Потрепанная визитка

Поделиться
Рынок гостиничных услуг Украины находится в зачаточном состоянии. По международным нормативам, на одну тысячу населения страны должно приходиться не менее 10 гостиничных мест...

Рынок гостиничных услуг Украины находится в зачаточном состоянии. По международным нормативам, на одну тысячу населения страны должно приходиться не менее 10 гостиничных мест. Если учесть, что в нашем государстве проживает около 47 миллионов человек, количество эксплуатируемых гостиничных мест должно составлять где-то 470 тысяч. Имеем же значительно меньше — всего около 100 тыс. То есть объем предложения ниже нормы почти в пять раз.

Это какой-то замкнутый круг. Недостаток гостиничных мест — причина фактического отсутствия конкуренции. Отсутствие конкуренции позволяет гостиницам держать цены на свои услуги на неоправданно высоком уровне. В свою очередь высокие цены в условиях монополизма (особенно в регионах) позволяют не заботиться об уровне сервиса. Цены высокие, сервис нулевой — результат низкой загрузки отелей. Низкая загрузка — значит, мало дохода, почти нет прибыли. В результате вот уже пятнадцать лет отечественное гостиничное хозяйство практически не развивается и попросту прозябает...

А вы прошли сертификацию?

Конечно, можно успокаивать себя тем, что в нашей стране услуги постояльцам предоставляют не только гостиницы, но и «другие средства размещения». Речь о санаториях, пансионатах, частных усадьбах и так далее. Конечно, потенциальному потребителю, прибывшему в Одессу, Ялту или Трускавец, пусть даже на несколько дней, гораздо выгоднее поселиться гривен за 100—150 в каком-либо санатории (с трехразовым питанием), а не платить в кассу отеля в полтора-два раза больше (и это без питания). Желание сэкономить демонстрирует и корпоративный сектор: многие конференции и симпозиумы у нас проводятся не на базе конференц-отелей, а в санаториях, даже несмотря на тамошнюю нередко допотопную базу.

По сведениям Госкомстата, в нашей стране функционирует 3083 средства размещения, в том числе 1192 предприятия гостиничного хозяйства. Однако не только потребители, но даже некоторые специалисты не знают, что только 992 предприятия, предоставляющие услуги размещения, прошли обязательную сертификацию на безопасность. Большинство отечественных средств размещения, в том числе и многие гостиницы, не отвечают не только международным, но даже национальным, сравнительно либеральным, стандартам! К слову, если вы переночевали в отеле, который не прошел обязательную сертификацию, и у вас на руках сохранился чек или квитанция, можете смело обращаться в суд с иском о защите прав потребителей.

Всего 189 украинских гостиниц прошли так называемую категоризацию и получили энное количество звездочек. На всю Украину сегодня только два пятизвездочных отеля — киевский «Премьер Палас» и донецкий «Донбасс Палас». Четырехзвездочных — 26, трехзвездочных — 81, двухзвездочных — 48, однозвездочных — 32. Свыше тысячи гостиниц «звезд» не имеют вообще.

«Просто», «прозрачно», «быстро»...

Правда, в последние годы рынок гостиничных услуг развивается довольно активно. Об этом свидетельствуют несколько взаимосвязанных тенденций: увеличение объема капитальных инвестиций (в 2004-м было вложено 0,8 млрд. грн., в 2005-м — 1,8 млрд.), рост количества предприятий гостиничного хозяйства, создание первой национальной отельной сети. Кроме того, в Украину наконец-то стали приходить всемирно известные отельные сети — «Редиссон», «Риксос», «Хайат».

В последние годы были разработаны адаптированные к международным стандартам нормативные документы, регулирующие порядок предоставления гостиничных услуг (в чем немалая заслуга бывшей Гостурадминистрации). Не сидит сложа руки и недавно созданная Государственная служба туризма и курортов: с ее подачи в марте 2006-го Кабмин утвердил Порядок предоставления услуг временного размещения (проживания). Этот Порядок, в частности, предусматривает, что все средства размещения, которые имеют 10 и больше койко-мест, должны зарегистрироваться как субъекты предпринимательской деятельности. И платить налоги. И соблюдать стандарты.

Но объем инвестиций, даже несмотря на более чем двукратный рост, все равно мал. Причин тому несколько. Одна из них — большой срок окупаемости проектов по строительству и введению гостиниц в эксплуатацию. За рубежом, чтобы «отбить» вложенные в гостиницу деньги, нужно работать 10—12 лет, у нас — не менее 7—10. Отечественные бизнесмены считают, что и это много: ведь строительство жилого дома или коммерческого центра окупается за три-четыре года.

Но даже если инвестор и решит построить гостиницу, он вынужден запастись недюжинным терпением. Сначала нужно получить участок. Насколько это «просто» и «прозрачно», наверное, объяснять не надо. На согласование всей документации нужно затратить как минимум 10 миллионов гривен. Затратить — полбеды, нужно еще собрать около 160 (!) различных разрешений. На это уходит в среднем два года. А вот за рубежом на все — от идеи до приема первых клиентов — уходит год-полтора…

Недозагрузка

Средняя загруженность отечественных гостиниц сравнительно невысока — 50—60%, лишь немногие могут похвастаться, что у них этот показатель превышает 75%. Загрузка киевских гостиниц в 2005 году составляла 55%. Почти все крымские отели в «не сезон» имеют загрузку менее 30%, большинство попросту закрываются и не работают. Как повысить посещаемость? Рецептов много: развитие при отелях сопутствующей инфраструктуры (бассейн, оздоровительный центр, конный манеж), разработка конференц-программ, запуск программ выходного дня и т.д. На все это нужны инвестиции, а их нет.

Конечно, наиболее действенной мерой увеличения загрузки было бы снижение цен при одновременном повышении качества и ассортимента предоставляемых услуг. Обратимся к опыту все той же Турции: зимой проживание в пятизвездочном отеле с питанием по системе «все включено» обходится постояльцу в 25—30 долларов суточных (туроператорам отель продает места вообще по бросовым ценам — 14—20 долларов). Да, таким образом турецкие отельеры работают в «ноль». Зато зарабатывают на сопутствующих услугах, не закрывают гостиницу на зиму, не консервируют оборудование, не занимаются весной лихорадочным поиском персонала…

ПЕРСОНАЛьная проблема

Персонал — вообще отдельная тема. Причин катастрофической нехватки в Украине квалифицированных кадров несколько, одна из главных — отсутствие традиций индустрии гостеприимства. Как нас учили в советское время? «В гостях хорошо — а дома лучше». Поездки за рубеж, мягко говоря, не поощрялись, гостиницы же были ориентированы в основном на обслуживание командировочных, которые приезжали не отдыхать, а работать. Стоит ли удивляться, что у нас не хватает ни вышколенных кадров, ни блестящих преподавателей?..

Недавно попался на глаза инвестиционный проект строительства новой гостиницы на одном крымском курорте. Чтобы проект имел небольшой срок окупаемости, разработчики предлагают экономить на всем, в том числе и на зарплате. По замыслу авторов проекта, горничных, администраторов, официантов, барменов (то есть всех, кто непосредственно работает с клиентами) возьмут из местных, и получать они будут по 120—150 долларов в месяц. Кого можно найти на эти деньги — представить несложно. Какого качества услуги такой персонал способен предоставить — тоже понятно…

Нельзя забывать, что гостиничное хозяйство — визитная карточка туристического потенциала любой страны. Когда в Турции не было классных отелей, никто туда и не ехал. А появилось несколько сотен достойных «пятерок», провели масштабную рекламную кампанию, запустили чартеры — и началось паломничество… Роль локомотива туристического рынка выполняет именно отельная база, а не пансионаты и уж тем более не частники. И внимание к отрасли со стороны государства должно быть соответствующим. Пока же это «внимание» ограничивается лишь слабо сбалансированными и нередко не стыкующимися между собой программами и констатацией проблем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме