Сейчас не ругает власть разве что ленивый. Собственно, власть для того и существует, чтобы ее ругали. Так уж сложилось еще в советское время, что вельможи не могут обойтись без «непопулярных» решений, а народ - без хулы в их адрес. Боюсь натолкнуться на непонимание, но нынешняя власть мне нравится. Хотя со стороны местные правители ничем не отличаются от других, в каком «разрезе» на них ни посмотри - в геополитическом или историческом: граждане своего государства, подобно всем великим людям, начинали с малого, дошли до больших высот, а закончили тюрьмой. Вспомните, Наполеон был обычным офицером, стал императором, а потом - узником на острове Святой Елены. Некоторые наши доморощенные «экс» начинали: кто инженером, кто с кооперативного видеопроката «эммануэлей» в горбачевское время, кто колхозником, а таки достигли наивысших вершин правительственного олимпа.
А кое-кому повезло - свои уже «прикасаемые» косточки, под внимательным взором заморских надзирателей, греет на калифорнийском солнце. Действующие же украинские правители, подобно большевистским революционерам-душегубам, наоборот, начинали с тюрем, однако сейчас парятся в межигорских или кончезасповских банях. Впрочем, имеют право на весь мир заявить, что о свободе они знают не по слухам. Вот такая уж комедийная их владетельная судьба.
Более того, у наших властителей я даже учусь. Да и не я один. Благодаря нашему «яйцепадному» вся Украина запомнила навсегда, как пишется слово «профессор». И не только на украинском языке, но и на языке «старшего брата». А чего стоит лингвистический перл другого сановника - Яновича: «Беритє лопати - ідітє працюваті. Досить скігліти».
Пацан сказал, пацан сделал - и отменил уже традиционные зимние каникулы. И мы «не скіглімо», потому как понимаем - надо наполнять государственную казну, а большое количество нерабочих дней оказывает непосредственное влияние на экономический уровень государства. Осмелюсь дать совет: кому из чиновников «зудит» поехать на горнолыжные курорты - пусть едет, но за собственный счет. Глядишь - и что-то капнет в бюджет. С миру по нитке - бедному... дворец. А десяти официальных праздничных и религиозных нерабочих дней на предприятиях, в учреждениях, организациях в 2012 году вполне достаточно для казенного люда. Частникам и так не до отдыха, потому что они гуляют сами по себе и чихать хотели на власть. Частник из кожи лезет, лишь бы достичь экономического уровня хотя бы 1914 года. Кстати, о царской России. Сколько же отдыхали наши предки под гнетом «невыносимого царизма»? Для примера взглянем на Юго-Западный край - Киевскую, Волынскую и Подольскую губернии. Большинство из того, о чем будет идти речь далее, можно смело перенести на сегодняшний день. Годы уходят, а характер народа течению времени не подвластен.
Украинцы были набожными (во всяком случае, внешне), а значит, не работали минимум двенадцать двунадесятых праздников. Большинство этих праздников приходятся на весну и лето. Весенние совпадали со временем сева и приводили к опозданию с посевами, а летние - к несвоевременной жатве, а, следовательно, к осыпанию ржи. Но и священники, и члены правительства понимали, что праздники для рабочего люда являются временем отдыха. А поскольку весной и летом трудягам приходилось работать больше всего, и к тому же в длинные летние и весенние дни, то, естественно, потребность в отдыхе весной и летом также больше, чем в другое время года.
Было бы ошибкой приписывать установление праздников лишь экономическим причинам. Если рассмотреть праздники, которые отмечали и отмечают сейчас украинцы, то некоторые имеют следы еще языческих верований, другие установлены церковью, третьи, хотя и церковные, но обязательность празднования их церковью не определена. Праздников, установленных церковью, не считая воскресений, в дореволюционной России было 24. Кроме того, народ отмечал дополнительно еще 26 праздников, а именно (названия праздников приведены так, как их называли в народе в ХІХ в.), по юлианскому календарю: 7 января - Крестителя, 8 января - Рождественский день, 9 февраля - 40 святых, Чистый понедельник - перед Пасхой, 26 марта - Благовещение, 23 апреля - Юрия, 21 мая - Константина и св. Елены, два лишних дня на Троицу - Семык (Зеленый четверг - кто будет работать в Семык, у того Русалки передавят весь скот) и понедельник после праздника, Десятый понедельник - после Рождества Христова, 13 июля - Полупетра, 22 июля - Марии Магдалины, 27 июля - Паликопа, 29 августа - Головосека, 8 ноября - Михаила, 4 декабря - Саввы и Варвары, 9 декабря -зачатие Анны, 31 декабря - Меланки и пр. А еще нужно учесть много выходных дней на Рождество и Пасху, когда трудовой люд, хоть и изредка, выходил на работу, но не работал, а ел кутю или кулич, борщик с вареничками или колбаску, студень с хреном или пасхальные яйца с пирогами; и все эти кушанья запивал неограниченным количеством «горілки». Какая уж тут работа!
Таким образом, праздников вместе с воскресеньями в течение года выходило 102 дня. То есть: в феврале, марте, июне, сентябре, октябре и ноябре по семь дней в месяц; в январе, июле и августе по восемь, в мае 10 дней, в апреле (если Пасха выпадала на этот месяц) и декабре - по 13 дней. В пять весенних и летних месяцев народ гулял 46 дней (30% рабочего времени), а вообще в год праздников набиралось почти 28%.
Кроме праздничных дней, прогулы случались и по естественным причинам: из-за свадеб, похорон, крестин и т.п. Из статистического отчета министерства внутренних дел России за 1875 год узнаем, что в Юго-Западном крае ежегодно проходило 60 тысяч свадеб только в уездах, не считая крупных городов; около 270 тысяч крестин и около 170 тысяч похорон. Во время свадьбы 30 человек, участие которых в свадебной процессии обязательно, теряют в среднем каждый около четырех рабочих дней. На похоронах в среднем девять человек теряют по два дня. Так что, только через обрядность народ не работал примерно 16 миллионов дней, или, иными словами, каждый работник на свадьбах, похоронах и крестинах терял в год пять рабочих дней.
К этим цифрам мы должны добавить храмовые праздники, которые и сейчас довольно широко и громогласно отмечают на Правобережье Украины. Празднование покровителя местной религиозной общины почти всегда проходило несколько дней. Если принять во внимание время говенья и то, что в Украине они повторялись несколько раз в год (отпусты), а еще и то, что православные украинцы отмечали и некоторые католические праздники, то вообще выходило нерабочих дней более 120 в год, то есть треть года. Кроме того, надо учесть нерабочие дни в общегосударственные праздники (дни коронации и венчания на царство императоров, празднование 900-летия крещения Руси, местные праздники - как, например, в Киеве крестные ходы и парады на праздники: Равноапостольного князя Владимира, киевского покровителя архистратига Михаила, на праздник Пятидесятницы - середина между Пасхой и Троицей и т.п.). Для сравнения - из популярного в России в 1870-е годы учебника политической экономии Вильгельма Рошера узнаем, что количество рабочих дней в протестантских странах Европы достигало 300, в католических до 270, а в Баварии - 204 дня.
Как уже отмечалось, неофициальных праздников было больше, чем праздников, установленных церковью. Большинство из них - так называемые церковные праздники, не обязательны для празднования. Установились они под влиянием местного духовенства и всячески поддерживались ими. Об этом неоднократно писали в тогдашней печати, а на третьем съезде сельских хозяев, состоявшемся в Киеве в 1872 году, делегаты непосредственно заявили, что сельские священники поддерживают эти праздники потому, что им это выгодно. Под влиянием священников в народе закрепилось мнение: хотя в эти дни работать грех, но «послушать батюшку», то есть пойти на «толоку» к священнику - не грех. Духовенство в храмах рассказывало о будущих, на протяжении недели, праздниках, называя те, которые не определены церковью для празднования. Поэтому, стоило в эти дни ударить в колокола к богослужению - народ сразу оставлял роботу и шел сначала в церковь, а потом «работать» в усадьбу священника.
Праздничный разгул в Украине набрал такие масштабы, что правительство вынуждено было создать специальную «особую комиссию» по обсуждению вопроса об уменьшении нерабочих дней и праздников. Ежемесячно волостным правлениям и сельским старостам рассылали расписания праздников, установленных церковью, с обращением к духовенству не поддерживать праздники, которые в расписании не значились. Комиссия пришла к выводу, что вопрос сокращения нерабочих дней напрямую зависит от установления количества рабочих часов при найме на работу. Крестьяне-хозяева прогуливают меньше дней, чем наемные рабочие. И это понятно: хозяин, свободно распоряжаясь своим рабочим днем, позволял себе больше времени для отдыха. Наемные рабочие при ненормированном рабочем дне такой возможности не имели и вынуждены были работать, например, летом по 16 часов подряд, а следовательно, нуждались в большем времени для отдыха. Члены комиссии исследовали, что на трудных роботах, например землекопам (грабарям), для отдыха мало даже шести-семи дней в месяц. Поэтому рабочие каждую неделю устраивали дополнительный выходной, который работодатель записывал не как прогул, а как… «больные дни» (больничные). Если уменьшить количество законных выходных, то работнику пришлось бы увеличить количество своих «больных дней», а в эти дни он не только ничего не зарабатывал, но даже вынужден был платить хозяину за харчи. Впрочем, работать в таком ритме, лишь при четырех праздничных днях в месяц, не хватало сил. Выход из ситуации комиссия усматривала во внедрении фиксированного рабочего времени ежедневно - как для сельскохозяйственных, так и для фабричных рабочих, если при этом «количество рабочих часов было установлено согласно требованиям народного здоровья». Собственно, на этом принципе основывается и нынешнее трудовое законодательство, когда интересы работников и работодателей совпадают, а следовательно, - способствуют повышению трудоспособности и сокращению нерабочих дней. Также члены комиссии отмечали, что распространение образования среди работающих «есть одним из мощных средств искоренения среди народа суеверий, которые поддерживают большинство праздников». Поэтому власть должна способствовать более успешному распространению образования среди простых людей.
Но чиновник и в царской России был чиновником. В то время (в 1870-е годы), когда «особая комиссия» выискивала методы и средства для уменьшения количества праздников, количество нерабочих дней в Украине и дальше увеличивалось. Скажете, куда уж больше? А вот нашлись казенные умники, которые сумели заставить украинца не работать.
Известно, что тогдашняя Украина славилась большим количеством ярмарок. В нашем крае были городки, в которых ярмарки проходили каждое воскресенье, в других - через воскресенье. Лишь в Киевской губернии более или менее значимых ярмарок и торгов было до 720 в год. Почти все они проходили в праздники и воскресенья. Путешествуя в эти дни на базар, ни крестьянин, ни его жена, ни его волы или кони не теряли рабочих дней. Но нашелся «мудрый чиновник», который «из религиозных соображений», наперекор устойчивым привычкам и традициям, наперекор экономическим интересам, наперекор, в конце концов, здоровому смыслу, перенес ярмарки на будни. Сначала попробовали проводить торги по субботам. Но это не имело успеха, потому что без евреев, для которых суббота является святой, ярмарка - не ярмарка. Пришлось переносить на другие дни недели. Для крестьянина базарный день - это не только возможность продать несколько мешков картофеля или овощей, яиц или мяса, фасоли или аршин полотна, а потом купить масла, соли, платок - жене, сласти - детям. Ярмарка была этаким самобытным клубом. Здесь, общаясь с людьми из других местностей, крестьянин удовлетворял свою любознательность, встречался с родственниками и приятелями, проводил с ними, как умел, досуг. А его семья также не скучала, потому что базарная площадь, кроме палаток с товаром, была полна всяческих забав и зрелищ. Поэтому сельский хозяин, несмотря на потерю рабочих дней, продолжал ездить на базар и в будни. Только вмешательство столичной (петербургской) власти вернуло ярмарочную торговлю в обычное русло. Думаете, на этом вопрос исчерпался? Как бы не так! То ли врожденный великорусский антисемитизм сработал, то ли зависть к евреям, что они, вопреки экономическим интересам, в субботу не работали, но в 1889 году, почти через двадцать лет после первого запрета воскресной ярмарочной торговли, староста Киевского купеческого собрания, коммерческий советник М.Чоколов обратился к местному купечеству с предложением, как в Петербурге, в чествование «чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 года», отказаться от лавочной торговли в воскресные и праздничные дни. Мысль коммерческого советника поддержали сто киевских купцов и уполномочили старосту купеческого товарищества Киева представить соответствующее ходатайство городской власти. Понятно, что почин купцов городская управа удовлетворила и издала постановление о запрете воскресной торговли. Более того, когда выяснилось, что кое-кто из купцов вопреки запрету продолжал торговать по воскресеньям, городской голова С.Сольский обратился к полицеймейстеру А.Живоглядову, чтобы тот предпринял надлежащие шаги. Киевский главный полицейский не промедлил и, в свою очередь, издал приказ, которым обязал участковых приставов «пристально следить за выполнением постановления городской управы, а в случае ее нарушения, привлекать виновников к строгой ответственности».
Наверное, подражая представителям «официальной государственной религии», киевский казенный талмудический раввин О.Цуккерман также обратился в городскую санитарную комиссию с просьбой, чтобы в пятницу на городских бойнях, где есть еврейские отделения, работа прекращалась, согласно иудейскому закону, до заката солнца. Ходатайство было удовлетворено. Что ни говорите, а таки заботились чиновничьи и духовные царские мужи об отдыхе своих вассалов.
Мы рассмотрели в историческом свете лишь маленький штрих к той комедии, которую разыгрывают наши доморощенные властители. Невольно возникает вопрос - чем же этот фарс закончится? Большинство не «скіглить». Пока «заскіглили» самые мужественные - афганцы и чернобыльцы. А что будет, когда «заскіглить» селянство? История учит... Ой, о чем это я… Какая история? Кто из них ее учил. Кое-кто учил, но трактует как-то очень уж по-своему. После войны часто говорили: «Мы университетов не заканчивали». Сегодня, наоборот, модно хвалиться купленными дипломами и учеными регалиями. И когда они успели все это получить? А относительно знаний, похоже - не сложилось. Так вот, история учит, что когда поднимается с колен селянин, достается всем. Финал известный заранее: народ потеряет государственность, а вот «сильные мира сего» - абсолютно все, в прямом понимании этих слов.