Раздача пряников в виде социальных инициатив президента накануне Международного женского дня становится хорошей традицией. Правда, парламентские выборы уже прошли, а президентские еще не скоро. Возможно, поэтому в нынешних инициативах президента, представленных 27 февраля на расширенном заседании Кабмина, отсутствуют претензии на реформирование, они чуть менее затратны для государственной казны, охватывают своей заботой далеко не все слои украинского населения, а потому кажутся менее масштабными и не вызывают такого резонанса в обществе, как прошлогодние.
Хотя, это - как посмотреть... В Год детского творчества В.Янукович замахнулся на будущее, заявив, что с помощью "Новых социальных инициатив президента Украины "Дети - будущее Украины" "мы делаем стратегическую инвестицию в тех, кто будет строить и развивать Украину практически до конца XXI столетия". На мой взгляд, будущее страны в президентском документе рисуется хоть и творчески, но несколько однобоко. Поскольку на самом деле заключено оно не только в детях-инвалидах (поддержка которых - дело, безусловно, необходимое), не только в детях из малообеспеченных семей и не только в особо одаренных (большой вопрос, кстати, дети чьих родителей есть и будут в их числе).
В "президентском будущем" Украины совершенно не видно обычного здорового ребенка, чьи родители - представители так называемого среднего класса - во всем цивилизованном мире, в общем-то, и являются хребтом как настоящего, так и будущего страны. Поэтому стратегические инвестиции в будущее Украины, строить и развивать которую хотелось бы качественно, на мой взгляд, прежде всего должны быть направлены на реформу образования (не только дошкольного и внешкольного и, возможно, не прежде всего), а она, как известно, буксует, в том числе благодаря личности, стоящей во главе профильного министерства. Но это - мое мнение. Заместитель главы администрации президента И.Акимова считает, что "социальные инициативы, провозглашенные президентом 27 февраля, охватывают все категории украинских детей".
Как бы то ни было, люди, работающие в сфере детства, воспринимают подобные инициативы президента как "ну хоть что-то". Они утверждают, что благодаря прошлогодним, получается работать и закрывать "дыры" в законодательстве, например, по работе с семьей и детьми, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах. И хотя вопрос, конечно, не в инициативах, а в конкретных результатах, по крайней мере, неравнодушным есть на что ссылаться при нежелании чиновников выполнять свою работу.
Итак, новые социальные инициативы президента состоят, по сути, всего из трех пунктов: "Повышение качества жизни для семей с детьми", "Каждому ребенку - всестороннее развитие" и "Семейный уют - каждому ребенку". Лишь первый из них подкрепляется конкретными денежными суммами и включает увеличение госпомощи малообеспеченным семьям с 2508 грн сегодня до 3127 грн к концу года (140 тыс. семей); увеличение надбавки по уходу за ребенком-инвалидом на 25% - до 729 грн для ребенка до 6 лет и до 907 грн. - от 6 до 18 лет (всего 15 тыс. детей); увеличение соцпомощи для детей-сирот и детей-инвалидов, лишенных родительской опеки, до 2838 грн для детей до 6 лет и до 3314 грн - для 6-18-летних (всего 1612 детей).
Цена вопроса с учетом надбавок, по нашим приблизительным подсчетам, за год составит около 4,5 млрд грн. "Для обеспечения финансовой стороны этих социальных выплат по результатам первого квартала будут внесены соответствующие изменения в госбюджет Украины", - говорится в ответе первого замглавы АП Украины Ирины Акимовой на вопросы ZN.UA.
С такими цифрами госбюджет, похоже, справится. Хотя вопрос вызывают приоритеты: стоит ли увеличивать размеры социальной помощи, когда на том же заседании Кабмина министр социальной политики Украины в качестве ключевых задач называет ликвидацию задолженности по зарплатам в стране, составляющую сегодня более миллиарда гривен? Может быть, выплатой зарплаты родителям, государство тем самым уже поддержало бы их детей?
Второй пункт инициатив состоит из восьми подпунктов. Один из них предполагает расширение сети дошкольных учреждений в 2013-2014 гг., с тем чтобы обеспечить место 100 тыс. детей. "Не можете сделать это государственными и коммунальными ресурсами - максимально содействуйте развитию сети частных детсадов и обеспечению доступности их услуг для широких кругов семей с детьми", - заявил глава государства. По словам И.Акимовой, "на содержание новосоздаваемых дошкольных учебных учреждений будут предусмотрены соответствующие субвенции местным бюджетам".
Расплывчато-официальные формулировки в отношении конкретных мер и финансирования остальных подпунктов говорят о том, что суммы и источники поступлений толком не определены. Так, на вопрос о том, за счет каких средств предусмотрено финансирование областных и всеукраинских летних школ для одаренных детей; каким образом будет проходить отбор таких детей (10 тыс. в год) и должны ли будут родители оплачивать пребывание своих детей в таких школах, ответ был таким: "Глава государства инициировал создание благоприятных условий для одновременного развития и оздоровления одаренных детей во время каникул. Поэтому он поручил Кабмину обеспечить функционирование всеукраинских и областных летних школ для одаренных детей. К этой работе должны быть привлечены специалисты и ученые. Планируется, что правительство примет соответствующие акты, которыми определит порядок работы, в том числе и отбора детей, а также финансирование таких школ".
То есть на данный момент вопрос, какому именно учреждению будет поручен отбор одаренных детей и насколько прозрачной будет сама система, остается неясным. Как и вопрос финансирования летних школ.
"Порядок ежегодного отбора 100 одаренных детей для участия в президентской программе для самых талантливых "Интеллектуальное будущее Украины", которая должна создать условия для интеллектуального развития и проведения научных исследований, а также направления работы с этими детьми, в том числе с использованием потенциала Национального центра "Малая академия наук Украины", будет определен соответствующим актом президента Украины", - говорится в ответе И.Акимовой на вопрос о наличии механизма отбора талантливых детей.
На вопрос "Означает ли повышение уровня охвата внешкольным образованием (программой предусмотрено 2,5 млн детей) восстановление бесплатной советской системы и предусмотрены ли на эти расходы отдельные статьи бюджета" замглавы АП ответила: "Сегодня в Украине действует лишь 81,6 тыс. кружков и 2,1 тыс. учреждений развития творчества ребенка, которые финансируются за счет местных бюджетов. В таких условиях творчески развиваться могут лишь 1,5 млн украинских детей. Именно поэтому президент поручил правительству обеспечить государственную поддержку учреждений внешкольного образования. Это позволит не только сберечь, но и расширить сеть подобных учреждений и даст возможность развиваться 2,5 млн детей.
По мнению президента, занятость детей в кружках, секциях, спортивных, музыкальных школах является едва ли не наиболее эффективной мерой по профилактике и предупреждению правонарушений среди детей. Для выполнения этой социальной инициативы правительство должно предусмотреть в Госбюджете расходы на финансирование учреждений внешкольного образования".
Обратите внимание: в ответе нет даже намека на то, какими именно будут эти расходы. Возможно, расчетов не существует?
То же касается и производства средств реабилитации для детей с особыми потребностями (78 800 детей) и разработку и печать новых учебников со шрифтом Брайля для детей с недостатками зрения (1000 детей), а также создания отделений при реабилитационных центрах для дневного пребывания детей-инвалидов (15 тыс. детей). Инициатива по социализации этих детей и созданию благоприятных условий для воспитания детей-инвалидов в семье, для чего во всех регионах страны на протяжении двух лет планируется создать центры дневного пребывания для детей-инвалидов, очень важна. Однако когда на вопрос, предусмотрены ли Госбюджетом средства на это, дается не подкрепленный никакими цифрами нечеткий ответ, что, мол, "на реализацию этих инициатив правительство должно внести в установленном порядке изменения в действующее законодательство и предусмотреть в госбюджете их финансирование", начинаешь сомневаться в том, действительно ли это случится. И если случится, то когда.
Популяризация здорового образа жизни среди детей посредством модернизации детских спортивных площадок при 28 500 учебных заведениях, расширение сети центров матери и ребенка для социального сопровождения женщин, которые имеют риск оставить ребенка в родильном отделении, и, наконец, создание всеукраинской горячей линии по вопросам защиты семей с детьми - все это выглядит хоть и красиво, но крайне невыразительно без называния конкретных сумм. Возможно, для этого будут привлекаться ресурсы социально ответственного бизнеса? Все это пока остается за кадром.
"Ну, хоть что-то"…