Это было в те далекие годы, когда девушки нашей страны осваивали трактор, стояли у станков, прыгали с парашютом и сдавали норматив «Ворошиловский стрелок». А наши парни, относясь к женщинам как к боевым подругам и товарищам по партии, вырезали из журналов фотографии Любови Орловой из кинофильма «Цирк». Фривольная поза, приоткрытые губки, белоснежная улыбка и округлые ножки советской «американки» никак не связывались со словосочетанием «Pin-up». Это выражение еще долгие годы оставалось неизвестным на одной шестой части земной суши, и даже сегодня, когда «Pin-up» появился на страницах журналов и календарей, на рекламных щитах и на стенах модных клубов и кафе, вам вряд ли внятно расскажут о том, где и когда возникли эти героини томительной доступности и примитивных соблазнов.
Сначала несколько слов о происхождении названия жанра. Все мы знаем о пристрастии мужчин обклеивать стены общежитий, матросские кубрики, панели автомобилей и прочие, не радующие глаз поверхности, изображениями сексапильных красоток. «Pin-up» обозначает нечто прикалывающееся булавкой или кнопкой к стене. (Если бы такой термин не существовал, то у нас этих обаяшек точно обозвали бы «прикольными» девчонками).
Но вернемся в Америку начала прошлого века. Именно тогда мастера рекламы компании Coca-Cola применили до изумления простой способ создания журнальных иллюстраций. Они перерисовывали один к одному фривольные фотографии, а порой ложили краску прямо на фото. Расцвет «Pin-up» пришелся на 30-е годы. А ведь жанр тогда был достаточно скромен. Развевающиеся платья обнажали ножки не выше середины бедра, бретельки падали с округлых плечей, но пышная грудь все еще не могла оголиться полностью. Элегантные и жизнерадостные красотки появились на обложках журналов, и эту идею ожидал грандиозный и долговременный успех. Дело дошло до того, что девушка на обложке не имела никакого отношения к содержанию журнала, и никого это не смущало. Появились первые любители и коллекционеры, покупавшие журналы только ради обложек. Страницы с девушками выдирались из журналов и прикалывались на стены холостяцких жилищ и в кабинах водителей-дальнобойщиков.
Карьера в «Pin-up» начала становиться престижной. Тут можно провести параллели с современными фотомоделями, чей рейтинг определяется количеством обложек и публикаций в престижных журналах. Речь идет не только о деньгах. За хорошую картинку издатели в те годы платили до $1000 и половина этой суммы могла достаться позировавшей модели. Но, кроме того «Pin-up» дарил девушке славу, он мог сделать ее настоящей «звездой».
А завтра была война… Лишенные всепобеждающей марксистско-ленинской идеологии американские солдаты рисовали на башнях танков, на бортах самолетов, на гильзах снарядов улыбающихся блондинок. «Pin-up» уловил окопную ностальгию, и на картинках из календарей и журналов появились «девчонки-из-соседнего-дома».
Эротизм «Pin-up» проявлялся как бы невзначай: юбка цеплялась за ручку двери и рвалась, в розовых трусиках лопалась резинка и они падали к туфелькам как раз тогда, когда руки девушки были заняты… Длинноногие девчонки с пышными бюстами резвились в подробном и убедительном мире американской повседневной культуры, придавая ему невероятную и притягательную странность.
Великая традиция «Pin-up» требует, чтобы «главное» показывалось не впрямую, а только намеком. Упавшие трусики, задравшаяся на ветру юбка, свет дверного проема, насквозь пронзивший легкую ткань пеньюара, не открывали того, что есть у каждой девушки.
В пятидесятые резко обострился сексуальный аспект «Pin-up». Появились изображения красоток, загорающих нагишом, и прикрытых только полотенцем или просто веером. Наиболее смелые рисовальщики отважились показать обнаженную дамскую грудь. Позы становились все более вычурными, а улыбки все более зазывными.
Поток карабкающихся по мачтам яхтсменок, разомлевших на калифорнийском солнце купальщиц, юных натурщиц, томных аристократок, стыдливых домохозяек, стервозных танцовщиц нарастал. А бюстгальтеры были кружевные, чулочки идеальные, небо бездонно-синее, песок золотистый и дождь, успешно намочивший летнее платье, никогда не попадал на пышную прическу.
Потом были шестидесятые, секс-революция и мужчины получили свою узаконенную возможность разглядывать на постерах девушек «без всего». Фотографии из «Playboy» смели со стен картинки девушек в старомодных купальниках. На смену полуобнаженности пришла нагота.
«Pin-up» остался сугубо американским явлением, но нельзя сказать, что в нашей стране этот жанр не привился вовсе. И я снова вижу на рекламе известного ресторана сексапильную блонду, а на стенах «черного квадрата» под площадью Славы — календари с красотками, вооруженными мечами и лазерными пистолетами. И «несе Галя воду», и ветер завивает ее вышитую сорочку, она кокетливо поправляет венок и призывно смотрит на меня.