Сел в машину — пристегнись!

02 сентября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 34, 2 сентября-9 сентября 2005г.
Отправить
Отправить

Есть такой известный психологический феномен, когда, возвращаясь домой после более или менее продолжительной жизни за границей, начинаешь другими глазами смотреть на то, что было привычным с детства и не замечалось...

Есть такой известный психологический феномен, когда, возвращаясь домой после более или менее продолжительной жизни за границей, начинаешь другими глазами смотреть на то, что было привычным с детства и не замечалось. Наше отношение к автомобильным ремням безопасности — один из таких примеров. В отличие от многих западных стран, включая и нашу ближайшую соседку Польшу, использование ремней безопасности по назначению у нас пока что, мягко говоря, не слишком распространено. В качестве иллюстрации приведу отрывок из рассказа знакомой, приехавшей вместе с мужем и двумя детьми навестить родителей из Норвегии, где сейчас обитает: «Сели в Борисполе в такси, пристегнули ремни, таксист увидел и удивился: «Зачем вы это делаете?» — «Ну, как же, — говорю, — а вдруг авария?..». На что он отвечает совершенно серьезно: «Так я ж за рулем!»

Переоценка собственного водительского мастерства и недооценка внешних факторов, таких, как непредвиденные ситуации на дороге и ошибки других, не столь опытных водителей, — не единственная причина того, что к ремням безопасности относятся как к лишней бутафории, набрасывая их на плечо разве что при подъезде к посту ГАИ. Говорят, что пренебрежение, проявляемое нашими водителями к этим средствам спасения жизни и здоровья, напрямую связано с недоверием и презрением, которые они испытывают к вымогателям-гаишникам. Не менее распространено отношение к ремням как к «удавкам», сковывающим движения и мешающим дышать. Кроме того, ходит немало слухов о том, как непристегнутый человек выжил во время аварии, потому что удачно выпрыгнул из машины, а вот пристегнутый погиб. И это несмотря на результаты научных исследований, говорящие о том, что шанс выжить, находясь внутри, в десять раз выше, чем при катапультировании из машины, и на статистику, в соответствии с которой наиболее частой причиной гибели водителей при ДТП является удар грудью о руль.

Скоростная съемка позволила зафиксировать, что происходит с непристегнутыми водителем и пассажирами в автомобиле, который на высокой скорости врезается в неподвижное препятствие: менее чем за две десятых секунды водитель грудной клеткой ломает руль, а затем оба — водитель и пассажир переднего сиденья — врезаются головами в ветровое стекло автомобиля... Когда я в очередной раз слышу весьма популярное у нас рассуждение, что при аварии на скоростной трассе никакие ремни не помогут, сразу вспоминаю недавнюю историю моей американской знакомой, машину которой, ехавшую по трассе со скоростью 110 км в час, сбил грузовик, не заметивший ее при смене полосы. Несмотря на сильнейший удар, угробивший машину и перевернувший ее в воздухе на 360 градусов, пострадавшая, которая в то время была на пятом месяце беременности, отделалась лишь синяком на руке. Спас ее пристегнутый ремень.

Анализ дорожно-транспортных происшествий, проведенный во многих странах мира, показал, что благодаря использованию ремней безопасности вероятность смерти или получения тяжелого ранения уменьшается в два-три раза. При фронтальном столкновении этот показатель равен 2,3, при боковом — 1,8, при перевороте — 5. Если взять отдельно тяжелые и смертельные ранения головы, то для пристегнутых пассажиров передних сидений она (вероятность) снижается в девять раз! Так и хочется сказать: «берегите головы — пристегивайтесь!»

Между тем ежегодный прирост автомобильного парка Украины составляет примерно 8%. За последнее десятилетие он удвоился и на сегодняшний день насчитывает более 7 миллионов единиц, или 130 машин на каждую тысячу украинцев. Конечно, нам пока еще далеко до США, где этот показатель составляет 745 машин на каждую тысячу человек и собственные автомобили имеют более 90% семей, причем 18% семей владеют тремя и более машинами (для сравнения, в странах Западной Европы на каждую тысячу человек приходится 500 — 600 машин). Тем не менее и у нас проблема безопасности движения будет обостряться по мере нашего приближения к американским и европейским показателям «автомобилизации».

На сегодняшний день в каждом американском штате, за исключением одного Нью-Хэмпшира, действует закон, вменяющий в обязанность водителям и пассажирам пристегиваться ремнями безопасности. В части штатов полицейский имеет право остановить машину и выписать штраф за непристегнутый ремень. В других штатах это нарушение имеет статус «вторичного». Это значит, что вас не будут останавливать и штрафовать из-за непристегнутого ремня. Но если вы нарушите какое-нибудь другое правило дорожного движения и остановивший вас полицейский обнаружит, что вы не пристегнуты, то это нарушение добавится к общему списку.

Статистика говорит, что примерно 70% американских водителей и пассажиров подчиняются закону об обязательном применении ремней безопасности. Самый высокий показатель «ременной дисциплинированности» (90%) демонстрирует Калифорния. Секрет тут простой: власти этого штата смекнули, что «штрафы за ремень» — эффективное и легкодоступное средство уменьшения хронического дефицита бюджета, и вменили в обязанности полицейским на мотоциклах патрулировать дороги, заглядывая в окна машин. Сумма штрафа для непристегнутого водителя с недавних пор составляет здесь 300 долларов, непристегнутый пассажир платит в казну 150 долларов.

Кроме штрафного «кнута», американских водителей воспитывают и рекламные «пряники». Свою лепту в это дело вносят создатели телешоу и голливудских фильмов. Когда будете смотреть американский боевик или сериал, обратите внимание: как бы ни спешили его герои или антигерои, первое, что они делают, оказавшись за рулем автомобиля, это пристегивают ремень (или же он застегивается автоматически — есть и такие модели).

В результате за почти сорок лет, прошедших с тех пор, как в США начали кампанию по всеобщему применению ремней безопасности, уровень смертности от аварий снизился с 5,5 смертей на каждые 100 млн. автомобилей (уровень 1966 года) до 1,46 (данные на 2004 год). Всего, по подсчетам американского министерства транспорта, специальные средства защиты автомобилистов, внедренные за это время (кроме ремней к ним относятся надувные подушки, система блокировки тормозов и упрочнение конструкции кузова) помогли сохранить жизнь более трехсот тысяч человек, а это численность населения среднего американского города. Здесь уместно будет заметить, что надувные подушки, которыми оснащены многие современные модели машин, при срабатывании на малых скоростях из средства дополнительной защиты могут превратиться в орудие убийства или нанести тяжелое увечье — исключительно в тех случаях, когда водитель или пассажир были не пристегнуты.

Первый в истории ремень безопасности был установлен на транспортном средстве марки Volvo еще в 1849 году. Первый американский патент на устройство для обеспечения безопасности автомобилиста был выдан в 1885 году. Оно представляло собой съемный ремень, крепившийся к сиденью в двух точках и протягивавшийся сверху вокруг бедер — прообраз того, что сейчас называют двухточечный, или коленный, ремень. Впрочем, он не получил тогда широкого распространения.

В тридцатых годах прошлого столетия многие американские врачи, особенно из числа тех, кто имел дело с жертвами автомобильных аварий, стали устанавливать у себя в машинах самодельные ремни безопасности и требовать от автопроизводителей оснащать ими все новые машины. Спустя примерно еще лет двадцать «Форд» первым начал выпускать автомобили, оснащенные двухточечными ремнями. Заслугу в принятии этого решения приписывают Роберту Макнамаре, ставшему впоследствии знаменитым министром обороны США. Честь изобретения современного ремня безопасности принадлежит шведскому инженеру Нильсу Болину (Nils Bohlin), предложившему в 1958 году конструкцию трехточечного ремня, состоящего из двух частей — коленной и плечевой (одна точка крепления — у плеча, две другие — у бедер).

Если ремни безопасности спасают жизнь и здоровье взрослых, то для спасения жизни и здоровья детей в цивилизованных странах повсеместно применяются специализированные детские сиденья. Первое автомобильное сиденье для детей было изобретено в 1921 году для знаменитой модели «Форд Т». Оно сильно отличалось от современных, представляя собой мешок, прикрепляемый к заднему сиденью, с ремешками для фиксации в нем ребенка. В 1978 году Теннеси стал первым штатом, потребовавшим, чтобы детей перевозили в автомобилях только в специализированных креслах. Сейчас аналогичные законы есть во всех американских штатах. В иных пригородных госпиталях родителям не выдадут новорожденного, если их машина не оборудована специальным креслицем-люлькой для младенца. Однако и в Америке, к сожалению, до сих пор находятся родители, игнорирующие эти законы и по старинке сажающие ребенка к себе на колени, да еще и на переднем сиденье. В результате сотни детей гибнут ежегодно, вылетев через ветровое стекло. Кроме того, регулярные проверки выявляют, что до 90% детских сидений крепятся с ошибками, что тоже приводит к детским смертям и травмам. Чтобы научить родителей использовать детские автомобильные кресла правильно, в каждом штате есть специальные программы. Очевидно, что нам тоже надо срочно осваивать и эту науку...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК