Нет другого такого места на Земле, которое бы так будоражило воображение и вызывало любопытство ученых, мистиков и простых смертных, места, о котором ходило бы столько легенд и фантастических слухов, как о пустыне Наска в Перу. Наска — одно из самых удивительных и необъяснимых свидетельств, оставленных нам древней, совершенно не похожей на нашу цивилизацией. Несмотря на тщательные исследования многих именитых ученых, сегодня, как и 65 лет назад, когда открыли Наску, она остается «самой загадочной книжкой с картинками в истории человечества».
Линии и рисунки таинственной пустыни обнаружили только в 1927 г., когда в небе Перу появились первые самолеты. В 1939-м американский профессор археологии Пол Косок, занимавшийся изучением древних ирригационных систем, увлекшись рассказами перуанских летчиков, поднял в небо над пустыней в долине реки Рио Гранде свой легкий самолет. Профессор глазам своим не поверил, когда, бросив сверху взгляд на пустыню, увидел там огромное стилизованное изображение птицы. Рядом с ним была начерчена удивительно прямая линия, которая уходила за горизонт, игнорируя все особенности рельефа. Потом в пустыне были обнаружены многочисленные линии, как параллельные, так и соединяющиеся в геометрические фигуры, и другие изображения размерами от 60 до 250 метров: гигантский паук, обезьяна со спиралевидным хвостом, кит, собака, игуана… И наконец, на пологом горном склоне — гигантская фигура человека в тяжелых сапогах, с большой головой, круглыми совиными глазами и поднятой в приветствии рукой!
На изучение феномена пустыни ушли годы. Необычности объекта соответствовали неординарные личности исследователей. Эксцентричный Эрик фон Деникен, автор всемирно известного фильма «Воспоминания о будущем», считал Наску местом дозаправки межпланетных космических кораблей. Воздухоплаватель Джим Вудмен решился на опасный эксперимент по воздухоплаванию, чуть не стоивший ему жизни, дабы доказать: древние перуанцы умели летать на воздушных шарах. Наш соотечественник Валерий Катохвиль верил, что американцы «скачали» аэродинамическую модель своего «Локхида» с «золотой птички инков». Но самой яркой фигурой Наски, ее символом и еще одной из ее достопримечательностей стала немка Мария Рейхе — математик по образованию, она более 50 лет, вооружившись метлой (!), изо дня в день «вылизывала» пустыню, ставшую ее судьбой, тщетно пытаясь вырвать у красных раскаленных песков заветную тайну…
Жизнь этой необыкновенной женщины заслуживает отдельного рассказа, но не здесь и не сейчас. Скажу только, что, приехав однажды в Наску в качестве переводчицы первооткрывателя загадочных линий Пола Косока, Мария осталась здесь навсегда. Полностью посвятив себя изучению странных линий, совершая титанический и абсолютно безвозмездный труд по расчистке и измерению изображений. Часами болтаясь на примитивной веревочной подвеске над пустыней за бортом вертолета, с риском для жизни она фотографировала линии и изображения Наски. Благодаря ее фантастическому упорству линии пустыни были сохранены и стали, наконец, объектом защиты в Перу. Вклад этой страстной жрицы Наски в изучение наследия древней культуры неоценим. Перуанцы называли ее «матерью пустыни». Но даже ей пустыня не открыла свою тайну. А может, открыла, но взяла с доньи Марии слово ни с кем ею не делиться. Ведь тайну, как сокровище, надо заслужить…
Поднявшись в безоблачное небо над раскаленным плато и жадно припав к иллюминатору, видишь то, ради чего стоит преодолеть расстояние в 15 тысяч километров: рисунки колоссальных размеров и идеальных пропорций. Они сделаны одной линией, которая нигде не прерывается и не пересекается. Кажется невероятным, что это сделали люди, жившие здесь 2000 лет назад и не знавшие ни письменности, ни колеса. Зачем им были нужны эти линии?.. Если рисунки носили сакральный характер, то они должны воздействовать на чувства, но линии невозможно рассмотреть стоя на земле, их нелегко объять взглядом, даже поднявшись в воздух. Сколько труда и времени ушло на эти «художества»? Вопреки распространенному заблуждению, архаичный человек был намного прагматичнее, чем сегодняшний гомо сапиенс: он ничего не делал без нужды или ради любви к искусству. Что заставило древних людей взяться за такой колоссальный труд?..
Все более соблазнительной кажется идея о внеземном происхождении рисунков Красной пустыни. Даже если ее расчертили две тысячи лет назад древние перуанцы, трудно понять, как могли они овладеть знаниями, позволившими создать такое чудо? А главное, куда все эти знания подевались?.. Что лично мне кажется непостижимым, так это отсутствие культурной преемственности рода человеческого: книга истории состоит в основном из белых пятен. На их фоне — островки загадочных и противоречивых событий, о которых никто толком ничего не помнит; письмена, обнаруженные в пустыне, окаменелые останки, мумии, фрагменты — пестрый калейдоскоп руин и праха, который западный человек упрямо именует «фактами» и которыми настойчиво спекулирует в бесплодных попытках объяснить прошлое. Вопреки самоуверенному всезнайству, ничего мы не знаем о самом главном: кто были те, кто прошел по Земле до нас? И, обратив взгляд назад, мы попадаем в совершенно необъяснимый мир, в полном смысле слова — на другую планету…
Загадочная книга Красной пустыни обращена не только к небу, но и, как оказалось, к подземному миру: на плато под рисунками существует огромная сеть подземных каналов и система глубинных ходов с вентиляционными колодцами и подземными храмами, залами, галереями и усыпальницами. Это — подземный некрополь, по многочисленным артериям которого струилась, по замыслу древних, мертвая, темная вода. Для того чтобы потом, храня свою силу, выйти на поверхность и, соединяясь с солнцем, наполнить жизнью жаркую пустыню. Подземный прототип солнечного плато почти не изучен, и никто не знает, сколько открытий готовит он своим исследователям. Но существование подземного города говорит о том, что гигантская открытая «книга с картинками» трансформируется в зазеркалье — колоссальную неизведанную «книгу мертвых». Эта книга еще более таинственна, чем ее отражение под небом пустыни.
Стоя перед древней немой пустыней на краю Земли, невольно задумываешься: что же такое очень важное знали наши предки, чего сегодня не знаем мы? Возможно, им было ведомо самое главное: откуда и зачем приходит на эту Землю каждый человек и каждый народ?.. Уверена, Наска скроет свои тайны от нас сегодняшних, ведь они недоступны просто осмыслению: древний мир не знал расщепления сознания. Древнюю тайну нельзя свести к логическому уравнению, ее можно только пережить, как это сделала Мария Рейхе… Только как символ, живой и волнующий, только как сокровище, скрытое под завесой неведомого, она имеет ценность для человека — древнего и современного. Но мы об этом, увы, не помним…
Обо всем этом думаешь, пребывая в том уникальном месте. В надежде, что вдруг посчастливится хоть на миг ощутить и увезти с собой в наше цивилизованное (?) существование частичку утраченной космической гармонии, которая наполняла смыслом и равновесием жизнь наших мудрых предшественников…