В ХХ веке произошла настоящая туристическая революция, которая, по мнению генерального секретаря Всемирной туристической организации (ВТО) Франческо Франжиалли, «в такой же степени творческая и важная, как и индустриальная революция, начавшаяся двумя веками раньше». Настоящий туристический бум в мире вызвали три глобальных фактора: рост покупательной способности и, в частности, дискреционного дохода в семьях многочисленного среднего класса; увеличение свободного времени благодаря регулированию со стороны социального законодательства в пользу работающих; широкое распространение частного автотранспорта и появление дешевых авиаперевозок.
Благодаря стремительным темпам роста, в конце ХХ века туристическая отрасль стала если не крупнейшей отраслью мировой экономики, то, бесспорно, одной из них. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 12% мирового валового продукта, более 30% объемов услуг мировой торговли и 11% мировых потребительских затрат, 7% общего объема инвестиций и 5% всех налоговых поступлений. Сегодня непосредственно в сфере предоставления туристических услуг занят каждый десятый работник (более 260 млн. человек). Но услуги путешествующим предоставляют также такие ключевые отрасли, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, торговля и т.п. (по результатам научных исследований, обслуживание одного иностранного туриста в стране гарантирует совокупно девять постоянных и временных рабочих мест).
Таких результатов туризм достиг благодаря стабильному и непрерывному развитию в течение всей второй половины ХХ века. Если в 1950 году в мире международные путешествия совершали 25 млн. человек, то в 2000-м эта цифра достигла почти 700 млн. И хотя трагические события 2001—2004 годов, произошедшие в различных уголках мира, несколько замедлили темпы роста количественных показателей, туризм по-прежнему развивается чрезвычайно динамично. Так, по прогнозам ВТО, можно ожидать, что в 2010 году международные путешествия будут совершать более 1 млрд. человек. А если добавим к этому внутренние поездки и экскурсии, то обнаружим, что более трети населения планеты пребывает в статусе туристов. По данным ВТО, доходы от туризма в 2003 году достигли рекордных показателей — 523 млрд. долл. США.
Именно туризм часто является катализатором, стимулирующим как активное развитие отдельных отраслей экономики, так и социально-экономическое развитие целых стран. Все это свидетельствует о том, что туристическая отрасль, благодаря ее значительному влиянию на экономическое и социальное развитие страны, должна регулироваться государством и находиться под бдительным контролем общественности. Мировая практика показывает: эффективность государственного регулирования сферы туризма в значительной степени зависит от наличия органа центральной исполнительной власти, который бы занимался проблемами ее развития. У большинства стран Европы такая структура входит в экономический блок.
В Украине времен независимости наблюдаются постоянные реорганизации ведомства, обеспечивающего государственное регулирование туристической деятельностью. Еще во времена СССР (в декабре 1988 г.) ликвидировали Главинтурист Украины и на протяжении 1989—1993 годов органа управления отраслью вообще не было. Только в 1993-м начала полноценно работать соответствующая структура — Государственный комитет Украины по туризму, непосредственно подчиненный Кабмину. Работа Госкомтуризма способствовала определенному наведению порядка в отрасли. В частности, в значительной степени вывели из «тени» деятельность турфирм, существенно уменьшилось количество случаев мошенничества во время организации путешествий за границу, расширился ассортимент и улучшилось качество услуг. Но имели место и справедливые нарекания по поводу ненадлежащего выполнения или невыполнения вообще поставленных перед Госкомтуризмом задач.
Впрочем, его ликвидация в 1999 г. и образование единого Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма на базе трех государственных комитетов тоже не принесли желаемого результата. Дальнейшая практика доказала: подобная политика была ошибочной — полностью дотационные молодежная и физкультурно-спортивная сферы отодвинули туристическую отрасль на третий план. Это произошло как на центральном, так и на региональном уровне. Суммарные показатели туристической отрасли в 1999—2000 гг. были худшими за все годы независимости (даже по сравнению с 1998 г., когда туризм понес значительные потери вследствие финансового кризиса). Интересен факт, что в это же время в Российской Федерации шла обратная трансформация: организационную структуру управления туризмом из ведения Минспорта передали в подчинение Министерству экономического развития и торговли. А комментарий «Российской туристической газеты» по этому поводу был довольно красноречив: «Бессмысленная связь туризма с физкультурой разорвана».
Результатом осознания проблем, возникших в украинском туризме, стала реорганизация упомянутого выше комитета (ноябрь 2001 года) и создание Государственного департамента по туризму. И, наконец, в апреле 2002-го указом президента Украины была создана Государственная туристическая администрация Украины. Что свидетельствовало об активизации политики государства в отношении поддержки развития туризма, создания новых механизмов продвижения качественного национального турпродукта. Как результат, в 2002 году была принята Государственная программа развития туризма на 2002—2010 годы. Ее основная цель — усиление позиций Украины на международном туристическом рынке, привлечение внимания мирового сообщества к украинскому турпродукту, увеличение поступлений в госбюджет. На основе этого программного документа принят и ряд региональных программ развития отдельных туристических центров.
За последние два с половиной года произошли изменения в национальном законодательстве по регулированию инвестиционной деятельности, функционированию туристических предприятий и организаций, гостиничного бизнеса. Принята новая редакция закона Украины «О туризме». При активном участии главы Гостурадминистрации В.Цыбуха туристическая отрасль структурирована на законодательном и правовом уровне. В стране создана государственная вертикаль управления туризмом на уровне областей, а в отдельных регионах — и в районном звене. В октябре 2004-го по рекомендации Европейской туристической комиссии было принято решение о привлечении иностранных инвестиций в гостиничную индустрию Украины. Отменен дискриминационный гостиничный сбор, предоставлена возможность инвестировать путем концессионной деятельности в процессе строительства и эксплуатации туристических объектов, устанавливать равные цены и тарифы на услуги, предоставляемые как украинцам, так и иностранцам. Разрабатывается нормативная база для инвентаризации ресурсов туристическо-рекреационной сферы и развития сельского туризма.
Министерство образования и науки Украины вместе с Гостурадминистрацией и Ассоциацией учебных заведений Украины туристического и гостиничного профиля, в которую входят 75 учебных заведений, впервые в Украине инициировали и ввели отдельное направление по подготовке специалистов — «Туризм»; также разработан и зарегистрирован в Минюсте отраслевой стандарт высшего образования по этому направлению. Сегодня кадры для туризма и гостиничного хозяйства в Украине готовят около 130 учебных заведений.
И вот очередной поворот реорганизации: в апреле с.г. указом президента Украины создано Министерство культуры и туризма. В целом это положительное явление, если исходить из необходимости консолидировать усилия в сфере туризма на новом этапе развития государства. Но для дальнейшего постоянного развития туристической отрасли нужна стабильность, научная прогнозируемость, предсказуемость. Ведь если за последние 15 лет орган государственного управления этой сферой претерпел в общем девять(!) реорганизаций, то о каких иностранных инвестициях может идти речь?
Необходимо, чтобы новый орган исполнительной власти в сфере туризма был сильной структурой в системе министерства и весомо влиял на государственное регулирование индустрии туризма. Для этого он должен иметь в структуре министерства отдельный бюджет, соответствующие полномочия, собственную коллегию, в состав которой будут входить настоящие профессионалы.
На сегодняшний день картина следующая: в госбюджете-2005 статью расходов на развитие туристической отрасли сократили в шесть раз. А это означает, что Украина будет существенно ограничена в своих возможностях в плане средств презентации и продвижения своего турпродукта на международном рынке, изготовления рекламно-информационных материалов. Не будет иметь возможности активно сотрудничать с международными туристическими организациями, принимать участие в проводимых ими форумах, конференциях, симпозиумах. Это приведет, к сожалению, к снижению положительного имиджа государства в мировом туристическом сообществе, к уменьшению количества заключенных контрактов, потере завоеванных позиций на международном рынке.
Но ведь нелишне повторить: туризм не только дает возможность отдохнуть, оздоровиться, набраться новых впечатлений, но и заработать — поскольку создаются новые рабочие места — а следовательно, и повысить уровень жизни населения, стандарты жизни, удовлетворить культурные потребности. А это, в определенной степени, способствует консолидации нации. Излишне отрицать, что туризм формирует отношения как между отдельными людьми, так и добрососедские отношения между народами и странами.
Эта отрасль поддерживает национальные традиции, стимулирует развитие народных промыслов, возрождение рецептов приготовления интересных и вкусных блюд, требует сохранения природы и создания благоприятных социальных условий для своего развития. Именно туризм дал возможность многим странам преодолеть или же существенным образом смягчить экономический кризис, подтянуть все остальные отрасли экономики. Сыграл он свою роль, хоть и не в полной мере, и в стабилизации экономики Украины. На украинском туристическом рынке сегодня работают почти
3 тыс. лицензированных турфирм, к услугам туристов — более 5500 отелей, мотелей, кемпингов, турбаз, санаторно-курортных учреждений. В туристической отрасли нашего государства занято более 200 тыс. человек на постоянной основе и около 1 млн. человек сезонно, что свидетельствует о необходимости увеличить количество рабочих мест в этой сфере. (Для сравнения: в Германии в индустрии туризма занято 2,3 млн. человек (10% общей занятости), в Испании — 1,4 млн. (9,1% общей занятости). А в США туризм является вторым после здравоохранения работодателем — 15,5 млн. рабочих мест.)
Показатель занятости в туристической отрасли различных стран, где туризм — основной источник дохода, достигает 30—50% общего количества рабочих мест. Более половины из них приходится на сферу гостиничного хозяйства, на более чем 60% рабочих мест заняты женщины. У нас же в туристическо-гостиничном бизнесе задействовано только 0,1% экономически активного населения. Поэтому, руководствуясь программными задачами президента Украины
В.Ющенко в отношении борьбы с бедностью, в частности проектом создания 5 млн. дополнительных рабочих мест, нужно подчеркнуть: именно туризм имеет широкие возможности в плане увеличения занятости населения, активизации предпринимательства, роста объема производства товаров и услуг. Поэтому лозунг ВТО «Где развивается туризм, отступает бедность» актуален и для нашей страны.
Туристическая отрасль Украины благодаря богатым природным, историко-культурным, трудовым ресурсам вполне может претендовать на ведущие позиции в экономике государства. Но для этого ей необходима государственная поддержка не на словах, а на деле. Туристическое ведомство должно занять надлежащее место в структуре правительственных органов власти. Так, например, у нашей заморской соседки — Турции — министерство туризма пользуется большим авторитетом. Доля туризма в ВНП этой страны составляет более 7%. Для дальнейшего продвижения своего турпродукта на международные рынки Турция расходует 70 млн. долл. ежегодно (в бюджете Украины на этот год подобные расходы не предусмотрены вообще).
Думаю, не стоит убеждать в том, что туристическая инфраструктура — одна из сложнейших. Она охватывает такие отрасли экономики, как железнодорожный, автомобильный, морской и речной транспорт; культурные, оздоровительные учреждения, спортивные сооружения, народные промыслы и т.п. Кропотливую работу по развитию туризма можно успешно осуществлять только совместными усилиями причастных к нему министерств и ведомств. Как подчеркивается в Гаагской декларации по туризму (1989 г.), необходимо, чтобы «туризм стал частью комплексного плана развития страны наряду с другими приоритетными секторами: сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением, социальным обеспечением, образованием и т.д.».
Есть много свидетельств тому, что Украину в конце года примут в Европейскую туристическую комиссию, что, безусловно, поставит перед нами новые требования. Представляется целесообразным, чтобы Кабмин Украины консолидировал усилия министерств и ведомств, их финансовые и материально-технические возможности по созданию инфраструктуры туризма, а Верховная Рада обеспечила соответствующую законодательную базу.
По нашему мнению, перед новым органом исполнительной власти в отрасли туризма стоят острые проблемные вопросы, которые совместно с другими ведомствами нужно настойчиво и профессионально решать на правительственном уровне, а именно:
— добиться, чтобы Национальный совет по туризму, в прошлом работавший эпизодически, при участии заинтересованных министерств и ведомств осуществлял реализацию повседневных задач по развитию отрасли;
— на государственном уровне определиться с перспективами развития курортной сферы (отсутствие генеральных планов застройки большинства курортных и рекреационных территорий значительно усложняет работу с потенциальными инвесторами. Очевидно, необходимо разработать Государственную программу развития курортов);
— увеличить объем финансирования развития отрасли на государственном и региональном уровнях. Если в 2003 году из госбюджета на эти цели было израсходовано 15,15 млн. грн., а в 2004-м — 22,04 млн. грн., то в 2005 году на нужды отрасли из бюджета выделено всего лишь 6,06 млн. грн.;
— отработать механизм создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, направленных прежде всего на строительство новых и реконструкцию действующих объектов туристической и курортно-рекреационной сфер, способствовать упрощению процедуры согласования инвестиционных проектов;
— принять комплексное решение о выделении земельных участков под строительство отелей и других объектов туристической инфраструктуры. Для такого строительства необходимо активно привлекать возможности национальных инвесторов. Пока что состояние дел в этом вопросе — просто-таки плачевное;
— реализовать комплекс мероприятий по развитию массового внутреннего туризма — прежде всего социального туризма — как фактора повышения качества жизни граждан Украины;
— развить туристическую инфраструктуру по направлениям национальной сети международных транспортных коридоров и создать систему безопасности туристов;
— продолжать расширять деятельность в Украине международных гостиничных сетей, поддерживать деловые инициативы, направленные на создание в стране гостиничных сетей эконом-класса;
— активизировать процедуру дальнейшего упрощения визового режима для туристов из стран Европейского Союза и других экономически развитых стран;
— задействовать и эффективно, рационально использовать памятники культурного наследия для развития туризма;
— способствовать развитию детского, молодежного и сельского туризма в Украине.
Кроме того, для развития детского и молодежного туризма необходима система льгот. Ведь известно, что в Российской империи еще в ХІХ веке для учащихся действовали транспортные скидки в размере 20%. А правительство Украины даже в тяжелом 1929 году нашло возможность выделить 5 млн. рублей на развитие экскурсионного дела, ориентированного на школьников.
Учитывая высокий уровень безработицы сельского населения, максимально быстро возродить село, достичь экономической стабильности и улучшения благосостояния в большей степени можно было бы и посредством обеспечения развития сельского туризма. Для профессиональной подготовки деревенских жителей можно использовать возможности дистанционного обучения.
На состоявшейся в Пекине XV Генеральной ассамблее ВТО было принято решение провести в 2004 году в Киеве V Международный форум ВТО для парламентариев и представителей местных органов власти на тему: «Эффективное законодательство, государственная политика и самоуправление: ключевые инструменты обеспечения глобального успеха туризма». К сожалению, этот форум в указанные сроки не состоялся. По нашему мнению, сегодня нужно возвратиться к этому вопросу на уровне Верховной Рады Украины, согласовать с ВТО дату проведения этого мероприятия, поскольку оно будет полезно, прежде всего, для самих нас.
...Легко разогнать, трудно научить. Нужно не растерять профессиональные кадры, работавшие в Государственной туристической администрации Украины, людей, обладающих большим опытом управленческой работы. Важно сохранить структурные «туристические» подразделения на местах — в АР Крым, областях, городах, районах, то есть там, где они уже созданы. Ведь работники всех подразделений таких структур должны быть прежде всего профессионалами, компетентными служащими, патриотами страны и отечественного туризма.