В Украине почти 770 учреждений интернатного типа, где воспитываются более 100 тысяч детей.
Большинство из них не имеют шансов быть усыновленными. Специалисты отмечают, что в этом отношении "критическим" является возраст от 12 лет и старше. Таких детей ожидает взросление в интернате, а после 18 лет, за порогом учреждения они окажутся один на один с неизведанной жизнью.
В сентябре были внесены изменения в Закон "Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки". Теперь на законодательном уровне закреплена такая форма работы с детьми, как наставничество. "Наставничество - добровольная бесплатная деятельность наставника по предоставлению ребенку, который проживает в заведении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, индивидуальной поддержки и помощи, прежде всего в подготовке к самостоятельной жизни", - поясняется в документе.
В мировой практике термин "наставничество" известен давно. Например, в США система работает с 1904 года. В Украине же пилотный проект запущен в 2009 году. Организация "Одна надежда" изучила американский опыт и адаптирует его в украинских реалиях. Работа была начата с Киева и области. Сейчас наставничество реализуется практически во всех регионах. Например, этой весной Фонд Рината Ахметова начал такую программу в Донецкой области, на базе двух интернатных учреждений - в Мариуполе и Святогорске. "Уже подобраны 159 наставников, 72 из них прошли обучение. В подборе у нас нет ограничений по географическому признаку: есть жители Львова, Киева, Запорожья, Днепра, Харькова и др. Если говорить о Донецкой области, это - Мариуполь, Святогорск, Дружковка, Краматорск, Бахмут, Доброполье. Параллельно ведется работа с детьми, уже подтвердил желание на участие 81 ребенок", - рассказала руководитель программы "Сиротству - нет!" Фонда Рината Ахметова Евгения Рзаева.
Если коротко процесс работы с наставниками выглядит следующим образом. "Желающие присылают свои анкеты. Мы их рассматриваем, созваниваемся, узнаем семейное положение, опыт работы с детьми, насколько загружен человек в повседневной жизни, - чтобы понять, сколько времени он сможет уделять ребенку, - объясняет координатор проекта "Наставничество" в Святогорске Екатерина Степанина. - Затем формируем группы, выезжаем к ним: проводим презентацию проекта, отвечаем на вопросы. Третий этап: психологическое консультирование, во время которого специалисты дают оценку потенциальному наставнику. Особо обращаем внимание на мотивацию: почему человек решил стать наставником, что им движет, чего хочет и что может дать ребенку. Потом идет серия интенсивных тренингов. Здесь, кроме обучения, наблюдаем, как человек ведет себя в той или иной ситуации".
На каждом этапе происходит анализ и отсев наставников - или специалисты видят, что человеку будет трудно работать с детьми, или, вникая глубинно в проект, он сам понимает, что не справится.
"После того как человек принял окончательное решение участвовать в проекте, мы формируем по нему психологическое заключение и видим, в паре с каким ребенком он будет наиболее эффективным. Затем идет оформление документов, и потом уже непосредственное начало общения с ребенком", - констатирует Екатерина Степанина.
Участие в проекте добровольное, безвозмездное - никаких льгот и оплаты. Что же движет этими взрослыми людьми, у которых есть работа, семьи и свои заботы? "Мотивация наставников, с одной стороны, достаточно индивидуальна, а с другой - есть общие тенденции. Это люди, которые хотят быть нужными. В нашем случае эта нужность реализуется через помощь конкретному ребенку", - поясняет Екатерина.
Среди мотивов наставники также называли следующие:
- свои дети выросли, а потребность делиться теплом, любовью осталась;
- многие к этой работе тянулись еще с детских лет, например, мечтали быть учителем, воспитателем, но в итоге выбрали иную профессию;
- человек раньше сталкивался с детьми, лишенными родительского тепла: кто-то с ними контактировал, кто-то просто интересовался этой темой, у кого-то у знакомых был опыт усыновления. То есть лейтмотивом проходило понимание, что такие дети есть и им нужна помощь.
"Многие из наших наставников на вопрос "что вас может порадовать" отвечали - радость ближнего. И ближними они воспринимают не только своих родных, но тех, с кеми их просто свела жизнь. В этой связи хочу особенно выделить группу наставников-переселенцев. С одной стороны, у этих людей довольно много своих проблем. Но при этом есть острое желание помогать. Эта особенность свойственна большинству людей, так или иначе столкнувшихся с войной", - подчеркнула Екатерина Степанина.
В Святогорске проект работает на базе Центра социальной реабилитации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки "Изумрудный город". Здесь воспитываются 139 ребят от 12 до 17 лет. Центр находится в зоне АТО. Кроме того, все дети, с которыми предстоит работать, - переселенцы: из прифронтовых городов (например, Авдеевки), из неподконтрольных (Амвросиевки, Снежного, Тореза и др.). "У этих детей нет близких, которые бы о них позаботились. Они травмированы потерей семьи, и на эту травму накладывается ситуация войны, переезд в новое учреждение. Из родных у них максимум брат или сестра, которые также находятся в интернатных учреждениях. Поэтому общение таких ребят с людьми, имеющими опыт семьи, ограничено. А деткам-переселенцам особенно важна помощь наставника-переселенца: у таких пар изначально есть объединяющая тема. Вместе они смогут помочь друг другу", - резюмирует координатор проекта "Наставничество" по Святогорску.
Специалисты проекта подчеркивают, что наставник не заменит детям родителей, он - не папа и не мама, а старший друг, который поможет подростку подготовиться к выходу во взрослую жизнь.
…Принятые изменения в закон включают базовые положения о наставничестве. Для конкретизации этой формы работы создана специальная рабочая группа, первое заседание которой состоялось 19 октября. Как отметила участник группы Евгения Рзаева, к февралю 2017 года отдельным положением Кабмина будет утвержден документ, более детально регламентирующий деятельность наставников.