Многие сразу скажут, что все дети сегодня, как и позавчера, играют в телефон. И будут правы. Но лишь отчасти. В новое время есть место и старым играм. На несколько иной, конечно, лад.
Здесь следует выразить благодарность чудесным детям, без которых, если перефразировать мастера слова, эта статья была бы написана еще недели две назад.
— Чепуху какую-то пишешь. Давай лучше в «зомби-апокалипсис» поиграем. Зомбаков гасить будем, — снова вносят коррективы в рабочий процесс дети.
Ну, зомбаков так зомбаков. Это актуально. И все же еще немного об играх.
По версии новейшего философского словаря, игра — это вроде бы разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей.
Мировая индустрия развлечений старается не покладая рук, вернее, не отрывая щупалец от клавиатур. Создает геймплей для индивидов на любой вкус на поле битвы человеческого и искусственного интеллекта.
— Да, дети в этих гаджетах сидят. Мы не такими были. А у них игры не активные. И не подвижные — ненадолго отвлекшись от новостной ленты в своем телефоне, говорит представитель старшего поколения.
Да, нынешние дети не такие, как это ни удивительно. Не играли они в «бабки» и «лапту». Или в «пекаря», или еще в какие-то игры, правила которых смутно уже помнят и сами их бывшие участники (Google в помощь). Даже, казалось бы, не так уж и давно повсеместные «классики» или «резиночки» для сегодняшних детей — это уже, можно сказать, экзотика в стиле ретро.
В большинстве своем они не путешествовали по стройкам в поисках приключений и взрывчатых материалов. Не подкладывали на рельсы 150-миллиметровый гвоздь, чтобы он, расплющенный колесами товарного поезда, превратился в «меч-кладенец». Не прыгали в речку с мостов. Словом, не делали многое из того, о чем кое-кто порой вспоминает в ностальгической и романтической тональностях. То есть не прибавляли лишней работы, в лучшем случае, травматологам.
— Дрянь какую-то целыми днями смотрят… — вздыхает молодая мама, загружая пятьдесят четвертый с половиной сезон сериала «Звездной ночью у поликлиники».
Родители сегодняшних городских детей виртуально прыгали с приставочным водопроводчиком Марио и рубились в «Казаков» на компьютерах. Им уже не хватало фантазии, чтобы втихаря срезать все пуговицы с маминого выходного платья и проиграть их во дворе более ловкому сопернику. «В пуговицы» — так она, вроде, и называлась — игра былых дней.
Они еще играли зимой в хоккей, а летом в «квадрат», ходили в оставшиеся кое-где в пионерских дворцах кружки радиолюбителей и юных моряков, но благодаря новым технологиям зов улицы для них звучал все тише.
После начала войны в Украине многие поспешно вывозили детей из опасных районов. Мало кто тогда всерьез видел себя в роли переселенца, вещей брали по минимуму. Так что предметы, которые, по словарному определению, «служат целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребенка», оставались в покинутых квартирах. Если оставались квартиры.
Вот девочки лепят идеальный образ в каком-то цифровом аналоге «дочек-матерей».
— Нет, прическу вот такую надо, кудрявую. А глаза вот эти бери. Как назовешь? Толиком?
— Нет. Толика я вчера разлюбила навсегда. Пока что. Создам красивого, а не такого, как Толик.
А вот на детской площадке в сельской местности играют в «дочки-матери» уже оффлайн.
— Я старшая сестра, ты младшая. А ты… Ты будешь средним сыном.
— А мамой кто будет?
— Мамы нет. Она погибла в катастрофе.
— А папа?
— А папа в больнице. У него все поломано.
Вдруг над селом довольно низко проносится самолет. Минут через пять на опустевшей площадке появляется сельский мальчик лет 5–6, в руках у него пластмассовый автомат.
— Та чего вы все об...сь? Я ж самолет хотел посмотреть. Может, сбил бы.
Дети-переселенцы знают, чего. Звуков разрывающихся снарядов они уже не забудут. Поначалу здесь, в селе, паническую реакцию у них вызывали даже громкие хлопки дверей, не говоря уже об отдаленных звуках взрывов.
Иногда они играют в блокпосты. А еще — «в путина». Так условно называется современный гибрид «казаков-разбойников» и «войнушки», дополненный ревом огненного дракона или еще какими-то элементами анимэ и прочей продвинутой мультипликации. Путиным быть не хочет никто. Так же, как никто не хотел раньше играть за фашистов: только самым противным детям обычно доставалась эта роль.
— Тыдыщь его веником, чтоб знал! Когда будет третья мировая война, все страны будут против него. — такова детская концепция.
Дети, в общем-то, как дети. Есть в их играх во дворе место и халабудам, и песочной кулинарии, и догонялкам или квачу, и пряткам.
Прятаться за домами и сараями разрешают даже не всем местным.
— Там нельзя, здесь нельзя… Куда нам прятаться, бабушка, если нигде нельзя? — возмущается ребенок.
— Спрячешься так, что не найдет никто. И никогда, — отвечает бабушка.
Она знает, о чем говорит. Там много опасных мест. Например, канализационные люки, то прикрытые шифером, а то и нет. Шифер — вещь в хозяйстве полезная. Крышки на люках отсутствуют уже давно. Может, их унесли в пункт приема металлолома любители активных и подвижных игр. А может, они же, еще в своем счастливом детстве, накидали в люки карбида и крышки улетели в светлое будущее. Были и такие игры в прошлые времена.
Нет уж, лучше зомбаков гасить в телефоне. Некоторые игры из виртуальной реальности переходят на детскую площадку. «Есть человеки, а есть монстры. Человеки убегают, а монстры догоняют...». Такие правила, если вкратце.
Впрочем, есть и классика. Вечно трендовые качели-карусели или поедание кислых ягод, пока кто-то первый не скривится. Швыряние обломков кирпичей на второй этаж полуразвалившегося дома до первого точного рикошета.
Можно спасать деревенского кота, голова которого в очередной раз застряла в найденной на помойке банке. Можно играть с домашней крысой, которую привезли из города и горевать, когда ее неожиданно придушит проходивший мимо все тот же глупый кот.
Вот тетя утешает плачущую девочку. Девочка разбила коленку, чересчур активно и подвижно играла в «гуси-лебеди» на празднике, посвященном Дню защиты детей. Моросит дождь.
— Вот видишь, водичка с неба капает. Это маленькие ангелы плачут, жалеют тебя.
— А на небе же и Бог еще есть? Почему он не плачет? — удивляется девочка.
Теперь уже и женщина не может сдержать слез.
— Он тоже плачет. Все время сейчас плачет...
Больше статей Марко Баянова читайте по ссылке.