Значительные экономические трудности, которые переживает Куба, не могли не отразиться на количестве детей в семье. Если раньше характерным было иметь троих детей, то сейчас в основном — одного-двух. Следует заметить, что на Кубе почти не рождаются дети с генетическими нарушениями, поскольку на протяжении первых сорока пяти дней беременности каждой женщине делается специальный анализ, позволяющий определить, есть ли у будущего ребенка какие-либо отклонения. Таким образом можно выявить, например, болезнь Дауна. Углубленное обследование проходят также группы риска: женщины до 15—16 лет, после 35 и те, у которых уже был выкидыш или родился ребенок с отклонениями от нормы. На основании этих исследований ставится вопрос о целесообразности сохранения или прерывания беременности.
После рождения ребенка им занимается мама, иногда бабушка. Кубинские бабушки чувствуют себя вполне молодыми женщинами, занимаются спортом, ходят куда-нибудь потанцевать, работают, а вечерами или в выходные посещают специальные клубы для пожилых, где не имеющие спутника жизни знакомятся друг с другом и заводят романы (кубинцы вообще народ очень жизнерадостный). Такие клубы существуют в каждом районе города, и кубинская женщина, будь ей хоть 70, никогда не ставит крест на своей личной жизни. Есть на Кубе много государственных детских садов, где воспитываются дети работающих мам. Бэбиситерство — явление крайне редкое в этой стране.
Особенностью воспитания кубинских детей является четкая ориентация девочки на то, что она — будущая женщина, а мальчика на то, что он — будущий мужчина. Унаследовав горячую кровь африканцев, сентиментальность и рыцарские традиции испанцев, мальчики и девочки по-детски влюбляются друг в друга буквально с первых классов школы (а в школу они идут в пятилетнем возрасте) и без всякого смущения рассказывают родителям, кто нравится им в классе и как они дружат.
Девочки помогают матерям по хозяйству, но скорее сбегают за покупками, вынесут мусор, чем займутся работой внутри дома. Кубинские мужчины прежде считали унизительным для себя заниматься домашней работой, но после революции произошло некоторое перераспределение ролей. Молодых людей, учившихся за границей, по возвращении легко было отличить по тому, как они помогали женам носить сумки, делать покупки, выполнять традиционно женскую работу и даже готовить.
Известный национальный герой Кубы Хосе Марти считал, что в воспитании ребенка необходимо совмещать учебу и работу. Поэтому на Кубе есть много школ, где дети утром учатся, а днем выполняют сельскохозяйственные работы или наоборот. В городских средних школах школьники работают на поле сорок пять дней в течение года. Средняя школа — это период с 7-го по 9-й классы (с 1-го по 6-й — начальная). Девятиклассное образование является на Кубе обязательным. Так называемую предуниверситетскую школу посещают те, кто планирует получить в будущем высшее образование. На заводах и фабриках по специальности работают (помогают государству) студенты так называемых политехнических школ — средних специальных учебных заведений, куда принимают после 9-го класса школы.
Заработать деньги для кубинского школьника возможно следующим образом: поехать в колхоз на сельскохозяйственные работы на 15 дней во время школьных каникул. Государство высчитывает с заработанной суммы расходы на еду и проживание, остальное получает школьник. Некоторые сельскохозяйственным работам предпочитают работу на заводе во время каникул.
Большой приток иностранных туристов, желающих поразвлечься на всю катушку, с одной стороны, и полное обнищание населения в связи с тяжелым экономическим положением, с другой, возродили на Кубе самый древний бизнес — проституцию, которой не было после революции в течение 30 лет. Особенно высоко котируются мулатки и метиски. Это молодые девушки, которым хочется одеться, хорошо покушать, приобрести дорогую косметику. Конечно, это не массовое явление: одни учатся и работают, живут тяжело, но считают унизительным для себя торговать собственным телом. Другие ищут более легких путей. В отличие, скажем, от Швеции, где проституция разрешена законом (запрещены лишь публичные дома и сутенерство), кубинское правительство считает необходимым для себя бороться с этой проблемой и вовлечением совсем еще девчонок в проституцию, однако экономическая ситуация страны сводит эти усилия практически на нет.
Школы на Кубе — только государственные, частных нет. Рисование, музыка, спорт входят в систему обучения. Есть специализированные музыкальные школы, школы балета, спортивные школы. На Кубе развит институт репетиторства. В каждой провинции (области) имеется школа искусств. Для особо одаренных детей в столице существует Национальная школа искусств. В школах проводятся олимпиады по различным предметам, по результатам которых самые способные попадают учиться в школу имени Ленина в Гаване. Эта школа дает своим питомцам наиболее высокий уровень знаний, здесь ведется углубленное изучение предметов. На общих основаниях в эту школу принимают после окончания 7-го класса и сдачи очень сложных вступительных экзаменов. На Кубе говорят: «Блат вообще-то существует в нашей стране, но только не в системе образования». То же самое касается и поступления в институт или университет.
Из иностранных языков на Кубе учат в основном английский (раньше русский). Однако есть вечерние школы для желающих дополнительно изучать иностранные языки. Школы эти — платные, но там каждый может выбрать тот язык, который его интересует.
На учебу за границу детей посылать не стремятся: «Если мы чем-то и гордимся в нашей стране, то это двумя вещами: нашими здравоохранением и образованием, — считают кубинцы. — Никто в мире не станет возражать, что мы действительно достигли больших успехов в этих областях».
Огромную роль на Кубе играет патриотическое воспитание детей. С первого класса дети изучают историю Кубы и знают своих национальных героев. В школах существуют пионерская и комсомольская организации. В пионерскую вступают практически все, разве что кто-то отказывается по религиозным убеждениям, а в комсомольскую, которая называется «Союз молодых коммунистов Кубы», идет тщательный отбор. Многие с энтузиазмом распевают национальный гимн: не потому что так надо, а потому что им это приятно. Кубинцы справедливо считают, что если бы им не было присуще в столь высокой степени чувство искреннего патриотизма, они бы не выжили как государство в столь трудные времена.
В школе носят форму. Не знаю, как сейчас, а еще недавно до шестого класса форма была красно-вишневого цвета, с 7-го — горчичного. В техникумах форма коричневого цвета, а в каждом вузе по-разному, например, в педагогическом — зеленая, в медицинском — фиолетовая и т.д. Интересно, что у формы для девочек должна быть определенная длина — 6 см выше колена. Некоторые девочки стремятся форму укоротить, и мамы периодически проверяют её длину.
Сексуальное воспитание в кубинской школе проводится в курсе преподавания анатомии и биологии. В Гаване также есть специальный научно-исследовательский институт, деятельность которого посвящена воспитанию молодежи в области сексологии. Этот Институт имеет обратную связь со школьными и молодежными организациями: проводит статистические исследования, дает рекомендации, разрабатывает печатные материалы, некоторые из которых, к примеру, посвящены борьбе со СПИДом.
В кубинском обществе нет отрицательного отношения к добрачному сексу, и школьники лет в 14—15 начинают жить половой жизнью. Хотя возраст совершеннолетия на Кубе 16 лет, в брак тем не менее вступают не раньше 22—23. Жилищная проблема в стране — одна из самых острых, поэтому молодые люди, даже обзаведясь семьей, в большинстве случаев вынуждены продолжать жить вместе с родителями и другими членами семьи. Часто в одном доме или квартире живут три поколения.
На Кубе не увлекаются наркотиками и алкоголем. Молодежь любит повеселиться, потанцевать, сходить на пляж, поплавать, позаниматься спортом. Когда на вечеринку собирается старшее поколение, алкоголь, конечно, присутствует, но в меру.
Глубоко сожалея о том, что экономическая блокада лишает молодежь Кубы многих возможностей, о доступности которых даже не задумываются их зарубежные сверстники (возможность пойти в модную дискотеку, хорошо одеться, поехать в турпоездку за границу и т.п.), кубинцы тем не менее отмечают одну значительную черту своего характера, воспитываемую в них с детства. «Может, это климат, — говорят они, — может быть, смешение южных кровей, а может, просто сила характера, но мы, кубинцы, — очень большие оптимисты. И благодаря этому живы».