Полиция и насилие

Поделиться
Полиция и насилие © стоп-кадр
Почему на третьем году реформы учащаются случаи незаконного насилия в полиции?

Это исследование длится 13 лет. За это время страна и люди преодолели трудный путь, который другие страны преодолевали веками: менялась власть, менялось направление движения государства. Но этот феномен до сих пор еще с нами. Мы исследуем незаконное насилие в полиции.

Может ли насилие быть законным? Конечно. Ст. 2 Европейской конвенции по правам человека говорит об использовании силы и даже позволяет лишить человека жизни, если это обосновано необходимостью защитить людей или для законного ареста. Именно благодаря этому возможна эффективная работа правоохранительных органов во многих ситуациях. Но если насилие необоснованное или чрезмерное и непропорциональное, либо если это издевательства, истязания или нечеловеческое обращение, это - преступление, причем как по национальному, так и по международному законодательству.

13 лет назад, когда мы впервые обсуждали результаты исследования незаконного насилия в милиции, мы натолкнулись на яростное сопротивление работников правоохранительной системы: они отказывались открыто признать, что явление существует. Обычно милиционеры говорили, что все это в прошлом и не нужно выдумывать. А после этого общество поразили дела студента Игоря Индыло, Михаила Беликова, Светланы Помыляйко, Врадиевка, разгон Майдана и множество других печально известных событий. Значительно больше осталось без внимания общественности, поскольку далеко не каждая жертва отважится открыто об этом говорить. К сожалению, результаты исследования в прошлом году показывают, что этих страшных историй, противостояния на Майдане и трех лет реформы полиции все еще мало, чтобы что-то изменилось.

Действительно, после событий 2014-го масштабы незаконного насилия в милиции существенно уменьшились. Во-первых, милиция опасалась реакции общественности и хорошо помнила, чем это может кончиться. Во-вторых, заработал новый Уголовный процессуальный кодекс, принятый в 2012 г., продолжался процесс приспособления полицейской практики под новые требования. В-третьих, в стране только что начала действовать система бесплатной правовой помощи, значительно улучшившая положение задержанных и некоторым образом гарантировавшая соблюдение их прав. Кроме того, в связи с несколькими волнами аттестации и люстрации в системе наступил период неопределенности.

Позже эти факторы постепенно слабели, а внутреннее реагирование на нарушение прав человека так и не изменилось. Фактически начала восстанавливаться система, существовавшая до 2014 г.: большинство подозреваемых в преступлениях против Майдана не были осуждены и наказаны; не прошедшие аттестацию возобновились на службе. К этому следует добавить новые потери профессиональных кадров и приход новых, недостаточно хорошо обученных патрульных.

Несмотря на декларации МВД и Национальной полиции, устаревшая система оценивания деятельности полиции так и не изменилась. Полиция продолжает опираться на те же статистические показатели, что и раньше: ни одного нового показателя не разработали, как и не взяли в качестве критерия оценивания деятельности общественное мнение. Обязанность отчитываться ежемесячно о необходимом количестве тех или иных преступлений, предоставлять процент их раскрытия приводит к ряду нарушений - от фальсификаций до насилия ради получения информации или признаний. Именно поэтому палочная система является одним из факторов, десятилетиями определяющих масштабы незаконного насилия в полиции.

Устаревшая система сбора жалоб на действия полиции и расследования сообщений о нарушении прав человека в полиции также не изменилась. Как и раньше, жалобы собирают, оценивают и расследуют сами правоохранительные органы. Это влияет на количество сообщений, поскольку многие жертвы истязаний или насилия никуда не обращаются, опасаясь давления, или обращаются прямо в СМИ. Это приводит к тому, что реальный масштаб насилия в полиции все еще остается скрытым от официальной статистики.

Именно поэтому оценить масштабы явления позволяет национальный социологический опрос. В 2017 г. мы в шестой раз опросили 3000 респондентов в 10 областях Украины, что позволило выяснить оценочное количество людей, на протяжении последних 12 месяцев становившихся жертвами умышленного избиения работниками полиции, испытывавших страдания или подвергавшихся истязаниям. Результаты неутешительны: количество пострадавших от незаконного насилия в полиции возросло с 409 080 в 2015 г. до 641 326 в 2017-м. Оценочное количество жертв истязаний в полиции также возросло: с 62 935 в 2015 г. до почти 96 000 в 2017-м. То есть государство получило обратные тенденции после некоторых положительных сдвигов в 2014 г., и фактически мы вернулись к масштабам насилия семилетней давности.

Досадно, но можно констатировать, что это явление затронуло даже популярный проект "Новая патрульная полиция". Игнорирование важных аспектов деятельности при его реализации (правовая неопределенность; недостаточность подготовки и оснащения; нарушение прав самих патрульных; погоня за показателями; отсутствие независимой системы сбора и расследования жалоб) постепенно привело к возобновлению практики и навыков незаконного насилия, присущих старой патрульной милиции.

Вместе с тем мнение украинцев о том, кто именно больше других рискует стать жертвой насилия в полиции, практически не изменилось. Как и 13 лет назад, больше всего опрошенных все еще придерживаются мнения, что от насилия в полиции не застрахован никто (44,77%). К группе риска прежде всего относят "тех, кто провоцирует полицию" (26,03), "профессиональных преступников" (26,03) или "совершивших любое преступление" (26,04%).

Опасной тенденцией является то, что продолжает возрастать количество украинцев, допускающих применение насилия в работе полиции. Почти каждый четвертый украинец (24,4%) так или иначе допускает возможность применения полицией незаконного насилия, или даже истязаний. Наиболее допустимым незаконное насилие остается "для раскрытия особо тяжких преступлений", "для предотвращения террористического акта" и "как наказание и месть насильникам, убийцам". Это довольно печальные данные, демонстрирующие, что в обществе постепенно нарастает усталость от неопределенности и опасений, возрастает желание поступиться своими правами ради безопасности. Но все же большинство украинцев понимает, что такой обмен никогда не приведет к подлинной безопасности. Это доказывает и наш национальный опыт.

Как и все предыдущие годы, среди факторов, влияющих на распространение практики избиения, издевательств и истязаний в работе полиции, граждане прежде всего выделяют три ключевых: безнаказанность сотрудников полиции, применяющих незаконные методы в работе (43,5%); плохой отбор кадров, из-за чего в полицию попадают люди с садистскими наклонностями (34,7), невысокий профессиональный и культурный уровень сотрудников полиции (30,5%).

Но это исследование не имело бы смысла, если бы по его результатам мы не получили ответов на вопрос "Что с этим делать?" Эти ответы не являются открытием, они не новы, их годами повторяют отечественные и международные эксперты.

1. Необходимо создать новую, независимую и объективную систему сбора, расследования жалоб и сообщений о незаконном насилии в полиции.

МВД и Национальная полиция должны начать выполнять п. 18 Стратегии развития органов внутренних дел (одобренной распоряжением Кабмина № 1118-р от 22.10.2014 г.) "Привлечение общественности к расследованию случаев полицейской жестокости". Все сообщения о полицейской жестокости должны расследоваться как преступление, а не как служебное нарушение. Независимая система сбора и расследования жалоб на действия полиции с использованием ресурсов общественности и СМИ позволит преодолеть существующую практику незаконного насилия в полиции.

2. Государство должно придерживаться норм закона и обеспечивать эффективность трех ключевых предохранителей от незаконного насилия.

Это означает, что все органы и институты государства, от полиции до суда, должны прилагать усилия для достижения четких стандартов уголовных процедур: все задержания следует своевременно оформлять и осуществлять согласно закону; всех задержанных следует своевременно информировать об их правах и дать им возможность сообщить третьей стороне о факте задержания; позволить общаться с адвокатом до первого допроса и обеспечить беспрепятственный доступ к врачу по собственному выбору задержанного.

3. Устаревшую систему оценивания деятельности полиции необходимо изменить.

Государство должно выполнить требования ст.ст. 7 и 11 Закона Украины "О Национальной полиции" и создать действенную систему оценивания деятельности полиции с помощью общественного мнения. Нужно избавиться от "палочной" системы, которая остается важным фактором, сказывающимся на масштабах незаконного насилия в полиции.

4. Государство и общество должны прилагать усилия к снижению уровня терпимости к истязаниям и жестокости в полиции.

Рост толерантности к этим негативным явлениям, который наблюдается в обществе в последние годы, - опасная предпосылка для дальнейшего распространения незаконного насилия. Именно поэтому следует разработать и реализовать государственные программы, с помощью которых будут продвигаться приоритеты прав человека и гражданские права, а также европейские подходы к безопасным вопросам.

5. Необходимо создать действенную систему защиты прав полицейских.

Чтобы придерживаться прав граждан, полицейский должен быть защищенным сам. Вопрос справедливой материальной компенсации за сверхурочную работу, страхование рисков для жизни и здоровья, снабжение всем необходимым для повседневной работы, юридическое сопровождение должны обеспечиваться в полном объеме. Также государство должно разработать справедливую и прозрачную систему назначений и оплаты труда. Необходимо, чтобы полицейский имел возможность повышать квалификацию и учиться. Пенсионное обеспечение должно стимулировать честный труд и мотивировать. Государство должно содействовать развитию независимых профсоюзов и объединений работников полиции, которые будут отстаивать их права.

6. Необходимы коренные изменения в системе профессиональной подготовки работников полиции.

Для этого нужно разработать единую программу учебного курса по правам человека для всех учебных заведений и системы профессиональной подготовки полиции. Кроме единого общего курса по правам человека, в процессе подготовки правоохранителей следует предусмотреть специализированные курсы или темы, которые раскрывали бы суть и особенности обеспечения прав и свобод человека в деятельности полиции при осуществлении конкретных задач по борьбе с преступностью и охране публичного порядка.

Соответственно, выполнение этих требований станет точкой отсчета для подлинной реформы полиции, и тогда спустя некоторое время люди начнут видеть в полиции партнера и защитника.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме