Рукописи Богдана Лепкого в фондах киевских архивов

Поделиться
Найденные материалы позволяют ощутить дух времени, понять образ мышления Б.Лепкого, определить исповедываемые им ценности.

Четвертого ноября минуло 140 лет со дня рождения Богдана Лепкого, поэта, прозаика, литературоведа, публициста, переводчика, редактора, художника, искусствоведа, педагога, оратора, культурно-просветительного и общественно-политического деятеля.

Одной из важных задач лепковедения является обнаружение в архивных фондах рукописей художника, их подробное изучение и введение в научное и читательское обращение. В частности, малоизвестные документы хранятся в Центральном государственном архиве вышестоящих органов государственной власти и органов государственного управления Украины. Материалы, объединенные в деле «Лепкий Б. Деятель СВУ в лагерях украинских пленных в Германии. Профессор Украинского Свободного Университета в Праге, Украинского Научного Института в Берлине», до начала 90-х годов были засекречены и недоступны для научного изучения. После провозглашения независимости Украины их начали исследовать.

В деле «Стихи Лепкого Б.» насчитываем 110 листов его рукописи, которая содержит несколько десятков поэтических произведений, написанных в течение 1919-1920 годов. Отдельные из них опубликованы в периодических изданиях украинской эмиграции в Германии при жизни автора. Большинство - это поэзии, малоизвестные современному читателю. Эти произведения по тем или иным причинам не попали на полосы тогдашних газет или календарей.

С началом Первой мировой войны писатель стал на позицию активного участия украинских сил в борьбе за утверждение национальной идеи. Отображая настроения украинской эмиграции, Б.Лепкий в своих стихах выступил пламенным борцом за соборную Украину. Ряд произведений посвящены вооруженным силам галичан - Украинскому сечевому стрелецтву. В поэзии в полный рост встал украинский воин под сине-желтым флагом:

«Поставили його на границі

Своєї рідної землі,

І стеріг він її, як зіниці,

Як ока в голові…

Останній вистрілив набій,

П’ять куль дістали в груди,

Бувай здоровий, краю мій,

Прощайте, добрі люди!

Скажи нам, як тебе назвать,

Невідомий герою?

А ми? А ми? - Та що казать!

Що ми перед тобою?»

В лирике выразительно звучит личное «я» автора, раскрываются его мысли, чувства, мечты. Каждая поэтическая строка, написанная на чужбине, пронизана неизмеримой тоской по Украине, по Галичине. Особенно это ощутимо в произведениях «Тихо. Тихо, ніби лихо…», «В світ пішли ми…», «Не плач, коли знівечить доля…», вышедших из-под пера художника 5-6 июля 1920 года в Берлине. В сборнике помещено полное трагизма стихотворение, где описано настроение не только поэта, но и его товарищей-эмигрантов:

«Зазнав я чимало гіркої біди

В далекому краю чужому,

Аж поки в мандрівці побачив сліди,

Сліди, що провадять додому.

Як я їх побачив, на землю упав,

На стежку в село, що згоріло.

Стряслася земля, весь світ задрижав,

І сонце, і сонце зімліло».

В поэзиях Б.Лепкий обратился к героическому прошлому Украины, вспомнил славу дедов-прадедов. Украинское казачество художник изобразил как символ национально-освободительной борьбы, носителя идей соборности и государственности, пример патриотизма для потомков. «Святое» прошлое, по Б.Лепкому, живет в могилах-«гробах». Поэт верил, что завтра из тех могил воскреснет казацкий дух, зажжет жертвенным огнем сердца современников и принесет Украине независимость:

«Пощерблені мечі,

Вітаю Вас!

Нездійснені кличі,

Прийде ваш час!

Герої у гробах,

Спокійно спіть.

Не пройдений наш шлях!

Враги, дрижіть!»

К высокопатриотическим произведениям художника, насквозь пронизанным соборнической идеей, нужно отнести стихотворение «Україна…», где автор обратился к родной земле. В первых строках читаем:

«Україно, рідний краю,

Ти від Сяну аж по Дон.

Україно, рідний краю,

Вітчино моя свята,

Чи є в світі, я не знаю,

Друга земленька така.

Чи є в світі де Карпати,

Верховини вічний шум,

Щоб міг душу колисати

До таких чудових дум?

Чи є в світі де Поділля,
Цей родючий чорнозем,

Хліборобське задовілля

Плугом оране й мечем?

Чи є в світі де пороги

Як на нашому Дніпрі,

І такі шляхи-дороги

Широчезні і святі…»

На этих дорогах поэт увидел «духи предків, лицарів», которым не дает спать «дренькіт соромних оков». Поэтому в последних словах звучит призыв к потомкам стать на защиту Украины, «земленьки святої».

После утраты украинской независимости Б.Лепкий не впал в отчаяние - наоборот, в произведениях усилился оптимистичный тон, с еще большей силой зазвучала уверенность в победе украинской идеи в будущем. Для этого есть основания - прежде всего духовная суверенность, которую вынесла украинская нация как самое большое сокровище из освободительной борьбы начала ХХ века:

«Зневажений наш храм,

Зруйнований наш дім,

Одно осталось нам,

Одно на світі цім -

це Віра!

Сторощені списи,

Пощерблені мечі,

Що серцю ти даси

І що даси душі?

Надію!

Посипався наш квіт,

В болото впав і в кров,

Де є цей лік, щоб світ

Він оздоровив знов?

Любов…»

Возникнет вопрос, откуда черпал Б.Лепкий вдохновение, когда большинство потеряло надежду. Эти силы давала ему безграничная вера в Бога и в божественное назначение Украины, которая была праидеей художника. К лирическим шедеврам принадлежит стихотворение «Боже наш! Пане небес!», в котором автор обратился к детям простыми словами, идущими от сердца:

«Спішіть у Божий храм.

Вберіть біленькі сорочки,

З ніг порох обтрясіть

Й невинні серця, діточки,

До Господа несіть.

Подякуйте за хліб, за сіль,

За ясні теплі дні,

За урожайність наших піль

І за безжурні сни.

Моліться: «Родичам, рідні

Здоров’я, Боже, дай

І дай побачити мені

У щастю рідний край».

Рукописный поэтический сборник завершает прозаическое обращение к современникам «Мій рідний краю», в котором художник очертил цель написания произведений - стремление передать землякам свои мысли и чувства. На свой труд Б.Лепкий смотрел как на дело, предназначенное судьбой: «Це не я пишу, це туга говорить з мене, не говорить - кричить». Но рядом с печалью - воспоминания о милых сердцу детских годах, о святой красоте подольской земли. Именно в этих воспоминаниях он находил силы для дальнейшей работы.

В архиве собраны рукописи рассказов Б.Лепкого «Піддався», «Бунт», «Дівчинка з квіткою», «Балачка на біжучі теми, або: роби, що хоч!» Наибольшую ценность представляет фрагмент рукописи исторической эпопеи «Мазепа». Как известно, писатель начал работать над романом в 1920-е годы в Германии, там отредактировал в печать первые части эпопеи («Мотря», «Не вбивай», «Батурин»). Сейчас это единственный в Украине автограф «Мазепи», известный лепковедам.

Публицистическое наследие Б.Лепкого собрано в деле «Статьи». Большевистскую оккупацию Украины публицист назвал уничтожением украинского народа: «Ні хазари, ні половці, ні татари, ніхто й ніколи не заподіяв нашому народові стільки лиха, і ніхто не перемінив цвітучої української землі в таку руїну, як це зробили большевики». Причину неудач национально-освободительного движения в Украине публицист усматривал в равнодушии европейцев к государственным устремлениям украинцев.

Показательна относительно советской власти позиция Б.Лепкого в статье «Українці у Генуї». Толчком к написанию стала публикация в русской газете «Время» (от 10.04.1922 г.), где извещалось о прибытии в Геную представителей украинской власти, входивших в состав делегации большевистской России. Б.Лепкий иронически подчеркнул, что глава украинской делегации Раковский даже не умеет хорошо говорить по-украински. Публицист информировал общественность о действиях правительства С.Петлюры, который в ноте протеста к участникам конференции провозгласил себя законным представителем украинской власти. В последних строках автор привел содержание дипломатического документа. Б.Лепкий был хорошо информирован о событиях в Европе относительно «украинского вопроса» и выступил за скорейшее решение его в пользу украинского народа, который «не визнає большевицької влади і бореться проти неї зі зброєю в руках».

В статье «Галичина 1775 р.» Б.Лепкий рассказал об историческом присоединении Галичины к Австрийской монархии в 1775 году. Тогда, согласно «цесарскому маестату», была отпечатана карта Галичины, которую украсили гербом Галича - черная галка с короной на голове. На карте четко выделены границы края на то время. По мнению автора, этот исторический документ должен был бы стать объективным свидетельством о границах украинских земель в Восточной Галичине и таким образом способствовать решению украинско-польского конфликта в начале ХХ века.

К лучшим публицистическим произведениям Б.Лепкого 1920-1930-х годов принадлежит статья «Національні спомини з останніх днів». На ее страницах деятель призвал беречь память об историческом прошлом украинского народа. Каждое слово, написанное Б.Лепким, идет от сердца художника-патриота и воспитателя украинского гражданства. Это обращение содержит такие слова о значимости духовного фактора в жизни общества: «...Чоловік потрібує не тільки корму для свого тіла, але й для душі. Так само і народ. Як котрий народ дбає тільки про свій економічний розвиток, а не турбується ні культурою, ні просвітою, ні політикою, то його поневолять другі народи і зроблять своїм рабом-слугою. Просвітна культурна праця розбуджує свідомість національну, а тая свідомість провадить до боротьби за волю і державну самостійність...»

В архиве СВУ найдено исследование Б.Лепкого «Шляхи української державної ідеї», на шести страницах которого отображены взгляды художника на ряд актуальных проблем культурологии, что свидетельствует об общеевропейском уровне исследований украинских ученых начала ХХ века. Национально-освободительная борьба украинцев, утрата украинской государственности стали основой мировоззренческой концепции Б.Лепкого о прогрессе украинства. В работе автор стремился ответить на вопрос, в каком направлении и на каких основах должны развиваться не только украинская, но и мировая культура.

Оригинальность и новаторство работы ученого заключаются в осмыслении соотношения культуры и цивилизации. Б.Лепкий видел существенные отличия между понятиями, рассматривая цивилизацию как внешний, материальный относительно человека, мир, а культуру - как символ его внутреннего, духовного достояния. В результате познания индивидом окружающего мира высокого развития достигли наука, религия, искусство, которые, подчеркивал Б.Лепкий, являются основными элементами культуры как совокупности духовных ценностей. Социальное сознание, подчеркнул ученый, содержит отношение человека к человеку, осознание им своих обязанностей относительно общества, дает ответ на вопрос, «як найкраще жити поруч других людей?» Таким образом, очерченное является основанием создания цивилизации, в которой Б.Лепкий выделил такие составляющие, как общественное устройство, суд, «законы», торговлю, «коммуникации», «полицию», «милитаризм» и т.п. То есть цивилизация имеет социальное происхождение, она вторична к природе и культуре, под цивилизацией автор понимал деятельность, направленную на улучшение общественного устройства.

Б.Лепкий против отождествления понятий: «Тривкішою являється все-таки культура, бо цивілізація безнастанно зміняє свої форми». Цивилизационные катастрофы, к которым ученый отнес войны, переселение народов, экономические кризисы, классовую борьбу, восстания, стали причиной упадка ассирийской, египетской, финикийской, древнегреческой культур. Однако именно культура, по Лепкому, «після великої історичної катастрофи оставалася як пам’ятник минувшини, на якому будовано дальший культурний розвиток людства головами й руками других народів, що висувалися на видівню історії на місце тих, які уступили з неї». В этом контексте ученый заметил, что упадок одной культуры станет основой для развития другой, то есть мысли Б.Лепкого созвучны взглядам известного социолога П.Сорокина. Как доказательство своего тезиса украинский ученый писал: «Папіруси і клинове письмо, обеліски й піраміди, астрономія і філософія - багато дечого залишилося як вічний пам’ятник (наскільки в історії можна говорити про вічність) орієнтальної старої культури. На ній виростала новіша, еллінсько-латинська, гуманізм і т.д.»

Важной является высказанная мысль о роли элиты как творца духовных ценностей, аристократизма как доминанты культуры, в то время как цивилизация имеет демократический характер. Собственно, тезис демократизации культуры, то есть распространения ее достижений, ценностей среди широких масс, является принципиальным в концепции Б.Лепкого. Публицист остановился на недавних революционных событиях в царской России, их предпосылки он видел в недоступности достижений культуры, а именно высшего образования, театра, свободного слова для «широких хвиль народу». Б.Лепкий подчеркнул, что даже целым народам, «особливо українцям… замикали на сім замків двері до святая святих, накладали каганець мовчання на їх уста, зв’язували їм руки й ноги та так спутаними лишали на широкому шляху поступу». Элитарная культура, которая не демократизируется, по словам ученого, «чужа для народу, і він не дорожить нею». Собственно, это стало причиной «відокремлення неросійських народів від Росії» и разрушения «російської культури й цивілізації російськими-таки руками». Упоминая достижения украинского национального возрождения, Б.Лепкий спрашивал себя, «чи ми народ минувшини чи будучності, чи українець сказав уже своє слово чи ще лиш скаже?» Несмотря на неблагоприятные тогдашние общественно-политические условия, Б.Лепкий приходил к выводу: «Гадаю я, що ми народ будучності, з того боку, може, й справді наймолодші з аріїв». Как видим, публицист подчеркнул идею «западной» европейской ориентации Украины и ее культуры; подъем последней, по Лепкому, в значительной мере зависит «від розвитку держави, а по крайній мірі державної думки», то есть соборнической идеи.

Найденные материалы позволяют ощутить дух времени, понять образ мышления Б.Лепкого, определить исповедываемые им ценности. Найденные рукописи художника отличаются масштабностью и актуальностью поставленных в них проблем. Прежде всего - это вопрос государственного суверенитета Украины. По мнению Б.Лепкого, государственная независимость станет историческим фактом лишь при одном условии - высоком национальном сознании украинского народа.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме