Перед тем как отправиться за покупкой, вам следует продумать многие вопросы: цель, с которой вы покупаете автомобиль, продолжительность времени, в течение которого собираетесь им пользоваться, какой размер, стиль и внешний вид автомобиля вам больше всего импонирует, какую сумму вы собираетесь выделить, причем не только на покупку, но также на его эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт.
Расспросите своих друзей об их автомобилях, причем вопрос формулируйте конкретно: купили бы они себе опять машину той же марки, что у них есть сейчас? Просмотрите также специальные каталоги подержанных автомобилей, в которых приводится информация об их надежности и наиболее уязвимых местах. (В США, например, издаются ежемесячный журнал Consumer Guide Used Cars Rating Guide с рейтингом подержанных автомобилей, их фотографиями и диапазоном цен в зависимости от их состояния, а также ежегодник Consumer Reports Guide to Used Cars с подробной информацией о наиболее частых поломках и затруднениях, связанных с эксплуатацией отдельных моделей автомобилей).
Кроме этого, вам еще нужно решить вопрос, где именно вы собираетесь покупать подержанный автомобиль: у официального дилера цены обычно выше, но зато возможна гарантия, а кроме того, уважающие себя фирмы обычно проводят серьезный предпродажный профилактический ремонт и предлагают сервисные услуги по ремонту и обслуживанию техники. (Для того, чтобы узнать, так ли это на самом деле, поинтересуйтесь телефонами бывших клиентов этого дилера и попробуйте уточнить у них, насколько обещанное соответствует реальности). С рук автомобиль можно купить намного дешевле, чем у дилеров, но при этом надо очень тщательно самому проверить его техническое состояние.
Особого упоминания заслуживают автомобили, которые продают фирмы, сдававшие их напрокат. Они обычно в гораздо худшем состоянии, чем аналогичные по сроку службы и пробегу автомобили, причем не только из-за небрежного отношения, но и просто из-за того, что при частой смене водителей машины изнашиваются намного быстрее.
Проверка перед покупкой
Проверку нужно производить без спешки, при дневном свете, в хорошую погоду. Лучше всего, если вас будет сопровождать друг, который поможет вам более точно определить состояние автомобиля.
К словам продавца относитесь с достаточной осторожностью, смиритесь с теми недостатками, которые вы сами сможете исправить, но не дайте заговорить себе зубы и пропустить те неисправности, справиться с которыми вам не под силу. Не поддавайтесь часто обманчивому внешнему виду: у блестящего свежей краской автомобиля могут быть очень серьезные технические проблемы.
Основным критерием при покупке должна стать проверка автомобиля на дороге. Если продавец по каким-либо причинам постарается избежать такой проверки, не покупайте этот автомобиль вообще. Во время проверки посадите рядом с собой своего друга, а продавца - на заднее сидение.
На что следует обратить внимание:
Корпус - внимательно осмотрите на предмет наличия ржавчины , особенно в нижней части крыльев, вокруг фар и за бампером, на подкрыльниках, под дверями, в колесных пазухах и на полу под ковриками. Маленькие пузырьки покрытия могут указывать на места появления ржавчины в будущем. Ищите плохо прилегающую краску, неровности покрытия, следы краски на хромированных деталях - словом, все то, что свидетельствует о недавних лако-красочных работах, призванных замаскировать повреждения корпуса. Трещины, сварочные швы, обесцвечивание покрытия от повышенной температуры, утерянный бампер говорят о том, что машина побывала в аварии.
Кроме того, сварочные швы могут указывать на то, что корпус вообще «скомпонован» из утильсырья. Так что не жалейте времени на осмотр и ощупывание корпуса: выпуклости под дворниками, вокруг окон или дверей также могут свидетельствовать о грубых сварочных работах.
Шины - новые покрышки на автомобиле с пробегом менее 40 000 км говорят о том, что спидометр здорово подкручен. Неравномерный износ передних шин может быть следствием плохой регулировки, но может и сигнализировать о серьезных неисправностях в передней подвеске. Не забудьте также проверить состояние запасного колеса.
Двери, окна, крышка капота - проверьте плотность прилегания, насколько легко открываются и закрываются. Плохо прилегающие двери также могут рассказать об аварии, в которой довелось побывать этому автомобилю.
Оконные стекла и фары - исключите наличие паутинных трещин и маленьких сколов.
Выхлопная труба - черная смолистая копоть на ней может указывать на изношенность колец или на плохой клапан, что предвещает дорогостоящий ремонт.
Амортизаторы - с силой надавите на один из углов машины и отпустите: если машина начнет раскачиваться вместо того, чтобы подняться и застыть в неподвижности, значит, амортизаторы надо менять.
Жидкости - мутное масло или масло с белыми пузырьками может указывать на большие механические неисправности. В жидкости для радиатора не должно быть ржавого оттенка. У холодного двигателя проверьте трансмиссионное масло - убедитесь, что у него нет горелого запаха или темно-коричневого цвета. Проверьте, нет ли пятен и подтеканий под автомобилем, особенно со стороны двигателя, под тормозными шлангами и цилиндрами.
Фары и механические части - проверьте функционирование всех фар, габаритных огней, сигнальных, фонарей заднего хода, а также радиоприемника, кондиционера и дворников.
Интерьер - проверьте обшивку салона на изношенность. Не забудьте заглянуть под сидения и под коврики на полу. Убедитесь, что все кресла прочно закреплены, а ремни безопасности функционируют. Рулевое колесо в разблокированном состоянии и с выключенным двигателем не должно проворачиваться больше, чем на пять сантиметров.
Сильно потертое сидение водителя при небольшом километраже может также говорить о махинациях со спидометром, также как и стертые педали газа и тормоза. Заплесневелый запах внутри салона свидетельствует о том, что в салон протекает вода.
Проверка на дороге
* Машина должна трогаться легко и без лишнего шума. После того, как двигатель прогреется, внимательно прислушивайтесь ко всем шумам в двигателе: необычные звуки могут указывать на серьезные проблемы.
* Постарайтесь прокатиться по неровной дороге - обратите внимание, есть ли сильная вибрация, стуки, запахи.
* Несколько раз остановитесь и опять троньтесь с места на разных скоростях. При ускорении движения машина не должна раскачиваться, а при торможении - не должна дергаться, вибрировать или припадать на одну сторону. При нажатии на тормоз педаль должна оказывать определенное сопротивление, а не уходить под ногой подобно губке.
* Попросите вашего друга понаблюдать за выхлопной трубой, пока вы будете сбрасывать скорость с 70 км/ч до 20, а затем резко прибавьте газу. Голубой дым может означать изношенность колец или клапана, а белый - треснутый блок.
* Во время езды покрутите руль из стороны в сторону - колеса должны поворачиваться плавно, без лишних звуков.
* Попросите вашего помощника оценить положение колес сзади во время вашей езды. Если колеса хоть немного заваливаются на сторону, то у машины большие проблемы с шасси.
* Обратите внимание на стрелку спидометра - нежелательно ее «залипание» при изменении скорости или же резкие прыжки в пределах 10 километров.
* В заключение лучше всего подъехать на диагностический центр, где опытный механик скажет, в каком именно ремонте нуждается эта машина и сколько он будет стоить. Причем желательно получить от него заключение в письменном виде. Это заключение, с одной стороны, поможет вам сбавить цену при покупке, а с другой стороны - ограничит аппетиты этого механика тогда, когда вы действительно обратитесь к нему за помощью. Конечно же, такая диагностика будет стоить вам денег, но вы можете считать это долгосрочной инвестицией, которая сторицей окупится за время эксплуатации вашего автомобиля.
И напоследок: при оформлении документов о покупке подержанного автомобиля, потребуйте, чтобы продавец указал и заверил пробег автомобиля на момент его продажи.
По материалам зарубежных изданий