Миллионы любителей научной фантастики знают: они знакомы с будущим. И это действительно так. Ведь хотя не все предвидения этого жанра уже осуществились, но нет ни одного значительного научно-технического открытия, которое не было бы предвидено писателями- фантастами.
Это закономерно. Научная фантастика объединяет в себе два метода познания и отображения мира — метод художественной литературы, в котором действуют такие мощные орудия, как воображение и интуиция, и метод науки — строгая логика анализа и экспериментальная основа. Именно сочетание этих двух методов позволяет жанру на протяжении столетий удивлять точностью предвидения научных открытий и социального развития общества. Эта точность настолько поразительна, что позволяет утверждать: читатели научной фантастики, в отличие от всех других, уже имели возможность заглянуть в будущее, они жили в нем, они знают его, как никто другой. «Будущее... как известно, отбрасывает свою тень задолго перед тем, как войти», — писала Анна Ахматова.
Авторы утопий нарисовали все варианты социального обустройства общества, рассказали обо всем, что нам довелось и что предстоит еще пережить, в том числе различные варианты мира и войн. Разновидности атомного оружия предвидели еще Герберт Уэллс в 1914, Карел Чапек в 1924 и В.Орловский в книге «Бунт атомов», вышедшей в 1924 году.
...Как-то в августе 1944 года к американскому писателю-фантасту и издателю журнала «Эстаундинг сайес фикшн» («Поразительная научная фантастика») Джону Кэмпбеллу вошли без предупреждения два агента ФБР. Их интересовали сведения о человеке по имени Картмилл, чей научно- фантастический рассказ был опубликован в последнем номере журнала.
В рассказе шла речь об изобретении атомной бомбы, при этом сама бомба описывалась довольно подробно, даже в деталях: две небольшие полусферы из урана-235, механизм детонации, приводились данные о температуре взрыва, рассказывалось о яркой вспышке, уничтожающей все живое, об ударной волне, способной снести огромные строения, словно картонные коробки, сообщалось о губительной радиации и ее последствиях...
Удивительно, что рассказ появился именно в то время, когда американцы больше всего боялись, чтобы немцы не опередили их в работах по созданию атомной бомбы, когда был уже разработан и бдительно охранялся так называемый «Манхэттенский проект» с несколькими ступенями засекреченности. Напомним — это было почти за год до того, как подготовленные для удара по Германии американские атомные бомбы свалились на головы японцев, испепелив Хиросиму и Нагасаки. Агентов ФБР волновал вопрос: от кого К.Картмилл смог получить секретные сведения о «Манхэттенском проекте»? И действительно — от кого? Не от такого же писателя, как сам: не от Уэллса же!
После тщательного расследования оказалось, что начинающий писатель никогда не был в Лос- Аламосском центре атомных испытаний, не имел знакомых и друзей среди разработчиков «Манхэттенского проекта» и мыслил сам по себе, строил прогнозы, исходя из информации, публикующейся в открытой прессе, как и знаменитый фантаст Уэллс, создавший «Освобожденный мир», или же русский фантаст Орловский — автор «Бунта атомов». Кстати, Картмилл пользовался еще и научными публикациями предвоенных лет.
Защищаясь от слишком уж бдительных и придирчивых агентов, писатель и издатель Джон Кемпбелл сослался еще и на опубликованный в 1941 году рассказ Роберта Хайнлайна на ту же тему — «Неоправданное решение», в котором говорилось об атомной войне и послевоенной гонке вооружений. Однако еще долго Джону Кемпбеллу не удавалось развеять тревогу американских контрразведчиков: как бы немцы не обратили внимание на рассказ «Мертвый коридор», что могло бы привести их в ядерный клуб и способствовать раскрытию секретов. А уж теми секретами могли воспользоваться разные люди в какое угодно время: и тогда, и теперь. Не зря же предупреждали об этом и сами «родители» атомных и водородных бомб, и гениальный кибернетик Норберт Винер: «Между экспериментальным взрывом в Лос-Аламосе и решением использовать атомную бомбу в военных делах прошло так мало времени, что никто не имел возможности как следует подумать. Сомнения ученых, знавших о смертоносном действии бомбы, больше и лучше остальных представлявших себе разрушительную силу будущих бомб, не были учтены. За всем этим угадывалась рука человека-машины, стремления которого ограничены лишь желанием увидеть, что механизм запущен в действие. Более того, сама идея войны, которую можно вести, нажимая на кнопки, — страшное искушение для всех, кто верит в силу своей технической изобретательности и испытывает глубокое недоверие к человеку. Я встречал таких людей и хорошо знаю, что за моторчик стучит в их груди».
Всем читателям научной фантастики известно, что большинство идей Жюля Верна, высказанных в его произведениях, давно воплотились в жизнь, другие продолжают воплощаться в наше время, например, современные проекты геотермальных станций, которые используют внутреннее тепло Земли. Об этой проблеме, приобретшей еще большую актуальность в наше время энергетических кризисов, знаменитый фантаст писал в романе «500 миллионов бегумы». Сбываются даже его предвидения, казавшиеся невероятными. Помните роман «Из пушки на Луну»? Казалось бы, где уж там пушечному снаряду состязаться с баллистическими ракетами... Так нет же! И это изобретение Жюля Верна сегодня пригодилось...
В середине сентября 1992 года на встрече американских и советских ракетчиков в Семипалатинске доктор Джеймс Пауэлл из Брукхейлинской лаборатории рассказал о построении пушки для запуска грузов на орбиту вокруг Луны, чтобы подготовить будущий полет на Марс. Уже состоялись первые испытания — запуск снаряда по суб-орбитальной траектории в сторону Тихого океана. Эта американская космическая пушка отличается от обычных тем, что использует легкие газы (водород и гелий) для преодоления снарядом скорости звука. Рабочий процесс начинается в 80-метровой части ствола с внутренним диаметром 35 сантиметров. Электрическая искра зажигает сжатую смесь воздуха и мета- и взрывная волна разгоняет стальной поршень-снаряд весом в одну тонну. Поршень, в свою очередь, сжимает в основной части ствола водород до 4 тысяч атмосфер, он направляется в перпендикулярное колено пушки и там разгоняет пятикилограммовый снаряд, который с бешеной скоростью вылетает из ствола.
В Ливерморе (США) космическому агентству предложили пушку, способную выстрелить на орбиту 10-тонный снаряд, в котором размещен контейнер с аппаратурой. Такие снаряды были бы идеальным транспортом для доставки на космические околоземные станции воды и стройматериалов. К тому же, пушка стоит намного дешевле, чем космический грузовой корабль.
Поразительной точностью предвидений отличаются и многочисленные произведения украинской научной фантастики.
Наверное, многие из вас читали, по сути, первый современный научно- фантастический роман Владимира Винниченко «Солнечная машина» — о самом широком применении энергии Солнца, в том числе и для синтезирования — изготовления новой пищи, обходя многие этапы происходящего в природе. В те времена мысль писателя представлялась абсолютно фантастической, а роман — полнейшим вымыслом. А сегодня гелиоустановки, созданные учеными нашего государства, в частности — в Институте технической теплофизики НАН Украины под руководством доктора технических наук Виктора Журавленко, — применяются не только для отопления помещений, но и для создания холода, особенно в южных областях. Применяется солнечная энергия в специальных установках и для ускорения образования зерен хлорофилла и непосредственно крахмала, то есть именно в том направлении, которое пророчески предвидел наш знаменитый земляк с такой сложной судьбой, полной драматических противоречий.
Научно-фантастическая повесть Владимира Владко «Iдуть роботарi» увидела свет в 1931 году, когда о создании промышленных роботов еще не было и речи. А в повести довольно подробно описывались механизмы, устройство и внешний вид роботов, рассказывалось о связанных с их применением социальных конфликтах в обществе, в частности — забастовках, которые будут возникать из-за уменьшения рабочих мест. Поэтому рабочие в повести действуют так, чтобы роботы бастовали вместе с ними.
Не так давно японская газета «Токио симбун» рассказала о подобной забастовке рабочих, протестовавших против слишком широкого применения роботов на сборке автомобилей.
Другой наш известный писатель — Юрий Смолич в научно-фантастической повести «Хозяйство доктора Гальванеску» (1929 г.) показал уже не металлических, а живых роботов — людей, превращенных в зомби. Они могут быть абсолютно послушными, умелыми солдатами, их можно применять для самых кровавых действий. Сегодня мы видим довольно часто таких зомби на телеэкранах в боевиках, а кое-кто, как свидетельствует пресса, встречаемся с ними в реальной жизни. Их готовят для спецслужб разных стран и разными методами — от биологических, как в повести «Хозяйство доктора Гальванеску», до религиозных, как, например, исламских фанатиков-самоубийц, которым их вожди гарантируют места в раю, даже выдают туда специальные пропуска.
Наверное, каждый писатель-фантаст мог бы рассказать о том, что ему известно лучше других, — о воплощении в жизнь идей и гипотез, высказанных в его произведениях. Расскажу и я о нескольких красноречивых эпизодах...
В 1962 году в моем сборнике «Загадка акулы» был опубликован рассказ «Отклонение от нормы» — о создании кибернетического двойника определенной человеческой личности. Мысли мои подвергались тогда беспощадной критике, зафиксированной даже в официальных идеологических постановлениях. Тем не менее потом вместе с молодым ученым (теперь он уже член-корреспондент НАН Украины) Анатолием Стогнием мы написали серию очерков, а со временем и книгу «КД — кибернетический двойник», несколько раз выходившую в издательстве «Наукова думка» и переиздававшуюся в зарубежье. А сегодня, как свидетельствуют сообщения прессы и выступления ученых, в теоретической и практической кибернетике сформировалось направление программирования по типу кибернетического двойника и уже действуют глубоководные и космические роботы, работающие именно по таким программам, а мы со Стогнием называемся, в частности, в японской прессе «отцами- основателями» этого направления.
Второй случай точного попадания приведу в цитатах. Вот коротенький отрывок из рассказа «Наследство», опубликованного в том же сборнике «Загадка акулы». В нем повествуется об открытии века — синтезе гена — молекулы ДНК и внесении при этом некоторых химических изменений для лечения унаследованных болезней и дефектов: «Правда, получать ДНК с направленными изменениями все еще не так просто. Для этого в колбу помещают фермент, немножко готовой ДНК определенного вида, которая послужит зажиганием-образцом, и «кирпичики» — составные частички нуклеиновой кислоты, ее азотистые основания...» А вот отрывок из «Литературной газеты»: «В Соединенных Штатах Америки в лаборатории Стенфордского университета была синтезирована активная молекула ДНК — такое сообщение появилось в мировой печати в конце 1967 года. За эту работу ее руководитель профессор Артур Корнберг был удостоен Нобелевской премии. Ученый произвел синтез, использовав в качестве шаблона естественную молекулу и ферменты». Как видите, полностью совпало не только предвидение синтеза ДНК, но и методика этого опыта, имеющего мировое значение.
Один из наших крупных специалистов в области исследования СПИДа, доктор медицинских наук Алла Щербиновская пришла к выводу, что вирус СПИДа в переменчивости опережает даже вирус гриппа. В последнее время отмечены случаи, когда клиническая картина и угнетение определенных групп лимфоцитов абсолютно идентичны СПИДу, а вирус не обнаруживается или же его можно обнаружить лишь на определенной стадии развития болезни и в очень короткий промежуток времени. Такие же сообщения поступили из лабораторий Англии и США — и не только относительно СПИДа, но и других болезней.
В рассказе «Загадка акулы», который дал название всему сборнику, повествовалось о внезапно вспыхнувшей эпидемии. От этой ужасной «акулы» умирали тысячи людей, а возбудителя никак не удавалось обнаружить. И только тогда, когда применили вместе с микроскопом еще и сверхскоростную кинокамеру, на нескольких кадрах увидели возбудителя. Он был скрыт от людей не в пространстве, а во времени: возбудитель становился видимым лишь в короткие фазы развития.
Сегодня, через почти сорок лет, медицинская наука пользуется таким методом в различных направлениях исследований, в том числе и для обнаружения возбудителей, или еще, как говорят, агентов болезней.
В Соединенных Штатах Америки уже давно открыты институты и корпорации футурологов — ученых, которые научно предвидят, «вычисляют» будущее. Особенно внимательно они изучают научно- фантастические произведения (не путать с «фентези»), ищут в них предвидения, которые должны осуществиться. Ведь даже некоторые науки, возникшие недавно, и направления других наук были предвидены и описаны научной фантастикой. Например, известный писатель-фантаст О.Хаксли еще в 1911 году описал в фантастическом романе обучение студентов во время сна, потом другой фантаст М.Шировер в новелле «Цереброфон» в 1932 году рассказал об аппарате «дормифоне» — комбинации патефона с электрическими часами и наушниками, а уже через год ученый Р.Элиот применил такой аппарат на практике.
Исследователи научной фантастики подсчитали, что так или иначе были воплощены в жизнь около пятидесяти идей известного русского писателя Александра Беляева. Если бы их обнаружили сразу после опубликования произведений и передали на разработку ученым и изобретателям, это сэкономило бы десятки лет настойчивых поисков и колоссальные средства.
Именно поэтому научную фантастику ныне изучают в вузах многих стран, и сегодня имеются целые учебные программы по этому жанру. Итак, если хотите знать будущее — читайте научную фантастику.