«Правдиво, как в сказке». Подобная фраза может вызвать у нас разве что ироническую улыбку. Ведь сказка — жанр особый, непременно подразумевающий выдумку, фантазию, невероятную ситуацию.
Не будем, однако, спешить с выводами. Вспомним хотя бы семантику слова: сказка, сказ, сказывать, т.е. рассказывать, повествовать. Устный рассказ — поскольку в самые отдаленные времена человечество еще не было знакомо с письмом и чтением — должен был сохранить будущим поколениям то, во что верили или казалось, что верили, сказители.
Конечно, ставить знак равенства между сказкой и былиной, а тем более летописью было бы легкомысленно. Но родство между ними очень и очень заметно.
Три былинных героя — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович стали героями всех трех жанров. Реальность Добрыни, например, подтверждается летописью, Илья был позже канонизирован церковью как святой. Сохранились даже его, как утверждают, мощи. Установлена и болезнь, от которой Илья был длительное время прикован к постели. А что до былин и сказок, то их сохранилось более чем достаточное количество. И здесь мы видим наглядный пример того, как, выдержав длительное испытание временем, подтверждается истинность заложенных в них фактов. Пусть и приукрашенная народным домыслом, но все же истина. Не только герои, но и вся «география» — название населенных пунктов, урочищ — реальны, они существовали и были найдены позднейшими исследователями!
Всему миру известен замечательный памятник древнерусской культуры «Слово о полку Игореве». В последнее время его все чаще называют «Песнь о полку Игореве», подразумевая, что оно сопровождалось хоровым и музыкальным сопровождением. Но дело не в этом. Главное, что окрашенные сказочным колоритом события совершенно реальны. И зловещие предзнаменования, предшествовавшие походу Игоря, и сам поход, и пленение князя, и его побег — все это было.
В одном, может быть, следовало упрекнуть автора произведения — в идеализации половецкого хана. Но погодите — много ли мы знаем о самих половцах? Ну были такие степняки-кочевники, нападали на русские земли, грабили, брали в полон, разрушали города и села. Но ведь и Русь покоряла соседние земли силой и жестокостью. Такие были времена.
Вынужденные соседствовать половцы и русские поневоле завязали связи, деловые и даже родственные. Сам Игорь Святославович были сыном половчанки. А его сын возвращается из плена женатым на красавице половчанке. Об этом говорится в «Слове», это же подтверждается летописями. Они приводят много примеров родственных связей русских княжеских семей с половецкими. Великий князь киевский Святополк Изяславович был женат на дочери половецкого хана Тугоркана. И Владимир Мономах, от одного имени которого трепетали степняки, женил на половчанках двоих своих сыновей. На половчанке был женат и князь киевский Юрий Долгорукий…
Стоит ли удивляться нестандартным поступкам враждующих? Война войной, а многочисленные родственные, приятельские связи — сами по себе.
В свое время сокрушительный удар нанес половцам Владимир Мономах, после чего они рассеялись по большой территории. Но тем не менее до монголо-татарского нашествия русские и половцы оставались союзниками, вместе делили все тяготы этого нашествия. Так что половцы и русские в историческом процессе были не только врагами. Но и союзниками, друзьями, родственниками. Потому пример сочувствия временно победившего военачальника к временно побежденному имеет даже какое-то символическое значение. Или свидетельствует об осмысленном обобщении длительного исторического процесса, облаченного в сказочную атрибутику.
Сказочными событиями пронизана вся история. Всех стран. Во многих разделах буддистской истории, изложенной в виде отдельных книг, повествуется о летательных аппаратах, об огненном оружии, поражающем огромные массы людей, в то время когда и луки были не каждому доступны. Почему?
Сделаем скидку на особенности сказочного и мифологического жанра, когда один герой побеждает целые армии, но дело в том, что в данном случае оружие напоминает если и не атомное, то что-то близкое к огнемету…
А мифы и легенды индейцев Южной Америки о людях-великанах, пришедших то ли с неба, то ли с морских глубин. Несмотря на всю их сказочность, отмахиваться от них, отметать их полностью все же не следует.
Зерно правды, отголоски реальных событий можно отыскать во многих случаях. По определению одного ученого, сказка — дитя мира. Миф возвращает на землю все то, что в нем было бессмертно, как духовное завещание для творца сказок будущих поколений. Трудно возразить против такой логики.
А зачем сказителям нужно было расцвечивать занимательными придумками то, что они полагали историей своего племени, страны, народа? Пожалуй, затем, зачем создатели учебников приводят многочисленные занимательные примеры — чтобы легче запоминался серьезный текст. Что же касается самих «придумок», то они не такие уж фантастические. Сошлемся на один пример — сказку о спящей царевне. Как доказали современные исследователи, в ее основе тоже лежит реальный факт. У многих народов посвящению юношей в мужчины предшествовало поселение юношей в особом мужском доме. Но иногда туда допускалась девушка, положение которой считалось весьма почетным. Хотя заканчивалось такое печально — увиденные девушкой тайны должны были умереть вместе с ней. Например, через отравленное яблоко. Конечно же, вопреки воле самих юношей…
Действительно, занимательную историю создали наши древние предки, такую, что прошла через века и тысячелетия. Нужно только читать ее внимательно и относиться к ней с доверием.