текст: «Прибуток іде на збудування у Вінниці пам'ятника М.Коцюбинському». На другой открытке текст: «Жертвуйте на пам'ятник Коцюбинському. Гроші надсилайте: «Харків, Держбанк. Біжучий рахунок 1615».
Сам Коцюбинский был в свое время избран членом объединенного комитета по сооружению памятника Т.Г.Шевченко в Киеве и являлся инициатором издания благотворительных открыток (на изданиях типографии «Час» были портреты М.Кропивницкого, М.Лысенко, М.Драгоманова, А.Олеся и др.) для сбора денег на его постройку. Думается, стоит возродить издание таких открыток - сбор денег на памятники.