Каждый из нас рождается не чистой табличкой (как говорили древние философы — tabula rasa), а с определенным набором генов: закодированной информации предыдущих поколений. Генетически заложенная основа человеческой личности называется темпераментом. Поэтому дети, рожденные в одной семье, могут заметно отличаться друг от друга, несмотря на то, что воспитываются родителями одинаково. Неоднократно мы слышим бабушкины восклицания: «Ах, наша Оленька точно такая же, как ее отец в детстве, и такая же озорница». А об Оленькиной сестричке-близняшке говорят: «А эта — полная ее противоположность, такая же спокойная и серьезная, как мама». Но каждый человек (ведь мы наделены сознанием и умом) может влиять на свой темперамент. И мы не действуем по одинаковым алгоритмам всю жизнь. Способность изменять свой темперамент называют характером. Характер позволяет человеку укротить нежелательные биологические инстинкты и наклонности, а взамен как можно лучше использовать положительные черты своего генетического багажа.
Четыре типа темперамента (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик) описал еще древнегреческий врач Гиппократ. Но и сегодня сангвиник остается таким же, как и две с половиной тысячи лет назад: жизнерадостным, подвижным, общительным, он легко переключается с одной работы на другую, ненавидит однообразие. А известный писатель и врач Антон Чехов называет сангвиника «постоянным в своей непостоянности... Все впечатления действуют на него легко и быстро: отсюда возникает легкомысленность... или вообще ничего не читает, или читает запоем. Только то и делает, что любит. Женится неожиданно... Женщина-сангвиник — наилучшая женщина, если она не глупа».
Холерик — энергичный, порывистый, зажигательный, неуравновешенный и в поведении, и в поступках. Известный ученый академик Иван Павлов подчеркивал, что «это боевые типы, упорные, легко и быстро раздражаются». Чехов описывал этот тип темперамента так: «Холерик: желчный… глаза крутятся в орбитах словно голодные волки... Раздраженный, глубоко уверен, что зимой «черти как холодно», а летом «черти как жарко». Шуток не понимает. Как мужчина и приятель — невозможен; как подчиненный — почти невозможен; как начальник — невыносимый и нежелательный».
Человек с флегматичным темпераментом — медлительный, уравновешенный, спокойный, невозмутимый и упорный в труде. Вывести из себя флегматика практически невозможно. Но если уж выйдет из себя, это будет напоминать бурю, ломающую все вокруг. Вот, что Чехов писал о флегматике: «Внешность самая обыкновенная, неуклюжая. Всегда серьезный, потому что лень смеяться. Непременный член всяких комиссий, заседаний... на которых ничего не понимает и дремлет бессовестно. На все согласен, ни на что не жалуется, податлив. На службе — счастлив». Типичным флегматиком является Пьер Безухов из всемирно известного романа Л.Толстого «Война и мир».
Меланхолик — это личность чрезвычайно впечатлительная, тихая, несмелая, быстро огорчается и любит одиночество. Каждую неудачу человек с меланхолическим типом темперамента воспринимает как собственную трагедию. Примером типичного меланхолика может быть ослик Иа из мультфильма о Винни-Пухе, который разглядывал свое отражение в луже, приговаривая: «Ужасное зрелище, и с этой стороны ничем не лучше».
Особенности темперамента проявляются с самого рождения. Поэтому их следует учитывать родителям и учителям. Так, у школьников-сангвиников необходимо воспитывать концентрацию внимания и усидчивость. Эти дети очень подвижны, о таких говорят: «Его повсюду много». Для маленьких сангвиников характерна повышенная эмоциональная возбуждаемость и экспрессивность. Ученикам с сангвиническим типом темперамента очень трудно надолго сосредоточить внимание на чем-то одном. Этим детям чрезвычайно важно иметь какое-то интересное дело (или лучше — несколько), ибо если у них его нет, они становятся вялыми, начинают скучать или, наоборот, ищут новые возбудители: развлекаются и шалят. Поэтому учитель должен позаботиться о том, чтобы дети-сангвиники не сидели на уроке без дела.
Дети с флегматичным темпераментом недостаточно подвижны, у них несколько замедленная реакция. Желательно, чтобы учителя включали их в выполнение задач, способствующих вырабатыванию большей скорости реагирования и моторной подвижности. Но важно не переборщить, поскольку постоянная стимуляция школьников-флегматиков, наоборот, дает тормозящий эффект. Тогда они становятся еще более вялыми, инертными, настоящими копушами.
Дети-меланхолики, пожалуй, требуют наибольшего внимания, поскольку отличаются от других чрезвычайной эмоциональной чувствительностью и застенчивостью. Эти дети чрезвычайно творческие, и желательно переключить их эмоциональность (особенно меланхолию) в это русло. Из учеников с меланхолическим типом темперамента получаются хорошие поэты, писатели, актеры, музыканты и художники.
Дети-холерики легко концентрируют внимание на том или ином учебном предмете, но плохо переключают его (вследствие слабости тормозного процесса). Учитель должен организовать все, чтобы облегчить им успешное переключение внимания. Школьники-холерики возбудимы, зажигательны, склонны к аффектам. У таких учеников следует воспитывать тормозные механизмы. Поскольку у этих детей бывают повышенные реакции подкоркового происхождения.
Конечно, особенности темперамента сказываются на учебе и труде. Но каждый из учеников, несмотря на различный темперамент, может достичь успехов в учебе, просто у каждого будет свой путь. Надо помнить, нет «плохого» или «хорошего» темперамента, у каждого типа есть отрицательные и положительные психологические черты. К тому же, не так уж часто встречаются люди, имеющие какой-то определенный темперамент. Чаще всего это комбинация двух, а иногда и трех темпераментов.
Люди, достигшие успеха в жизни (образованные, одаренные, счастливые в любви и материально обеспеченные) — это те, кто в полной мере использовал свое генетическое сокровище. Характер этих людей достаточно сильный, чтобы преодолеть злого «внутреннего Минотавра» и использовать наилучшие психологические характеристики своего темперамента. Ведь у каждого из нас есть шанс стать гармоничной личностью.