Моей наивной полудетской мечтой была когда-то яхта, оборудованная по последнему слову техники и с большой библиотекой. Я могла бы провести в плавании несколько лет: увидеть весь мир и прочесть все те книги, которые давно хотелось прочесть, но не хватало времени. Виной тому, наверное, было увлечение Жюль Верном...
Вспомнила об этой своей детской мечте благодаря представившейся мне этим летом возможности побывать на борту теплохода «Южная Пальмира» в семидневном круизе Одесса—Ялта—Сочи—Стамбул—Одесса, организованном СК «УкрФерри».
С 1960-го по 1992 год в летний период по Крымско-Кавказской линии из Одессы в Ялту, а затем в Сочи и Батуми каждый день отправлялись белоснежные лайнеры с любителями морских путешествий на борту. По этому маршруту ежегодно путешествовали в среднем 135 тыс. человек, в том числе 17 тыс. иностранцев. Сегодня, увы, былого флота уже нет, и каждый шаг на пути его возрождения дается с большим трудом — рыночная экономика диктует свои правила. За последние 10 лет объем круизного туризма в портах Украины, Болгарии, Грузии, России и Румынии снизился втрое. Между тем во все времена и у всех народов национальный флаг на борту пассажирского лайнера являлся одним из показателей экономической мощи государства и благосостояния его граждан.
Рыбаки на мосту в Стамбуле |
Станут ли три пробных круиза, организованных «УкрФерри» 15, 29 июля и 12 августа, первыми ласточками возрождения круизного судоходства на Черном море или окажутся пресловутыми «блинами» со всеми вытекающими отсюда последствиями?.. Если маршрут окажется популярным, он будет расширен. Планируется включить в программу посещение грузинского Батуми, румынской Констанцы и болгарского Несебра.
До 1985 года пассажирское судно «Силезия» принадлежало польской компании «ПолФерри» и работало на пассажирской линии между берегами Польши и Швеции. В 2005 году оно было приобретено компанией «УкрФерри», после ремонта и переоборудования пассажирских кают получило новое название. С апреля 2006 года «Южная Пальмира» регулярно ходит из Одессы в Стамбул. На верхней палубе оборудованы авиакресла для молодых и малообеспеченных туристов: таким образом до Стамбула можно добраться за 80 долларов.
Конечно, «Южная Пальмира» довольно далека от того, что я, насмотревшись зарубежных фильмов, представляла себе о круизных лайнерах. Плавучий суперотель она напоминает разве что вышколенностью обслуживающего персонала. Большим сюрпризом для меня оказалось, например, отсутствие бассейна...
На теплоходе есть ресторан, в котором нас вкусно кормили три раза в день. Два бара (один из них казино), музыкальный салон с ежевечерней развлекательной программой, дискоклуб, игровые автоматы, комната для детей, тренажеры, стол для пинг-понга и площадка для волейбола, а также шезлонги. Стоит это удовольствие с трехразовым питанием в ресторане, портовыми сборами и страховкой от несчастного случая — в зависимости от комфортности каюты — от 490 долларов в четырехместной до 1500 в люксе.
Строительство канатной дороги в Эсто Садо. Медиадеревня |
И все же, что заставляет людей покупать недешевые круизы, сопоставимые по стоимости с недельным отдыхом в действительно комфортабельной гостинице по системе all inclusive, например, в Турции? Возможно, более интенсивная смена картинок и новых впечатлений. Круиз — это коктейль из стран и городов, возможность отвлечься от повседневной рутины, остаться под звездным небом наедине с морской стихией и в то же время понаблюдать за множеством разных людей. Побывав, даже мимолетно, в нескольких странах, напитавшись духом путешествий, приключений и авантюры, наверное, трудно отказаться от этого своеобразного наркотика. И хотя представители туристических компаний относятся к перспективам развития круизов довольно скептически, считая, что морские поездки будут интересны прежде всего зарубежным туристам, в нынешнем круизе я увидела на борту большое количество украинских семей с детьми разного возраста.
«Южная Пальмира» может принять 534 пассажира, 260 легковых авто или 20 грузовиков с прицепами. Похоже, загрузка в первом круизе была далеко не полной. Возможно, чтобы хоть как-то возместить убытки, в Стамбуле на борт взяли новых пассажиров, чего в принципе быть не должно.
Среди сокруизников — граждане Украины, Белоруссии, России, Норвегии и США. Мне было интересно, понравилось здесь иностранцам или нет, сравнить с тем, что они видели в подобных круизах у себя на родине. Кандидатуру, возможно, выбрала неудачно. 27-летнему американскому инженеру-программисту, работающему у себя на родине на правительство в сфере телекоммуникаций, сравнивать особенно было не с чем. Оказалось, это его первый круиз. В Одессу он приехал к девушке Кате, с которой познакомился и общался в Интернете восемь месяцев. Они обручены, скоро свадьба. Парень счастлив и всем доволен. Даже тот факт, что на Ай-Петри за недолгое катание на лошади его «развели» на 800 (!) гривен, его совсем не расстроил.
«Славянские девушки — воистину самые красивые девушки в мире. А главное, плотность их размещения в Украине — наиболее высокая», — пошутили мы. «Для меня есть только одна девушка — Катя», — абсолютно серьезно ответил на это американец. Кстати, именно она и нашла этот круиз по его просьбе.
В Ялте, Сочи и Стамбуле пассажиры судна провели по одному дню. В каждом городе туристы имели возможность побывать на платных экскурсиях по своему выбору.
В Ялте возникли некоторые досадные неувязки с таможенным досмотром. Несмотря на многочисленные письма руководства компании «УкрФерри» в таможенные службы с просьбами о содействии, заходя на теплоход, пассажирам пришлось простоять в очереди более трех часов. Обошлись малой кровью, что называется. По словам капитана «Южной Пальмиры» Евгения Крючковича, проблема заключается в том, что в украинском законодательстве сегодня отсутствует понятие «украинское круизное судно». Посему пассажиров в Ялте при закрытии границы должны были высадить на берег со всем багажом, а потом загружать обратно — после прохождения всех таможенных процедур. Об улыбчивой доброжелательности как сочинских, так и стамбульских таможенников в Ялте можно было только помечтать.
В Сочи нас встречали более гостеприимно. Процедура паспортного контроля заняла минут десять. Для жителей города заход «Южной Пальмиры» — действительно событие. Еще пять лет назад за год Сочи посетили всего два подобных корабля, в прошлом году их было не более 30. Хотя, в связи с тем, что в 2014 году здесь будет проходить Олимпиада, ситуация, возможно, очень скоро изменится.
Для сравнения: по словам начальника Ялтинского морского порта Федора Бедина, Ялта в этом сезоне ожидает более 100 заходов круизных суден. Цифра, конечно, тоже небольшая. Но Сочи находится несколько в стороне от транспортной развязки. Поэтому «Южной Пальмире», заход которой принес порту около 15 тыс.долл., были очень рады. На борт поднялись с десяток журналистов, восторженно бродивших по кораблю в сопровождении гида из команды, мэр города, начальник порта и представители сочинского клуба одесситов, также приложившие немало усилий к тому, чтобы заход «Южной Пальмиры» в Сочи состоялся. Вполне вероятно, что вскоре Одесса и Сочи станут городами-побратимами.
Небольшая группа журналистов, проехав по городу в сопровождении экскурсовода, смогла также посетить несколько олимпийских объектов в Красной Поляне (горной части Сочи) — канатные дороги в Эсто Садо («Горная карусель»), ведущей к альтернативной медиадеревне на 2000 мест, и в Роза Хутор (имеющий непосредственное отношение к проведению игр — горные лыжи и сноуборд), а также городок «Газпрома» (рассчитанный на принятие 1500 человек, с уже действующей канатной дорогой), строительство которого началось задолго до того, как стало известно о том, что Сочи станет местом проведения Олимпиады-2014. И хотя смотреть, скажем прямо, пока особенно было не на что, сами по себе сочинские пейзажи — весьма достойное зрелище.
Стамбул — это, безусловно, восторг. Портовые ресторанчики — «Одесса», «Бабушка», «Дедушка», где большая порция креветок и большой же бокал пива плюс десерт от заведения обойдутся в 10 долларов... Цветистость восточного базара, древние памятники культуры и современные торговые центры... О Стамбуле уже написано так много, что, пожалуй, вряд ли имеет смысл добавлять свои, всего лишь однодневные впечатления.
— Надеюсь, этот круиз возобновит ранее очень востребованную Крымско-Кавказскую линию, — сказал на прощание капитан «Южной Пальмиры» Евгений Крючкович. — Когда-то я работал на этой линии, мы заходили в Ялту каждые три дня. Я очень люблю этот город и хочу, чтобы круизное судоходство здесь развивалось. Ведь от того, сколько судов заходит в морской порт, сколько на них прибывает туристов, зависит благосостояние города и его жителей.