Ему было за сорок, и он стоял на перепутье. Его жизнь буквально трещала по швам, пациенты смертельно надоели. Он устал выслушивать жалобы людей, убедился в собственном бессилии помочь им. Он вдруг осознал, что в действительности никогда не стремился стать врагом. Поступать на медицинский факультет он решил, будучи еще подростком. Это решение не было продиктовано ни интересом к работе психиатра, ни другим порывом души. Просто его лучший друг хотел изучать психиатрию, да и родители восприняли идею с восторгом.
Спустя некоторое время он бросил психиатрию и устроился на неполную ставку в одно из отделений неотложной помощи, посвящая большую часть времени написанию статей для журналов. Он стал получать много живых откликов, и понял, что нынешняя работа приносит ему намного больше удовольствия.
Вышеизложенная история может послужить примером пресловутого кризиса среднего возраста. Но в данном случае человек успешно справился с ним. Кризис — явление закономерное, и самое главное — нужное. Каждый день мы стремглав куда-то мчимся, боимся что-то не успеть. Но если не делать остановок, можно пропустить что-то главное, оказаться не там и не с теми. Кризис — автоматический тормоз, позволяющий нам остановиться, оглянуться назад, проанализировать прошлое и настоящее, подумать о будущем. Китайский иероглиф, которым обозначают понятие «кризис», переводится как «опасность» и «возможность». Одно из греческих значений слова «суд». Так что кризис — это суд над самим собой и своими деяниями, он открывает нам новые возможности.
Кризис среднего возраста приходит к человеку, когда половина жизни уже прошла, и за линией открывшегося горизонта угадывается темная пугающая пропасть смерти. Возрастают тревога, беспокойство, чувство страха, недовольство собой и окружающим миром, возникают проблемы со здоровьем. В примитивных культурах, которые используют древние традиции, человеку помогает общество — с помощью определенных ритуалов и ритуальных действий старейшины открывают неофиту новые знания и состояния, недоступные раньше истины. Человека принимают в круг зрелых мужчин или женщин, он начинает выполнять новые социальные функции. Но мы и наши современники уже не умеем быть традиционными, и этот простой и ясный путь для нас утрачен. Каждый из нас переживает этот процесс по-своему, когда есть только Я и Моя Смерть.
Известный ученый Ф.Василюк выделил четыре типа переживания кризиса. Гедонистическое переживание нивелирует ситуацию: «ничего не случилось», «все нормально». Поддерживается иллюзия благополучия, на все несоразмерности закрываются глаза. Это такая защитная форма переживания: если я ничего не буду видеть, то ничего плохого не случится. Если такой тип реагирования доминирует, то даже успех может привести к регрессу личности.
Реалистическое переживание — трезвое отношение к происходящему, к новым потребностям и интересам. Существование прошлого признается, но происходит полное разотождествление со своей личной историей жизни. Такое переживание в лучшем случае удерживает личность от деградации.
Ценностное переживание полностью признает существование критической жизненной ситуации, но способствует активному участию в создании нового с учетом того, что было, ориентирует личность на самоуглубление и самопознание.
Творческое переживание — сознательный и собранный поиск выхода из сложившихся обстоятельств. Человек либо продолжает жить, но по-другому (с новым смыслом), либо открывает совершенно новую страницу жизни, воплощая свои потенциальные способности, которые раньше не имел возможности реализовать.
Только последние два типа переживаний превращают разрушительные вихри кризиса в созидательные силы творчества, способствуют духовному росту и самосовершенствованию личности. В жизни редко встречаются чистые типы переживаний, но всегда можно для себя определить доминанту, что-нибудь радикально изменить в своей жизни. Человек расстается с иллюзией «чернового варианта жизни», с утраченными навсегда возможностями, с призрачностью социальных стереотипов. Кризис приходится на возраст от 35 до 45 лет, однако могут быть хронологические разбросы в силу несовпадения паспортного и психологического возраста. Одни люди со смирением принимают это и пытаются найти для себя новые направления деятельности, наметить новые цели. Это возраст расцвета способностей человека. Домохозяйки вдруг начинают писать стихи или открывают собственный бизнес, успешные бизнесмены становятся вольными художниками, известные супермодели открывают благотворительные заведения, отчаянные жиголо становятся священниками. Однако большинство испытывают горечь и несправедливость от того, что им чего-то в жизни не досталось, что-то пронеслось мимо. Острое чувство собственной неполноценности и обделенности порождает желание добиться обладания этим «чем-то», и человек верит, что таким образом он станет «настоящим» полноценным. Азарт, риск и адреналин заполняют человека, он развивает бурную деятельность. Мужчины начинают гоняться за молоденькими женщинами, новыми сексуальными ощущениями. Новые семьи строятся по старому образцу, поэтому проблемы все те же, но возникают они через 2-3 года. Юным созданиям тоже не позавидуешь — они попадают в жесткую зависимость от авторитарной мужской фигуры (очень похожей на отца), и вместо того, чтобы учиться, ходить на дискотеки, знакомиться с молодыми парнями, сидят с детьми в золотых (или железных) клетках и думают (по неопытности), что это и есть счастье. Конечно, случается и любовь.
Решить проблемы путем изменения внешних обстоятельств невозможно, ответ на них находится в своем внутреннем мире. Проблемность протекания кризиса среднего возраста можно прогнозировать, исходя из типа развития мужчины и женщины. Мужчины, которые в 13-14 лет отличаются надежностью, продуктивностью в работе, самообладанием, философским складом ума и сравнительной удовлетворенностью собой, ценят независимость и объективность, остаются такими и в среднем возрасте. Из бунтарей, склонных рисковать, вырастают неуравновешенные мужчины со слабым самоконтролем, импульсивностью и непостоянством во всем. Мужчины с повышенным самоконтролем, которые в подростковом возрасте были эмоционально чувствительны, ранимы, зависимы и недоверчивы, остаются такими и в 40 лет. Среди таких мужчин наиболее высокий процент холостяков. У некоторых мужчин бурная напряженная молодость сменяется спокойствием в зрелом возрасте. Женщины отличаются большим психологическим постоянством. Женственные, уравновешенные, общительные и теплые девушки продолжают оставаться такими и в середине жизни. Импульсивные революционерки становятся раздражительными и любят себя жалеть. Девушки, которые были в подростковом возрасте тревожными, мягкими, так же бывают озабочены собой и своей внешностью. Есть женщины которые очень меняются в середине жизни, например, женщины — интеллектуалки могут в зрелости становиться более мягкими и эмоциональными.
Главной задачей в кризисе среднего возраста является формирование генеративности — стремление повлиять на будущее через собственных детей, сделать свой вклад в развитие общества, науки, искусства. Для некоторых этот рубеж становится роковым: творческие люди, ощущающие, что больше ничего не могут дать миру, иждивенцы и лентяи, которые уже никогда никому ничего не дадут. Люди, функционирующие по привычке, но уже давно не живущие, не чувствующие, не переживающие. Что делать для того, чтобы кризис среднего возраста не стал жизненной драмой?
Жить каждый день, каждый час, ощущать, переживать, волноваться, любить себя и людей. Быть собой — личностью, познавать себя, удивляться себе. Делать то, что хочется, то, что нравится, то, что получается. Заботиться о себе, своем теле, своем развитии, своих близких. Благодарить мир за все, за солнце и ветер, за успех и неудачу. Верить, что жизнь даст нам все, в чем мы действительно нуждаемся.
Конечно, это в идеале. Это жизнь, о которой одни мечтают, а другие творят в ней. Идеал — это мерка, которой мы измеряем наше счастье. Страдальцы, меряющие себя стереотипными мерками, все время огорчаются и завидуют. Всему. Всегда. Люди, сформировавшие собственные представления, радуются успеху других и успеху своему. Чтобы не попасть в ловушку кризисных переживаний, необходимо сначала создать свои стремления и потом все время осуществлять пошаговый контроль, сравнивать желаемое со своим настоящим, и если что-то увлекло вас не туда — возвращаться на свой путь сердца.
Но если все-таки в этом возрасте вы ощутили беспокойство и тревогу и начали думать, что «нет в жизни счастья», то пора сесть и разобраться со своей жизнью. Первым делом разделите лист бумаги на «хорошо» и «плохо». Препарировав свою жизнь по заданному принципу, вы либо поймете, что зря себя накручиваете, либо от воздыханий надо быстро переходить к делу, иначе жизнь уйдет бесповоротно. Желательно взять следующий листок бумаги и написать 20 первых попавшихся желаний. Потом прочитайте его и попытайтесь почувствовать, действительно ли вам этого хочется. Например, желание бегать каждый день по утрам может исходить от папы, но вам сейчас это не подходит, однако вы продолжаете уверять себя, что «хорошо было бы». Или вы всегда хотели писать стихи, но когда вы сядете за них, вам может стать очень скучно. А может, вы когда-то мечтали смастерить усилитель из радиодеталей, теперь это желание утратило смысл, но вы изводите себя печалью по этому поводу. С такими желаниями можно и нужно расставаться, ведь они мешают осознать нам свои сегодняшние мечты, стремления зрелой души. А может, вы обнаружите, что к самому главному в своей жизни вы еще не приступали, и тогда перед вами откроются новые просторы для воплощения своих замыслов.
Но, возможно, и это не сделает вашу душу спокойной, а эмоции — уравновешенными. Тогда вам нужна родная душа, которая бы выслушала и поняла, приняла все, как есть. В цивилизованных странах давно существуют семинары для людей среднего возраста, группы поддержки, группы встреч, программы саморазвития. Понемногу эта практика появляется и у нас. Сейчас наиболее доступная форма выхода из кризисной ситуации — индивидуальная психотерапия, благодаря которой человек может разобраться со своими чувствами, переживаниями, мыслями, расставить все акценты в прошлом, настоящем, будущем. И снова — жить, жить, жить. С упоением, радостью, удовольствием.