Возрождающееся украинское казачество вновь столкнулось со своей извечной бедой — разногласиями и расколом. Сегодня оно разветвилось на «Звычаеве казачество», «Войско запорожское низовое», «Войско запорожское Украины», «Казачество Украины» и т.д. Несмотря на постоянные разговоры о необходимости объединения, создание все новых организаций продолжается. Сегодня любой желающий, собрав вокруг себя единомышленников в вышиванках и шароварах, может объявить себя гетманом, а свое окружение, естественно, казаками.
«Несерьезное» казачество
Вспоминаю, как однажды на некоем торжественном мероприятии присутствовал в качестве «свадебного генерала» гетман одного из казачеств Украины. Долго не начинали — ожидали прибытия областного начальства. Но вот, наконец, и оно. Выйдя из автобусов и увидев приветствующего их человека в необычной военной форме, чиновники переглянулись — кто это?! А поняв, что перед ними высокий казачий чин, стали перешептываться: «Смотрите-ка, бутафорский генерал...» Не уловив причины всеобщего оживления, гетман продолжал веселить собравшийся люд вручением орденов, зажигательными речами и громкими возгласами, вызывавшими дружный смех, который, впрочем, при желании можно было принять за реакцию одобрения. Разъезжаясь, участники акции улыбались и покачивали головами: «Как это все несерьезно, фальшиво. Но… зато не скучно, будет, чем вечером развеселить супругу…».
Как это ни печально, но именно словом «несерьезно» определяют сегодня большинство украинцев свое отношение к казачеству. И причиной тому не только ХХI век, когда чубатые молодцы нормально воспринимаются лишь на сцене или в фольклорных ансамблях, но еще и то, что, увлекаясь борьбой за власть, казаки неоднократно подтверждали известную поговорку: где три украинца, там два гетмана. Усугубляет положение и злоупотребление историческим колоритом, которое в народе уже получило нелицеприятную характеристику — «шароварщина».
Справедливости ради надо отметить, что проблема разобщенности была характерна для украинского казачества всегда. Объединение становилось реальностью лишь во времена войн, перед лицом общего врага. Сегодня многие задают вопрос: сколько казацких «штыков» может быть мобилизовано на защиту страны и много ли будет толку от этой «убойной силы» в условиях современной войны? И если казаки уверены, что их боевой дух с лихвой компенсирует отсутствие должной боевой подготовки, а их сводные полки и дивизии будут полезны, то военные эксперты настроены весьма скептически, отводя казакам в лучшем случае роль интендантов, а в худшем — пушечного мяса. Правда, такие выводы делаются с существенной оговоркой: все зависит от характера боевых действий. Например, в Приднестровье именно казацкие отряды задавали тон и, по мнению многих, решили исход войны десятилетней давности.
В начале 90-х многим казалось, что за казаками большое будущее. Воображение бросившихся записываться в их ряды рисовало радужные картины жизни в освобожденных от государственной опеки казацких поселениях, привилегиях, вольностях и т.д. Как следствие туда хлынул широкий поток случайных людей и деклассированных элементов, которых в милицейских протоколах принято называть лицами без определенного места жительства и рода занятий. Впрочем, вскоре к своему большому удивлению они обнаружили, что «свободное казачество» не предполагает беззаботно-разгульный образ жизни. И в результате разочарованный «боевой авангард» начал редеть. Его члены разбредались кто куда, в том числе в криминальный мир.
Что касается политиков, то они быстро разобрались, что в деле возрождения национального самосознания и в раскладах борьбы за власть казацкий козырный «туз» оказался банальной «десяткой», которая чем дальше, тем больше становилась не «в масть». Власть с удивлением вглядывалась в причудливый узор стремительно разветвляющейся «новой силы», щедро подкармливала ее обещаниями, а тем временем лихорадочно подбирала безопасный вектор в своей любимой многовекторной политике, уводящей, образно говоря, в тихую гавань.
И, похоже, такая гавань нашлась. Там, куда вихри истории забросили давшую течь казачью «ладью», уже с десяток лет ржавеет позабытый всеми «крейсер» бывшего ДОСААФ. Вот и возникла идея — «пересадить» казаков на морально и физически устаревший, но все же железный «корабль». Пусть, дескать, там наводят порядок и воспитывают молодежь в казацком духе. Однако этому, как мне кажется, очень логичному решению сопротивляется как часть старого «экипажа», так и те, кто предлагает побыстрее списать посудину на металлолом.
Впрочем, не все так мрачно в нашем королевстве… В результате всех пертурбаций, которые претерпело казачество, на сцену все активней стали выходить люди, для которых членство в подобных организациях скорее хобби, клуб по интересам, спортивная секция, где они могут с удовольствием провести время, найти и реализовать себя. Яркое тому подтверждение — полк характерного казачества, о котором пойдет речь далее. И хотя приверженцы полка намерены заниматься политикой и декларируют глобальные цели улучшения общества, вряд ли кто-то из них всерьез верит в реальность ощутимых успехов на этом поприще. Думаю, для них гораздо важнее чувство общности и определенная жизненная экзотика.
В поисках «своего» казачества
Названный полк знаменателен тем, что создан был не как подразделение уже существующей организации, киевской или запорожской, а как самостоятельная структура в славном Каменец-Подольском, городе, который, несмотря на богатейшую историю, никогда не был центром казачества, как, впрочем, и все Подолье. Исправить положение и поднять на крутых смотричих берегах гордое, но не совсем привычное казацкое знамя решил каменчанин Владимир Куровский.
Владимир давно чувствовал идейную и духовную близость к украинскому казачеству. Эта тяга объяснилась его корнями, о которых он узнал, «распутав» свою родословную. По всей видимости, именно голос крови подтолкнул его, молодого преподавателя физвоспитания, к более тщательному изучению истории казачества.
В поисках «своего» Куровский обратился к самым истокам, надеясь, что только там таится некая первородная сила, что станет залогом большого будущего возрождающегося казачества. Для этого ему пришлось «отмотать» историю на тысячу лет назад, к временам язычества Киевской Руси. Там свободолюбивый казачий дух находился в чистом и первозданном виде, свободный от всяческих наносных и чужеродных элементов.
Истоки
Общеизвестно, что приход христианства не был мирным. Народ восстал против новой веры. Приверженцы многобожия и свободолюбивые воины, ведомые волхвами, с оружием в руках встали на защиту своего, как выразились бы сегодня, конституционного права на свободу вероисповедания. Именно этих людей некоторые исследователи и называют первыми казаками…
Силы были неравные, и пришлось поэтому «непримиримой оппозиции», опять-таки выражаясь по-современному, эмигрировать. Часть их отправилась в Новгород, который после воцарения христианства еще долгие годы славился своими вольностями. Другие ушли в район Хортицы, где заложили основы свободного казачьего государства. Третья же часть осела в подольских Медоборах, которые в те годы были большой глушью.
Здесь, на горе Богит, недалеко от нынешнего городка Гусятина, был водружен величественный четырехгранный каменный идол, который на протяжении более двух веков, был одним из самых почитаемых в Киевской Руси. На вершине, близ изваяния, волхвы поддерживали негасимый огонь. Здесь совершались религиозные обряды, в том числе жертвоприношения. Сюда приходили и приплывали по судоходному Збручу тысячи паломников, среди которых были и князья, еще долго, несмотря на опалу язычества, поклонявшиеся привычным богам.
Однако со временем местность утрачивала свое культовое и духовное значение. Збручский идол, по одной из версий, был спрятан на дне реки от татар, по другой — сброшен туда христианами. В середине ХIХ века его обнаружила археологическая экспедиция, и с тех пор он находится в музее Кракова, а его копии — в Тернополе и Каменец-Подольском.
Вполне возможно, что именно географическая близость Каменец-Подольского к священной горе Богит и сыграла для Куровского немаловажную роль в выборе собственного пути к казачеству. Но, думается, решающим все же стал душевный резонанс от соприкосновения с обычаями и верованиями предков. Чем больше изучал их Владимир, тем больше приходил к убеждению, что именно их простые и мудрые законы могут и должны послужить отправной точкой в процессе возрождения духовности Украины.
Пути спасения Украины
Постепенно вокруг Владимира начала группироваться молодежь, в основном национал-патриотического склада, которую так же, как и его, согревала идея создания казачества нового типа. Весной 2000 года число единомышленников достигло «критического» уровня, и в Каменец-Подольском появился курень характерного казачества. Сразу же были определены и основные направления его деятельности.
Так, задача максимум — построение казацкого государства, в котором главенствующими станут законы пращуров. Казаки уверены, что в результате революции сознания, которая неизменно произойдет в недалеком будущем, все население нашей державы будет условно разделено на три категории: священников, воинов и работников.
Придет время, говорят они, и Украина добровольно откажется от христианства и устремит свои взоры на «Українську рідну віру». Вера эта зиждется на великой «Велесовой книге», написанной еще в V веке. Пока что об этом не наслышаны широкие массы, но год от года древняя религия становится все более популярной, и немалая заслуга в этом верховной волхвини Украины-Руси Зореславы. В миру эта женщина носит имя Галина Лозко, имеет степень кандидата философских наук и живает в Киеве. Так как вера для «характерщиков» занимает очень важное место и в ней заключена идея нового общества, то в будущем она станет основой государства, а ее жрецы — элитой нации.
«Воины» должны будут гарантировать внешнюю и внутреннюю безопасность страны и заниматься политикой. А все остальные жители новой Украины уйдут в сферы услуг и производства, будучи условно отнесены к категории «работников». Причем, отметим еще раз: к такому устройству общество придет не в результате каких-либо насильственных действий, а в согласии с естественным ходом истории и в результате переоценки ценностей…
Сегодня, в ожидании своего «звездного» часа, характерное казачество создает школы боевых искусств «Треглав», выезжает в летне-спортивные лагеря, организовывает празднования «красных» дней в календаре «родной украинской веры», которые традиционно проводятся на природе, в том числе и на священной для них горе Богит. Так и проходит основная работа казаков по возрождению и закреплению традиций, которую в отчетах управления по образованию принято называть спортивно-воспитательной и учебно-просветительской.
Среди основных отличий казаков Куровского от других прежде всего можно назвать отказ от христианства и принятие в свои ряды женщин, что, извините за каламбур, действительно характерно исключительно для «характерного» казачества. Однако, несмотря на это, «старшие братья», зачастую смотрящие на остальных со снисходительной улыбкой, стараются больше сосредотачивать внимание на родственных моментах и ни в коем случае не отказывать им в праве именовать себя казаками. Тем более что своим оптимизмом и работоспособностью они успели заслужить должное уважение побратимов.
Казацкая сечь на бывшей табачной фабрике
Ряды «характерщиков» пополнялись быстро, и в середине прошлого года они стали активно заявлять о себе на политической арене Каменец-Подольского. Примерно тогда же Куровский выступил с инициативой передать его организации пустовавшие помещения бывшей табачной фабрики для создания там Подольской сечи.
Эти мрачные сооружения, занимающие пять гектаров земли, стоят тут с ХVІІ века. В старых казармах военного гарнизона каменецкой крепости фабрика работала не один десяток лет. После принятия решения об освобождении Старого города от промышленных предприятий она перебралась на новое место, оставив после переезда просто ужасающую разруху: облупленные стены, выбитые окна, поврежденная кровля, разрушенные коммуникации… Ни одна городская организация не интересовалась условиями аренды этих трущоб или их выкупом, понимая, что один только ремонт части помещений обойдется минимум в миллион гривен. А наведение порядка на всей территории выльется в миллионы долларов! Единственными, кто решил рискнуть и взялся за «убитые» площади, стали «характерщики».
Уж больно подходили эти пропахшие историей и табаком стены, соседствующие со знаменитой крепостью, под создание большого казацкого «осередка», задуманного кошевым атаманом Куровским со товарищи. Здесь, в казармах могли б разместиться и общежитие для побратимов, и школы — средняя и спортивная, и воспитательный центр, и музей, и различные мастерские, и многое другое…
Городская власть с готовностью согласилась передать проблемный объект под опеку молодой перспективной организации. Во-первых, она снимала с плеч обременительные обязанности по содержанию и охране исторических памятников национального масштаба. Во-вторых, поддерживала хорошие начинания с дальним прицелом — привлечением туристов. Местечковый колорит, зрелищные выступления мастеров «Треглава» — до всего этого иностранцы довольно падки. В-третьих, не отбрасывала надежды на то, что фантастические планы молодых амбициозных казаков могут-таки стать реальностью. И тогда, кроме неминуемых больших инвестиций город получит еще одну достопримечательность, которую будет не стыдно включить в туристический путеводитель. Ну и, наконец, в-четвертых, принимая положительное решение в период набиравшей обороты предвыборной кампании, рассчитывала на новые голоса избирателей.
И вот свершилось! В январе 2002 года «объект» перешел в «оперативне управління», как говорилось в договоре, Каменец-Подольскому куреню характерного казачества. Осчастливленные ребята с головой окунулись в работу. Первым делом наняли охрану, чтобы прекратить растаскивание оставшегося добра. Затем вышли на «субботник» убирать территорию, нашли подрядчиков на выполнение будущих реставрационных работ и т.д.
Чтобы побыстрее сдвинуть дело с мертвой точки, Куровский принялся за поиск спонсоров, инвесторов, меценатов. Причем не только среди бизнесменов области, но и в других регионах, в том числе и в Киеве. Многие проявляли интерес, обещали подумать и, если что, перезвонить. Однако телефон молчал, а ждать долго казаки не могли. Ведь только охрана старых казарм обошлась им в тысячу гривен за полгода. А такая сумма для организации, основным источником финансирования которой являются членские взносы учащейся молодежи, очень велика. Городские власти ограничились минимумом — один раз бесплатно предоставили «характерщикам» грузовик для вывоза мусора. А вскоре в договоре вступил в силу пункт — если денег на возрождение объекта «управленцы» не находят, то соглашение теряет силу. И уже в мае, поняв, что мечте о сечи на подольской земле так скоро не сбыться, казаки добровольно отказались от непосильной ноши…
Мы пойдем другим путем!
Однако первый блин, получившийся комом, не подорвал оптимизма молодых энтузиастов. Дальше они решили двигаться традиционным путем — увеличивать число сторонников и расширять географию своего присутствия по всей Украине. Владимир Куровский отбыл в Киев, планируя, укрепив Киевский курень, получить для организации статус общенациональной. И первые шаги уже сделаны: Закарпатский курень зарегистрирован в Ужгороде, в управлении юстиции ждут подписания документы о регистрации Хмельницкой областной организации, созданы городские «осередки» в Каменец-Подольском, Хмельницком и Изяславе. Общая численность «характерщиков» Хмельнитчины составила около 80 человек.
После отъезда в столицу Владимира Куровского в областной центр приехали его заместитель Роман Миколаев, возглавивший местный курень, и еще несколько членов организации. Сегодня можно говорить, что центр характерного казачества в Хмельницкой области переместился со Случа на Южный Буг. Поэтому, думаем, в ближайшее время жители областного центра еще не раз услышат о полке.