Погоди, я что-то придумаю! Самый лучший выдумщик —
это Карлсон, который живет
на крыше.
Астрид Линдгрен.
«Малыш и Карлсон,
который живет на крыше»
Стыдно признаться, но, осмотрев где-то треть экспонатов шведской выставки «Дизайн для каждого тела» в Центре современного искусства при НАУКМА, я все еще был убежден, что знакомлюсь с очередной выходкой авангардистов. Я даже начал ворчать: «Эти скандинавы, наверное, с жиру бесятся — понавыставляли таких ухищренных инсталляций, что никак не докопаешься до их аллегорического смысла». Но поскольку поиски двойного дна оказались безуспешными, я постепенно начал осознавать, что авторы выставки вовсе не собирались морочить посетителям головы. Все экспонируемые предметы — настоящие образцы творчества шведских дизайнеров. И созданы они не для эпатажа и выкачивания денег из меценатов-оригиналов, а чтобы обеспечить комфортную жизнь обычному человеку. Но, видимо, уместно уточнить — «обычного человека» из Konongariket Sverige — Королевства Швеция. И хотя уровень развития общества не следует определять по ВНП на среднестатистическую душу, все же отметим: швед создает ценностей, поддающихся денежному исчислению, примерно в 20 раз больше, чем украинец. Естественно, богатые общества, как правило, гуманнее нищих. Что бы там ни говорили марксисты, а последнюю рубашку проще отдать, если можешь себе позволить дюжину новых. Правда, можно обвешаться, как новогодняя елка игрушками, мобильными телефонами и кредитными карточками — и все равно оставаться обезьяноподобными жадными йеху. Общественный тест на человечность — это отношение к людям, которых болезни, несчастные случаи, сбои генетической программы превратили в инвалидов. В дикой природе эти несчастные были бы обречены на неминуемую гибель. (Если не ошибаюсь, в животном царстве лишь слоны поддерживают и защищают своих соплеменников-калек.) Здоровому трудно понять, каких усилий человеку с физическими недостатками стоит выполнение элементарных действий: одеться, умыться, подняться или спуститься по ступенькам, зайти в общественный транспорт, посетить музей или театр.
Хотя основой выставки действительно являются разработки, созданные специально для проходивших в 2000 году в Сиднее Паралимпийских игр, ни малейшего чувства, так сказать, акцентированного направления на потребителей с физическими недостатками эти вещи не вызывают. Шведские дизайнеры при разработке объектов как будто взяли на вооружение лозунг из «Энеиды» Вергилия «Possunt, nec posse videntur» — «Могут, лишь кажется, что не могут».
Очень часто предметы или механизмы, рассчитанные на потребности инвалидов, проектируют так, что они несут в себе тяжелый ортопедический привкус клиники. На выставке «Дизайн для каждого тела» — это просто красивые удобные вещи, которыми в большинстве случаев могут пользоваться обычные потребители. Даже инвалидные кресла выглядят настолько элегантными и рациональными, что пенсионер, появившись на этом транспортном средстве в толпе подростков-скейтбордистов, казался бы не чужаком, а участником какого-то новопридуманного спортивного действа. Не менее, чем эти довольно сложные в изготовлении изделия из легкого и прочного титана, поражают вещи, казалось бы, совершенно простые. Например, специальные насадки на вентили в ванных комнатах или кухнях, созданные для людей, лишенных возможности пользоваться изделиями со стандартными параметрами.
Наряду с высокотехнологичными кардиостимуляторами на выставке можно увидеть и такие «мелочи», как авторучки с эргономикой, рассчитанной на людей с пораженными суставами рук.
Совсем уж инопланетным кажется внимание к проблемам незрячих граждан. Можете себе представить, даже в «псевдоевропеизированном» Киеве, светофоры оборудованы табло с информацией, нанесенной шрифтом Брайля.
В своем произведении «Письмо о слепых для поучения зрячих» Дени Дидро пишет о том, что если бы слепой и глухой философ думал о вместилище души, то поместил бы ее в подушечках пальцев, ведь именно оттуда он получает все главные ощущения и знания о мире.
Выставка шведского дизайна может вызывать лишь уважение к этой стране беззащитных политиков и защищенных граждан. Очень хотелось бы, чтобы Украину и Швецию объединяло в мировосприятии больше компонентов, чем сочетание похожих цветов в государственных флагах.