Смотреть — ведь довольно просто

Поделиться
«Пришел художник. — Ага, — сказал секретарь, — очень хорошо. Есть тема для карикатуры, в связи с последними телеграммами из Германии...

«Пришел художник.

— Ага, — сказал секретарь, — очень хорошо. Есть тема для карикатуры, в связи с последними телеграммами из Германии.

— Я думаю так, — проговорил художник, — «Стальной шлем» и общее положение Германии...

— Хорошо. Так вы как-нибудь скомбинируйте, а потом мне покажите.

Художник пошел комбинировать в свой отдел. Он взял квадратик ватманской бумаги и набросал карандашом худого пса. На псиную голову он надел германскую каску с пикой. А затем взялся делать надписи. На туловище животного он написал печатными буквами слово «Германия», на витом хвосте — «Данцигский коридор», на челюсти — «Мечты о реванше», на ошейнике — «План Дауэса» и на высунутом языке — «Штреземан». Перед собакой художник поставил Пуанкаре, державшего в руке кусок мяса. На мясе художник замыслил тоже сделать надпись, но кусок был мал, и надпись на нем не помещалась. Человек, менее сообразительный, чем газетный карикатурист, растерялся бы, но художник, не задумываясь, пририсовал к мясу подобие привязанного к шейке бутылки рецепта и уже на нем написал крохотными буковками: «Французские предложения о гарантиях безопасности». Чтобы Пуанкаре не смешали с каким-либо другим государственным деятелем, художник на животе премьера написал — «Пуанкаре». Набросок был готов».

И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»

Он неплохо пишет и хорошо рисует. Это я могу подтвердить как многолетний свидетель.

Олег появился на свет на Волыни 50 лет тому, и первое, за что он ухватился, был карандаш. С тех пор рисует, рисует, рисует... Лекции научного коммунизма на архитектурном факультете подвигли к созданию карикатур. Первая персональная выставка в стенах родной alma mater — в КИСИ. Далее черпал знания под знаменами СА по истреблению «вражеских» танков. И в это же время под впечатлением пышных успений генеральных секретарей державы, увлекся черным юмором. И пошло-поехало...

Следующая веха — вернисаж на дни Киева и знакомство на Андреевском с клубом «Архігум». Там узнал о «карикатурной» жизни мира.

Само слово «карикатура» происходит от итальянского caricare, что означает дословно: преувеличение, шаржирование. Название это, утратив первоначальное значение, используется обычно для определения пластических произведений (рисунка, образа, скульптуры), выражающих юмористическое или сатирическое содержание. Они составляют отдельную ветвь искусства наиболее массового, демократического, понятного широкому кругу зрителей.

Происходит метаморфоза: смена проектной конторы с кульманом, карандашом и тушью на стол, карандаш и тушь редакционного карикатуриста с ярко выраженным политическим уклоном. Граница между тем, что называется политической карикатурой и сатирой, обычно размыта, и зачастую одна и та же работа воспринимается в обоих категориях.

Политическая карикатура как бы информирует зрителя о чем-то, а сатира этого разряда уже побуждает к смеху, вызывает чувство встревоженности, враждебности к определенной личности или к ее деятельности, представлений на рисунке.

Формула сотрудничества проста — в каждом номере должна выйти его карикатура. И неважно, занят художник или свободен, хорошо ему в данный момент или плохо, в отпуске он или на бюллетене, карикатура ДОЛЖНА появиться, актуальная и остроумная. Художник может быть в любом состоянии, карикатура — непременно смешной.

Рисование — лишь одно из проявлений этой многогранной творческой натуры. Как художник он выступает в разных амплуа: иллюстрирует книги, создает коллажи и юмористические рисунки. Получается, политическая карикатура — лишь часть его дела. Но это такая часть, которая равна целому.

В каком мире мы живём? Временами кажется, что в безумном («Mad, mad, mad, mad World»), ...Это даже не абсурд, это абсурд в квадрате. Политики говорят о сотрудничестве, взаимопонимании, толерантности. Обещания растут (особенно в период выборов, прямо с битьем кулаками в грудь — чтобы дальше и слышнее...). Наводишь резкость и видишь: пропасть-то приближается...

В перевернутом виде, где сущность часто обратна видимости, где лицедейство возведено в ранг искусства политфарса. Получается, своего рода мир-антимир.

Он-то является основой карикатур Олега Смаля. На заказ он не рисует — всегда выражает свою собственную точку зрения. Кажется, что карикатуристы, ставя перед собой задачу самую трудную, намереваются не только развлечь, рассмешить или только проинформировать зрителя, но и попробовать побудить его к размышлению, к более глубокому восприятию, встряхнуть, обратить внимание на болезни общества, предостеречь от опасностей, грозящих уничтожением и катастрофой, — от действий какого-нибудь политика или группы.

Сатира взрывает равнодушие. «Сон разума порождает чудовищ» — такой подписью Франциско Гойя снабдил один из офортов серии «Капричос». Чтобы чудовища не рождались в нашем мире, сатира пробуждает сознание и совесть человеческие.

Олег Смаль своими работами выявляет абсурдность, вздорность, черный юмор современной политдействительности. Но при этом ни с одним из политиков фамильярно не знаком!

Как рисует Олег?

Каждое время рождает свой стиль. Во времена воен карикатуры разили наповал подобно пулям. Они рождали чувство ненависти к врагам.

Социальный заказ нашего времени иной — он шире, в нем больше цветов и оттенков. Ибо и отношения сложнее, полифоничней, диалектичней.

Читатели разные, взгляды разные. Никто не обязывает никого смотреть на происходящее нашим взглядом. Заставить — нельзя, можно только убедить, если достучаться до его разума и сердца.

Доверие обеспечивает широта взгляда, объективность, общечеловеческие критерии. Сатирик должен быть ГУМАНИСТОМ.

Парадокс? Отнюдь нет. Сатирик — все-таки врач, не палач: лечит, а не калечит. Удивительно, однако, единодушие, с которым зрители принимают карикатуру.

Значит, Олег верно выбрал свой фирменный знак — не сигнатуру в углу рисунка, а то что является позицией, ракурсом, стилем художника — его сверхзадачей.

Когда-то академик Д.Лихачев в предисловии книги о смехе указал: «...смех имеет и некое созидательное начало... Разрушая, он строит и нечто своё: мир нарушенных отношений, мир, свободный от условностей, а потому в какой-то мере желанный и беспечный... Смех снимает психологические травмы, облегчает человеку его трудную жизнь, успокаивает и лечит. Смех в своей сфере восстанавливает нарушенные в другой сфере контакты между людьми, так как смеющиеся — это своего рода «заговорщики», видящие и понимающие что-то такое, чего они не видели до этого или чего не видят другие».

Взгляните на недавно вышедший альбом карикатур Олега Смаля «Best слів»: почти как в жизни — смешно, хотя и грустно... Впрочем, может, это и впрямь «заговор»?

Заговор против беспечности, отчаяния и фатализма. Заговор честных людей против продажной политики, против теневой власти, против глупости во имя выживания.

Придется признать, что Олег участвует в этом заговоре нормальных людей против не вполне нормального хода событий. Своими карикатурами он посылает сигналы: «Люди, проснитесь, раскройте глаза. Посмотрите, как это смешно (если бы не так грустно...). Люди, боритесь и смейтесь! Смейтесь и боритесь!»

Во всяком случае Олег может помочь людям увидеть многие вещи в реальном свете и оценить их. Помогает восстанавливать истину и критерии человечности и вселяет в сердца немного надежды и оптимизма.

Помню в «смутные времена» на кухонных посиделках под журчание воды из крана полушепотом и полунамеками рассказывались «смачные» политические анекдоты. Их собирали целыми ГУЛАГами... К сожалению, тогда творчество было больше устным. А лагерей было — немеряно... Но, представьте себе, таки было над чем посмеяться...

А после независимости... «Герои» потеряли внушительность, помельчали (да так, что и на экранах TВ вообще не воспринимаются. Щелк-щелк дистанционным пультом: прыг-прыг из одного ток-шоу в другое, действующие лица одни и те же, плюс реклама прокладок с крылышками, средств от перхоти, зубных паст, крема от геморроя...

Такая себе вакхканалия, пир во время чумы.

Карикатура без слов — высший пилотаж, это уже философская заготовка. Как? Что? К чему? Зачем? Заставляет задуматься...

Все зависит от того, кто и как воспринимает и ищет ответ. А кто-то уж и не надеется.

Посещая выставки карикатур, всегда можно натолкнуться (причем зачастую неожиданно) на таких себе «переводчиков», которые могут обоснованно объяснить любую линию, штрих, сюжет и пр. Найти в карикатуре даже то, чего там никогда и не было, и чего не задумывал даже автор.

Информация к... Иск за газетную карикатуру составил
120 млрд. гривен (в то время приблизительно 40 млрд.долл.). Истец подсчитал количество интернет-пользователей во всем мире(!), умножил на количество подписчиков газеты и добавил предполагаемую сумму от продажи карикатуры на аукционе «Сотбис»... Наверное, мировой рекорд. Но истец дело «проиграл». А Олег судебные повестки вставил в рамочки и повесил рядом с дипломами, полученными на конкурсах и выставках.

Свободу считает не пустым звуком — человек ДОЛЖЕН оставаться СВОБОДНЫМ в любой ситуации. А вообще-то без особой жалости забросил бы политкарикатуры и занялся чем-то вечным...

Главное — не проходить мимо, и смотреть вокруг, широко раскрыв глаза. А вокруг столько всего... Смотреть ведь довольно просто...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме