Демонтаж российскими властями памятника украинскому летчику Василию Пойденко, погибшему в 1941 г. вблизи подмосковного городка Апрелевка, будет будоражить наше общество еще долго. Хотя бы потому, что произошло это незадолго до 22 июня, когда 66 лет назад Западная Украина оказалась на передовой линии фронта, который быстро продвигался на восток.
Здесь разгорелись первые бои и именно здесь русский Иван Иванов осуществил за каких-то несколько десятков километров от Луцка первый в Великой Отечественной войне воздушный таран, за что посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. И, в отличие от российских властей, которые любят поучать другие страны, как относиться к памяти погибших во время Второй мировой войны, в Западной Украине памятник летчику Ивану Иванову никто не демонтирует. Наоборот, за ним заботливо ухаживают.
Кто же он, первый герой, который протаранил немецкий самолет? Иван Иванович родился в Подмосковье. С 1931 г. служил в армии, а в 1934 г. закончил Одесскую школу военных летчиков. Он принимал участие в советско-финской войне, в ходе которой на бомбардировщике осуществил семь боевых вылетов. Как одного из лучших Ивана Ивановича в 1940-м делегировали на первомайский парад в Москву.
Впрочем, неосмотрительность едва не стоила Иванову свободы. Однажды в столовой он потерял удостоверение кандидата в члены ВКП(б). К счастью, обошлось строгим выговором по партийной линии. А в конце 1940 г. старшего лейтенанта отправили служить в часть, дислоцированную на аэродроме в г. Млинов Ривненской обл.
22 июня 1941 г. в 04 часа 10 мин. на млиновском аэродроме, где базировался 46-й истребительный полк 14-й смешанной авиадивизии, по тревоге поднимается в небо звено истребителей «И-16». К городу приближалась шестерка немецких бомбардировщиков «Хейнкель-111». Главной их целью был сам аэродром. Сумев сбить одного бомбардировщика, а остальных заставив вернуться, Иван Иванов приказал летчикам идти на посадку. И вдруг заметил приближение еще одного немецкого бомбовоза...
Горючее в баках краснозвездного самолета заканчивалось. Патроны в пулеметах — тоже. А немецкий пилот твердо держал штурвал, решив все же сбросить бомбы на советский аэродром. И тогда старший лейтенант Иванов повел свой истребитель на таран.
Авиатехник Соловьев, возвращавшийся в тот момент на автомобиле в Млинов из Львова, видел, как самолет его командира начал снижаться в сторону с. Загорцы соседнего Ривненского района. А «Хейнкель-111» упал неподалеку от аэродрома и взорвался. Никому из членов экипажа спастись не удалось. По данным современного историка Сергея Ткачева из Тернополя, командиром немецкого бомбардировщика был унтер-офицер Х.Вольфейль. Вместе с ним погибли еще четыре летчика люфтваффе.
Окровавленного Иванова боевые побратимы достали из кабины искореженного самолета еще живым. Быстро доставили в госпиталь в Дубно. Но там уже царила неразбериха: немцы так быстро наступали, что нужно было немедленно эвакуировать и персонал, и пациентов. Впрочем, раненого все же положили на носилки и занесли внутрь. Но через несколько минут врач вернулся и сообщил, что летчик умер.
Однополчане похоронили Ивана Иванова на местном кладбище, установив на могиле табличку. А 2 августа 1941 г. летчику было присвоено звание Героя Советского Союза. Он первым в ходе Великой Отечественной войны осуществил воздушный таран.
Когда над живописным волынским селом Загорцы разгорелся воздушный бой, его жители не догадывались, что стали очевидцами исторического события в великой войне и вскоре каждое свидетельство будет на вес золота.
Поэтому никто из них особо не пытался прочно запечатлеть в памяти детали увиденной трагедии. Хотя к месту падения советского самолета сбежалось все население Загорцев.
— Вражеский самолет находился снизу, а советский — над ним, — вспоминает 77-летний Николай Павлюк. — Потом в небе вспыхнула огненная дорожка, и машина со звездами на фюзеляже начала падать...
В самих Загорцах советская власть решила поставить памятник в честь подвига Ивана Иванова. Когда-то за монументом присматривала средняя школа №3 из соседнего райцентра Дубно, носившая имя легендарного пилота, но теперь здесь можно увидеть только учеников местной начальной школы.
Их аж... шестеро! И заведующий учебного заведения (такую должность чиновники от образования наверняка придумали для того, чтобы не платить директорскую зарплату) Алексей Метелюк регулярно приводит ребят к памятнику. Благодаря их добросовестности здесь всегда убрано.
В Дубно тоже в свое время почтили героя. Установили советский реактивный самолет «МиГ-15» с табличкой, сообщавшей о первом в истории Великой Отечественной войны воздушном таране. А в селе Загорцы на месте падения самолета до сих пор стоит памятник герою...
Кстати, недавно на Волыни произошло еще одно интересное событие, связанное с судьбой советских летчиков, погибших во время Великой Отечественной. В 1944 г. в ходе жестоких боев за Ковель оборвалась жизнь капитана Чичико Бенделиани. Как и положено, на месте падения краснозвездной боевой машины установили обелиск, а на месте захоронения — памятник. А через десятки лет дочь героя, проживающая в Грузии, выразила желание перенести прах отца на родину. Голобский поселковый совет Ковельского р-на принял соответствующее решение, органы властей областного уровня оказали материальную помощь.
В общем, какими бы далекими ни казались события Второй мировой войны, каждое упоминание о ней продолжает волновать. Один из авторов публикации живет в Луцке на улице Московской, а второй — на улице Генерала Доватора. В 60-е годы прошлого века, когда власть решила назвать небольшую улицу в областном центре Волыни в честь героя-конника, никто не задумывался, почему именно. Ведь Доватор погиб в 1941 г., защищая Москву от гитлеровцев, а следовательно, никогда в Луцке не бывал. Однако название осталось и поныне. И когда поступила информация из Ставропольского края РФ, что там демонтировали памятник конникам генерала Доватора, стало как-то неловко. За россиян...