Кажется, словосочетание «мормонская олимпиада» стало фразеологизмом. Для рядового американца это высказывание вполне понятно, но в Украине вряд ли многие люди четко представляют себе, кто такие мормоны, или «святые последних дней».
А если вы думаете, что после Олимпиады столица мормонов Солт-Лейк-Сити и они сами уже не будут terra incognita, — с этим можно поспорить: во-первых, атмосфера терактомании, которая, безусловно, господствует на зимних Олимпийских играх, никоим образом не способствует глубоким культурологическим изысканиям; а во-вторых, даже при условиях вашей безграничной любознательности, наибольшее, что вам удастся увидеть — это выступление мормонского хора на церемонии открытия. Заглянуть за кулисы мормоны вам не позволят ни при каких обстоятельствах: их деятельность и они сами не являются публичными, и на то существуют определенные причины.
У каждого грамотного человека, в детстве восхищавшегося приключениями Шерлока Холмса, ощущение того, что с членами церкви «святых последних дней» не все так просто, впервые возникло после прочтения повести Конан-Дойла с жутким названием «Этюд в багряных тонах». В этой повести все изложено именно так, как требуют законы детективного жанра с элементами триллера: ужасные убийства, осуществленные нетрадиционным для европейца способом, преступные сектанты с влечением к групповому сексу, масонские символы и прочие детали, способные повлечь формирование определенных предубеждений и ощущения опасности, связанное с одним лишь словом «мормон».
Кто его знает, как там было у мормонов во времена, когда сэр Конан-Дойл писал свои детективные романы. Нынче о неприятных эпизодах в прошлом мормоны не вспоминают, тем более что им на самом деле есть чем гордиться.
Вот как об этом пишет французский мыслитель Жан Бодрияр в своей книге «Америка»: «Религия в Солт-Лейк-Сити сделалась спецэффектом. При этом весь город заключает в себе прозрачность и нечеловеческие черты внеземного объекта. Симметричная, светоносная, властная абстракция.
Но сам город — словно жемчужина, со своим чистым воздухом и урбанистическими перспективами, от которых перехватывает дыхание и которые еще прекраснее, чем в Лос-Анджелесе. Чрезвычайная роскошь и преданность современному духу этих мормонов — богатых банкиров, музыкантов, всемирно известных знатоков генеалогий, многоженцев».
Архитектурный стиль Солт-Лейк-Сити продиктован удивительной религиозной доктриной мормонов, столь эклектичной по своей сути, что как-то не укладывается в голове, почему эти люди называют себя христианами. Если обобщить все написанное, все выдуманное и правдивое, то история этого достаточно динамического религиозного движения, которое за полтора столетия увеличило количество своих адептов от одного человека до 10 миллионов людей, будет выглядеть примерно так.
Дата становления церкви — 1830 год, а личность ее творца, сына скромного ремесленника с абсолютно незатейливой фамилией Джозеф Смит, никак не свидетельствует о глубинных корнях мормонства, и началась эта история задолго до покорения земель в районе Соленого озера.
В 1820 году Джозеф Смит объявил о видении, в котором ангелы рассказали ему, что он должен возродить прежде утраченную христианами истинную веру. В 1823 году ангел, назвавший себя Мороний, сообщил Смиту о спрятанных «золотых листах» на холме Кумор, содержащих важные сообщения по древней истории Америки. Запрятанное сокровище Смиту разрешено было забрать лишь в 1827 году. Послушно дождавшись нужного срока, он пошел на холм Кумор. После жестокой борьбы Смита с дьяволом высшие существа вручили ему книгу, состоящую из золотых пластин, исчерченных неизвестными письменами особого новоегипетского языка. В комплекте с книгой Джозефу было выдано специальное оптическое устройство, в котором он без особого труда распознал Урим и Туммим (пророческое орудие давних еврейских первосвященников) — именно они помогли ему в переводе рукописи.
Вообще уважаемый основатель мормонской церкви переводил очень много. Посудите сами — кроме своего главного титанического труда, «Книги Мормона» (содержащего около 350 страниц), он «перевел» «Книгу Авраама» с египетского папирусного свитка, написанную не менее чем «собственноручно» библейским Авраамом; «Киндерхукские таблички», автором которых были потомки фараонов. Вершиной его деятельности на переводческой стезе можно уверенно признать пособие начинающего переводчика под названием «Грамматика египетского языка».
| ||
В каждой столице американского штата есть собственный «капитолийский холм» |
Правда, существует и другая версия «перевода» золотых пластин. Немормонские историки убеждены: «Книга Мормона» является творческим переосмыслением фантастического романа «Найденная рукопись» («The Manuscript found»), который в 1812 году написал Саломон Сполдинг, проповедник одной из протестантских сект. Это была выдуманная история так называемых пропавших израильских колен, после исхода из Египта оказавшихся в Америке, положив начало краснокожим индейцам.
Кстати, золотая книга, открытая Смитом, всегда оставалась невидимой, а со временем золотой оригинал мормонской библии был раз и навсегда спрятан ангелами. Так или иначе, но «святые последних дней» выступили в качестве преемников библейских патриархов. Более того — жрецов Египта, правивших так давно, что тогда не было еще фараонов. В условиях тогдашней Америки подобное утверждение, как это ни странно, но сработало.
Толпы неофитов стекались в Индепенденс (штат Миссури), но, встретив дружный отпор местных фермеров, перекочевали в Иллинойс. Там трудолюбивые и вдохновленные высокой идеей своей богоизбранности мормоны превратили пустынный городок Коммерс в цветущий сад. Так появилась «Нову» (Nauvoo) — первая большая община. Количество ее членов в скором времени достигло 40 тысяч человек, а Смит даже выступил кандидатом (хотя и бесперспективным) в президенты США. Договор с властями штата предоставил мормонам определенную автономию, хотя и существовали определенные сложности. В 1843 году Смит по секрету сообщил своим ближайшим друзьям о полученном им небесном откровении, которое приказывало «святым» иметь по несколько жен. Хотя позволялось брать жен лишь из девушек и вдов, фактически пророк посягал и на достоинство замужних женщин. Несколько оскорбленных мужчин восстали против такого «злоупотребления» и стали издавать разоблачительные открытки. Смит с толпой приспешников разрушил и сжег типографию. Во избежание волнений шериф упек братьев Смит в тюрьму, но обозленная толпа взяла ее штурмом и линчевала обоих пророков.
Так в 1844 году мормоны приобрели своих «святых мучеников».
Новый пророк Бригем Янг увел своих последователей на «землю обетованную». Это был беспрецедентный переход через пустыни и горы, требующий многих жертв. В 1848 году они остановились в диком бесплодном месте, в безлюдной долине Солт Лейк — «Соленое озеро». И снова фантастическая вера, безупречная преданность и каторжный труд сотворили чудо. Засушливая пустошь и солончаки превратились в цветущий оазис, в Новый Иерусалим, или Дезерет (что на выдуманном новоегипетском языке означало якобы «медовая пчелка» — она была изображена и на принятом мормонами гербе).
Но возвратимся к основам веры — к «Книге Мормона». Она содержит более 300 цитат из Старого и Нового Заветов, что не мешает ей оставаться «Священной историей первобытной Америки». Христиан, верующих в Бога как Духа, мормоны считают атеистами и язычниками. А боги не вечны, вечной является только материя. Результатом сложного взаимодействия атомных сил (пояснение которого в мормонских книгах крайне запутано) стало верховное божество, андрогин, находящийся в центре мира на светиле Колоб.
Это божество последовательно породило всех других богов и богинь, управляющих звездами и планетами. Тот бог, которого почитают мормоны, не является верховным божеством, а богом планеты Земля. Он — существо материальное, телесный организм, существующий во времени и пространстве, и не может находиться одновременно в двух различных местах.
В этой эклектической смеси древнеегипетского и великого множества других верований каким-то образом остается место для христианства. У мормонов есть свой «символ веры» — Святым первочеловеком у них считается бог Михаил, который в своем воплощении получил имя Адам. Ангелы в «Книге Мормона» — это души умерших.
Далее «Священная история» подражает Библии без особых передергиваний. К числу «нововведений» следует причислить особую роль Америки, о которой, хоть как это ни странно, не имели ни малейшего представления ни библейские патриархи, ни евангелисты.
Мормоны признают четыре основных таинства христианства: крещение, рукоположение в священный сан, брак и причащение хлебом и водой. Крещение позволяется только по достижении восьми лет. Как это ни парадоксально, но оно распространяется не только на живых, но и на умерших. И здесь начинается самое интересное. Правоверный мормон может креститься во имя другого, умершего человека. Для проведения этих актов церковь должна иметь его точные данные. Этим объясняется то упорство, с которым мормоны изучают свои и чужие генеалогические древа. С 1894 года Библиотека семейной истории (Family History Library) в Солт-Лейк-Сити собирает и обрабатывает данные из метрических книг, переписей населения и других документов, содержащих имена людей, прежде живших на Земле. Мормоны заочно включают в ряды своей секты умерших, пополняя списки организации миллионами мертвецов разных национальностей, включая «неверных» и атеистов. Эта скрытая от непосвященных работа сопровождается широкомасштабной деятельностью мормонов по созданию единого Всемирного центра генеалогии, контролируемого сектой «святых последних дней». С 1992 г. они стали активно сотрудничать с архивными управлениями России, Белоруссии, Украины, Грузии, Армении с целью копирования (микрофильмирования) архивных документов. Полученные из архивов копии становятся собственностью корпорации президента мормонов, предоставляемые потом исследователям родословных через его собственную генеалогическую структуру за отдельную плату.
Структура мормонской церкви осталась неизменной со времен братьев Смит — во главе стоит «пророк», он же президент, и два его помощника, один из которых имеет сан «патриарха». Все трое образовывают президентский совет. «Странствующий верховный совет» составляют коллегии из 12 «апостолов» и группа из 70 миссионеров.
Чтобы прибавить еще большей пикантности деятельности секты, заметим, что во времена братьев Смит для исполнения тайных смертных приговоров существовал отряд так называемых данитов или ангелов-мстителей (avenger angels).
Одна из самых характерных и известнейших черт церкви «святых последних дней» — их храмы. Одним они кажутся аляповатыми и массивными, другим — утонченными и величественными, но, безусловно, представляют собой архитектурные явления. Всего на минувший год в мире существовало 56 мормонских храмов, а еще 52 строились или были запланированы.
В самом центре Солт-Лейк-Сити находится Общий молитвенный дом, рассчитанный на несколько тысяч человек, со вторым по величине органом в мире. Этот мормонский храм-небоскреб просто не имеет себе равных. Увенчанный шестью башнями и позолоченной статуей ангела Морония, который «открыл» Смиту местонахождение священного манускрипта, храм этот далеко виден с любой точки города.
Мормонские храмы остаются закрытыми не только для людей, не принадлежащих к секте, но и для мормонов, не «заслуживших» эту привилегию. Для того чтобы попасть в храм, мормон должен вести образцовый (с точки зрения мормонизма) образ жизни и получить рекомендацию, заверенную его епископом (главой общины) и президентом кола (округа). Согласно оценкам специалистов, 90% от общего количества сектантов вообще никогда не попадали вглубь основных ритуальных сооружений мормонизма, и сокровенные храмовые ритуалы остаются для них такой же загадкой, как и для всех других. «Счастливчики» же, удостоенные чести попасть в храм, проходят там соответствующие обряды, после чего присягают держать суть ритуалов в суровой тайне, разучивают специальные знаки и пароли. С их помощью они рассчитывают получить право на вход в Царство Небесное, где начнут свою дорогу к превращению в полноправных и суверенных богов, господствующих вместе со своими гаремами на собственных планетах или галактиках.
Некоторые историки утверждают о сходстве обрядов и структуры церкви «святых последних дней» с ложами франкмасонов. И хотя трудно судить о правдоподобности этих предположений по причине абсолютной закрытости обеих организаций для непосвященных, остается очевидным тот факт, что в обрамлении мормонских храмов присутствуют и постоянно обыгрываются такие масонские символы, как квадрат, компас, пчелиный улей, астрологические знаки, циркуль, «всевидящий глаз», присущий оккультизму (человеческий глаз в треугольнике), а также перевернутая пентаграмма, используемая и в сатанизме.
Кое-кто предполагает, что, начиная с 1842 года, основатель мормонизма Джозеф Смит сам был членом франкмасонской ложи, но фигура Смита овеяна таким количеством невероятных легенд, что отличить правду от вымысла уже невозможно.
При этом не вызывает сомнений тот факт, что, разрабатывая свой храмовый ритуал, Джозеф Смит «одолжил» у франкмасонов идею «спецодежды». Это особая одежда приобрела форму нижнего белья в виде комбинезона (наподобие кальсоно-рубашки, сегодня оно больше распространено в виде майки с короткими рукавами и пришитых к ней трусов до колен). Этот нижний комбинезон носит название «одежда священства», и все мормоны, прошедшие храмовое посвящение, должны носить его на голом теле, не снимая никогда (исключения составляют занятия спортом и водные процедуры. Все убранство священства с самого начала имело четыре метки, на две из которых — треугольник на груди по правой сторону и циркуль по левую сторону, Смита, безусловно, вдохновили масонские символы. Другие метки на нижнем белье мормонов представляют собой небольшие горизонтальные разрезы — на пупке (напоминание, что каждое тело и душа постоянно требуют пищи) и на правом колене (она означает, что «всякое колено должно склониться, и всякий язык должен проповедовать, что Иисус есть Христос»).
Говорят, что на заре мормонства Смит угрожал всем, кто раскроет чужакам храмовые ритуалы, страшным наказанием: разрезанным горлом, вырванным у живого человека сердцем, легкими и прочим.
Следовательно, если вам никогда в жизни не придется попасть в главный мормонский храм в Солт-Лейк-Сити, не волнуйтесь, может, оно и к лучшему. Вообще, какая-то неуверенность не оставляет каждого человека, когда он спускается по трапу самолета в Солт-Лейк-Сити. Невольно ожидаешь, что просто в аэропорту тебя сразу окружит толпа навязчивых проповедников. Но опасения беспочвенны — ни там, ни в отеле, ни на улицах, никто вас не будет трогать. Мормоны в городе, где их количество, по различным оценкам, составляет от 75 до 90%, умудряются оставаться абсолютно незаметными и равнодушными к чужакам — «язычникам» и «атеистам».
Хотя нет, спустя некоторое время ваш глаз способен будет отличить в толпе на улицах Солт-Лейк-Сити адептов церкви «святых последних дней». Дело в том, что, в соответствии с церковной традицией, мормоны не только не курят и не употребляют спиртного, что на улицах столицы Юты вообще редкость, они не пьют также кофе, чая и любых других напитков, содержащих кофеин, — а это означает, что и «Кока-колу», и «Пепси» они не употребляют. В Америке подобное трактуется как определенная дерзость и сразу бросается в глаза.
А еще прославленная мормонская вежливость. Хотя в Солт-Лейк-Сити вы вообще не встретите «родного» хамства, мормонская вежливость какая-то подчеркнутая, не направленная ни на кого конкретно, она абстрактна и на самом деле «инопланетная». Это вежливость человека, который всерьез и надолго готовится стать богом на своей собственной планете.
История религиозной жизни «святых последних дней» убедила членов секты, что не следует лишний раз привлекать к себе внимание общества. А общество научилось закрывать глаза на некоторые чудачества мормонов — без этого сосуществование таких различных миров было бы просто невыносимым.
Немормоны, которых в Солт-Лейк-Сити значительное меньшинство, чувствуют себя здесь вполне комфортно и уютно. Они покупают мормонские газеты, чтобы прочитать в них местные новости, и смотрят мормонское телевидение, так как основную часть его эфира составляют спортивные программы.
Мормонская церковь необычайно богата: если исходить из того, что каждый ее адепт должен отдавать на нужды религиозной общины 10% своей годовой прибыли и помножить эту приблизительную сумму на 10 миллионов мормонов, то выйдет самое малое 5 миллиардов.
О богатстве мормонов свидетельствует и бюджет этой зимней Олимпиады, являющийся беспрецедентным, — он составляет примерно 2,1 миллиарда долларов и превышает даже бюджет Сиднейских игр, хотя летняя Олимпиада исторически считается более дорогой. Причем львиная часть средств пошла на высокотехнологическое обеспечение инфраструктуры соревнований. В частности, одна лишь компьютерная информационная система стоит почти 300 миллионов долларов — столько же, сколько повышенные меры безопасности, а все потому, что мормоны вообще являются фанатичными сторонниками высоких технологий.
Солт-Лейк-Сити имеет сравнительно недлинную, но яркую историю. Столица ХІХ зимних Олимпийских игр была также основана как ворота в неизведанные края, а в ее жизни определяющую роль сыграли люди, бывшие изгнанниками общества. Только в Сиднее это были британские каторжники, а в Солт-Лейк-Сити — последователи церкви «святых последних дней», загадочные мормоны.